Чудо и официальная медицина

Алиса Рымашевская
Когда я училась, преподаватель говорила о нетрадиционных методах лечения: «Ладно, если лечатся «мухоморами» и не отказываются от обычного лечения. А, если отказываются? А, потом… «мухоморы» не помогли, а обычными классическими методами лечиться поздно».

В предыдущей публикации я писала о 5 стадиях принятия горя согласно психологии: отрицание, агрессия, торг, депрессия, принятие или реорганизация.

Мы уже говорили, что психология отрицает Бога или относится к вере в Бога скептически, как к разновидности человеческих заблуждений, которые нельзя не принимать в расчёт. Психоанализ изначально построен на противопоставлении своего учения христианству. Об этом замечательно написал И. Н. Перцов в эссе «Зигмунд Фрейд: обольщённый обольститель». Поэтому стадия «4» - «ТОРГ» - в психологии априори считается безнадёжными попытками лягушки побултыхаться. Вроде как попытки неизбежно будут и вроде как неизбежно обречены на поражение. Но, так ли это?

Когда человек лечится «мухоморами» и отказывается от проверенного классического лечения, которое хотя не обещает чуда, но даёт гарантированный минимум результата, это одно. Когда человек не отказываясь от проверенного лечения средствами классической медицины, всё же пытается найти духовные истоки своих проблем и обращается к вере в Бога, это другая ситуация. Особенно, если терять нечего. И это относится не только к области здравоохранения, но и к преодолению любых – каких-бы то ни было – жизненных трудностей. В христианстве есть понятие обета и эпитимьи. Есть аналогичные понятия в других мировых религиях. Так или иначе, смысл в исправлении своей жизни и добрых делах в обмен на разрешение житейских проблем.

Православие в Черногории и православие в России – это две огромных разницы. Отношение священнослужителей к людям ооочень сильно отличается от того, что нам с мужем довелось увидеть в России и больше мне напомнило католицизм. Никаких церковных лавок с таксами – берёшь свечи или сувениры, деньги оставляешь или не оставляешь по своему кошельку и совести в ящичке для пожертвований. Если торговые лавки есть, то, как правило, отдельно от церкви и нам в них делали подарки: «Это и это подарок». «Как подарок? Денег не надо?». «Не надо. Подарок». И ещё нас угостили чаем. Многие взрослые сербы черногорцы хорошо говорят по-русски, потому что в Югославии в школьных программах было изучение русского языка.

Поразило, что нет, как в России, культа платных записок. Можно написать записки на поминовение, но бесплатно и без списка наименований разновидностей молебнов. «Нет, не надо денег». Тут же при нас записки, оставленные кем-то раньше, читал монах.

В Которе в церкви святого Луки мы с мужем испытали шок, по контрасту с теми перегибами, которые привыкли видеть в России. В России в богатом большом городе ты всё время бесконечно безнадёжный грешник и всё время что-то должен материально. В церкви святого Луки в Которе, священник, услышавший, что мы с мужем говорим друг с другом по-русски с радостью бросился к нам с возгласом: «Русские?! Вы русские?». Мы были ошарашены: «Да». Он спросил, прикладывались ли мы к мощам святых (там были мощи святого Ореста и четырёх других святых, имена которых, к сожалению, не помню)? Нет? Он откроет их для нас без стекла. Священник убрал стекло и целуя мощи я почувствовала лёгкое приятное благоухание, похожее на запах роз (цветущего шиповника). Подарил нам браслет, который мне понравился. Поскольку закончились бланки для записок (бесплатных!), принёс новых бланков. Потом ровно так же доброжелательно стал разговаривать с молодой семьёй местных. Молодая женщина в этой паре была одета так непринуждённо по летнему – в коротких шортах и топе-майке на узеньких бретельках – что это было слишком даже на мой взгляд. Но, священник не сказал им на этот счёт ни слова. Мы с мужем молча переглядывались и потом долго не могли прийти в себя после такого приёма. Когда приехали в Черногорию в следующий раз, эта церковь в Которе оказалась закрыта. Мы очень расстроились. Что там сейчас? Очень надеемся, что сейчас она открыта или будет открыта в будущем, когда мы приедем.

Страна маленькая – все друг другу родственники или соседи. В Остроге в день памяти святого Василия Острожского в мае мы с мужем видели огромное количество молодёжи, чего никогда не увидишь в России. По дороге в Острог (пешая часть пути, когда автодорога перекрыта) молодёжь курит, включает на мобильных телефонах электронную музыку, но продолжает идти в Острог. Никогда в жизни там никто не будет приставать к человеку, который ставит свечи. Да, и мне страшно представить, какая реакция на такое была бы у черногорца. В День памяти святого Василия Острожского вдоль дороги к Острогу – километра за два-три до него – стояли машины с номерами всех стран бывшей Югославии. Священники причащали и во внутреннем храме и во дворе монастыря, чтобы могли причаститься те, кому не хватило места внутри. При нас к священнику, который причащал на улице во дворе монастыря, обратилась семья, которая только подошла. Объяснили, что задержались в дороге и попросили их причастить, хотя они не стояли на литургии с начала. Священник без всякой заминки согласился. Нет назидательности «молись и кайся» и акцентуализированной материальной составляющей. Национальные традиции у них очень большое влияние на православие оказывают.

Об этом случае я узнала из книги, которую мы с мужем купили в черногорском монастыре Острог. В этом монастыре покоятся мощи святого Василия Острожского. При жизни святой Василий вёл отчаянную борьбу за сохранение православия от влияния соседей мусульман и католиков. После окончания земной жизни помогает не только своим – православным – но и католикам, и мусульманам. Об этом в книге Иустина Поповича «Житие святого Василия Острожского чудотворца».

«Старший врач Предгар Качавенда, отоларинголог, 22-ого мая 2003 г. рассказал о следующем чудесном событии: «Шесть лет тому назад я вдруг заболел. В то время, будучи беженцем, я жил в г. Кикинда. Мне поставили диагноз: серьёзное заболевание сердечной артерии. Поэтому меня срочно отправили в Сремску Каменицу сделать кардиографию. Из-за очень сильной боли в груди я не мог ходить. Боясь, что я могу умереть, думал, что в таком случае будет с моей семьёй (тогда я был без работы). По настоянию моего сына, который тогда учился в восьмилетней школе, я поехал в монастырь Острог. Я исповедался у отца Йоила, который прочитал обо мне молитву у раки со святыми мощами св. Василия. На следующий день я уехал домой.

В Сремской Каменице, в Институте сердечно-сосудистых заболеваний, мне сделали аортошунтирование и поставили диагноз: серьёзная закупорка сосудов. Коллега, который мне сделал шунтирование, сказал, что мне помочь ничем нельзя (ни с помощью медикаментов, ни с помощью операции). Я ответил ему, что меня вылечит Господь.

Я вышел из его кабинета с чувством страха и растерянности. Куда идти не знал. Пошёл я по какому-то коридору. К своему большому удивлению, вдруг я увидел больничную часовню св. Нектария Егинского. Помолился я святому Нектарию попросил заступиться за меня перед Господом, чтобы Он подарил мне исцеление. Консилиум врачей принял решение сделать мне операцию на сердце и поставить четыре байпаса. О дате операции они должны были сообщить мне через месяц.

Начался Рождественский пост. Я постился и молился Пресвятой Богородице и св. Василию ходатайствовать за меня перед Господом, чтобы Он мне смертельную болезнь заменил какой-нибудь другой, с которой я, с трудом, но жить буду и, таким образом, буду в состоянии заботиться о своей семье (у меня жена и четверо детей), которая жила в очень тяжёлых условиях. Боли у меня стихли, но я заметил, что мне приходится чаще мочиться и, что мне очень часто хочется пить. У меня обнаружили диабет.

Из института не было никаких новостей. Я позвонил своему родственнику из г. Нови Сад проверить, на какой день мне назначили операцию. Он мне ответил, что я вообще не числюсь в списках и, что в регистратуре у них нет никакого следа, что я когда-то у них был госпитализирован. Я сразу понял, что молитвами Пресвятой Богородицы и св. Василия произошло чудо. К великому удивлению своей семьи и своих коллег я перестал принимать лекарства и стал ездить на велосипеде. Через какое-то время я смог проехать 30 километров.

Я благодарю Господа, Который молитвами Пресвятой Богородицы и св. Василия исцелил меня от серьёзной сердечной недостаточности и подарил другую болезнь, чтобы напомнить мне о моих прежних грехах.

Помимо св. Николая Угодника, который является небесным покровителем моей семьи, у меня теперь есть ещё один покровитель – св. Василий, которому я дал обет, что не меньше одного раза в год я буду приезжать в Острог приложиться к его святым мощам».