Концепция натурфилософии

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский ученый в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почетный ученый Европы, почетный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.






КОНЦЕПЦИЯ НАТУРФИЛОСОФИИ



Натурфилософия (лат. «natura» – природа) – философия природы, филосовски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.

Границы между натурфилософией и естествознанием, её место в философии исторически менялось. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием. В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

Концепция натурфилософии.

Натурфилософия – умозрительный поиск основы (субстанции) мира.

VII –VI вв. до н.э.

Родоначальниками натурфилософии были ионийские (милетские) философы. Древние философы рассматривали в качестве материи какое-нибудь чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего сущего в мире. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира.

Греческая натурфилософия (досократовский период):

- милетская школа – поиск «первовещества», первостихии, из которой состоит космос, представители – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;

- пифагорейская школа – число – это то, что оформляет, дифференцирует материю, в основе совершенного космоса лежит количественная гармония, основатель – Пифагор.

Древнегреческий философ Фалес из Милета считал, что первоначалом всех вещей является вода, из нее возник мир. Древнегреческий философ Анаксимандр – первовещество является более абстрактным, более неопределенным, бесконечным на¬чалом или  «апейроном», породившим  воздух и воду, в которой возникла жизнь. Древнегреческий философ Анаксимен – основой мироздания является воздух. Гераклит – первовеществом является огонь, ибо природа находится в вечном изменении, а из всех веществ наиболее изменчив именно огонь, существование мира связано с кругооборотом материи: земля – вода – воздух – огонь и т.д.

V в. до н.э.

Эмпедокл из Агригенты – основа существования всех веществ заключается в соединении и разложении четырех корней: огня, воздуха (эфира), воды и земли, которые осуществляются благодаря действию двух противоположных сил: любви и вражды. Анаксагор из Клазомен – движущей силой, обуславливающей соединение и разделение элементарных частиц, является ум как тончайшее вещество. Сократ – древнегреческий философ, его учение разделило древнегреческую философию на «досократический» и «сократовский» периоды, в отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека.

IV в. до н.э.

Древнегреческий философ Левкипп – создатель античной атомистики. Демокрит – в основе мироздания лежат атомы, которые не¬делимы, подвижны, отличаются по форме и положению в пространстве, что определяет свойства вещей. Греческий философ Эпикур, римский философ Лукреций – продолжатели материализма Демокрита.

Гиппократ  основывал  медицину  на эмпирических науках своего времени, примыкал к натурфилософии, сводя все существующее к огню, как действующей причине, и к воде, как питательному началу.

Древнегреческий философ Платон – создатель учения о том, что все компоненты Вселенной упорядочил Бог, рассматривал материю как проекцию мира идей (идеалистические представления), считал, что существует четыре вида материи: земля, вода, воздух и огонь, частицам разных видов материи соответствуют правильные геометрические тела: земле – куб, воде – октаэдр, воздуху – икосаэдр, огню – тетраэдр – тела подлунного мира, пятое тело (пятый элемент) – эфир – додекаэдр – относится к небесным телам. Аристотель – ученик и последователь Платона – считал, что материя тоже существует как возможность реального мира, которая превращается в действительность только в результате его соединения c формой, формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

II - I вв. до н.э.

Древнегреческий философ Эпикур  следовал атомистике Демокрита и считал, что Вселенная состоит из тел и пространства, в числе тел одни есть соединения, а другие – то, из чего состоит соединения, эти последние неделимы и неизменны, Вселенная безгранична, признавал вечность материи, обладающей внутренним источником движения. Римский философ Лукреций находился в полном согласии с Демокритом  и  Эпикуром. Древнегреческий астроном Птолемей – создатель геоцентрической системы мира  (движение планет вокруг неподвижной Земли).

Средневековье.

В средние века господствующей философией была религия; природа понималась как результат божественного творения. К XV-XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии.

Эпоха Возрождения.

Польский ученый Николай Коперник – основатель гелиоцентрической системы мира, а также теории о вращении Земли вокруг Солнца, о суточном вращении Земли вокруг своей оси. Итальянский ученый Галилео Галилей – создатель одного из главных разделов механики – динамики, основатель экспериментальной физики, борец за передовое мировоззрение. Итальянский ученый Джордано Бруно дополнил систему Коперника положениями о движении Солнца, о существовании бесконечного количества миров. Итальянский ученый Леонардо да Винчи считал, что путь к истине пролегает через синтез теории и практики, метод индукции должен дополняться дедукцией, анализ-синтезом.

Натурфилософия XVI-XVII вв.:

- обоснование материалистического взгляда на мир (чаще – в форме пантеизма);

- стремление отделить философию от теологии;

- выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром Вселенной;

- утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Натурфилософия Нового времени:

- «Природа – есть материальная субстанция» – Т. Гобс;

- «Вне природы ничто не может существовать» – Дж. Локк;

- «Никакой другой самостоятельно существующей субстанции нет» – Б. Спиноза;

- «Природа – вечна, она находится в постоянном движении» – П. Гольбах;

- «Природа познаваема на основе чувственного опыта, а знание – сила» – Ф. Бекон.

Ф. Бэкон положил начало науке, основанной на точных знаниях и эксперименте. Р. Декарт считал, что дедукция, или чистый вывод одного из другого, проведенная разумом, никогда не может быть неверна (рационализм). И. Ньютон описал законы механического движения. М. Ломоносовым развивается атомнокинетическое учение. Г. Лейбниц вывел закон непрерывности, разработал учение о лестнице живых существ, высказал идею о единстве живого.

Естествознание XVIII в.

И. Кант – разработал динамическую концепцию материи как формы проявления активной энергии, вложенной Богом в момент создания мира, выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, обратил внимание на противоречие: Космос, Вселенная – сами по себе, а человек – сам по себе. Французский материализм (Д. Дидро, Д. Аламбер, Лаплас) – развито цельное понимание природы как движущейся материи, вечной во времени и бесконечной в пространстве, находящейся в постоянном саморазвитии в виде кругооборота и закономерно по¬рождающей жизнь и разум там, где для этого существуют благо¬приятные условия.

Конец натурфилософии (XIX в.).

Ряд открытий послужил становлению исторического метода исследований:

- закон сохранения энергии Джоуля, Гельмгольца;

- учение об электромагнитном поле М. Фарадея;

- разработка клеточной теории Т. Шванна;

- создание  эволюционной теории Ч. Дарвина.

Период натурфилософии можно считать законченным в середине XIX в.

Основания естественнонаучного познания.

Бытие, культура, наука.

Бытие – всё существующее, мир к которому принадлежим и мы, включая природу, общество, человека.

Культура – система средств человеческой деятельности, с помощью которой реализуется активность человека, групп людей и всего человечества во взаимодействии друг с другом и с природой. Типы культур: материальная, социальная, духовная.

Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Социальная культура – система правил поведения людей в различных видах общения. Духовная культура – система знаний и состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления людей.

Основные виды духовной культуры: мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д.

Наука – отрасль культуры, способ познание мира. Главная особенность научного знания – системный характер, логическая доказательность путем выведения одних знаний из других.

Сложилась следующая система наук:

- естествознание – система наук о природе;

- человекознание (социальные науки) – система наук о человеке и обществе;

- техникознание (технические науки) – система наук, связанных с реализацией теоретического знания.

Сущность научного метода – процедура получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим. Формы научного знания: научные факты, проблемы, гипотезы, законы, теории, концепции, научные картины мира. Методы научного познания включают общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация) и способы эмпирического (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретического (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод)  исследований.

Структура научного познания: эмпирический факт – научный факт – наблюдение – реальный эксперимент – модельный эксперимент – фиксация результатов эмпирического уровня исследований – эмпирическое обобщение – использование имеющегося теоретического знания – образ – формулировка гипотезы – проверка её на опыте – формулирование новых понятий – введение терминов и знаков – определение их значения – выведение закона – создание теории – проверка её на опыте – принятие   в случае необходимости дополнительных гипотез.

Различают естественнонаучную и гуманитарную культуры. Естественнонаучная культура базируется на информации, полученной в результате изучения природы и общества. Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, философии, педагогики и других наук. Взаимосвязь этих культур заключается в том, что они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования.

Путь к единой культуре – преодоление разрыва между различными сферами современного научного знания, искусства; выход на такой уровень развития цивилизации, при котором выявляется единство и взаимосвязь естествознания, техникознания и человекознания; осознание значения проблемного подхода в науке, выявление закономерностей, управляющих как природными, так и социокультурными процессами; единство физического знания; выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах разной природы (физических, химических, биологических, социальных и др.); единство научно¬го и гуманитарного знания.

Этапы становления науки:

- наука как опыт практической деятельности возникла около 2 млн. лет назад;

- наука как доказательный вид знания возникла в V в. до н.э.;

- современная наука возникла в XVI-ХVII вв.

Глобальные научные революции:

1. VI-IV вв. до н.э. – науку стали отличать от других формпознания, создание формальной логики Аристотелем, геоцентрическое учение о мировых сферах.

2. XVI-XVIII вв. – переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, становление классического естествознания, механическая научная картина мира.

3. На рубеже XIX-XX вв. – научная картина мира относительна, переосмысление понятий пространства, времени, причинности, непрерывности, научное описание объекта зависит от определённых условий познания.

4. Вторая половина XX в. – формирование общенаучной картины мира, выход на уровень синергетического стиля естественнонаучного мышления, антропный принцип – человек входит в структуру познавательного процесса.

Структурные уровни строения мира.

В качестве самого общего, исходного представления о мире следует рассматривать положения о том, что окружающий мир материален. Это означает, что:

- мир существует объективно и реально;

- образующий мир материя способна действовать на наши органы чувств и вызывать у нас определённые ощущения.

Физические системы и процессы, в них протекающие, можно классифицировать по разным признакам. Один из них – характерные масштабы, т.е. типичные размеры исследуемых объектов и типичные расстояния между ними. Окружающие нас тела обладают «обычными» размерами и составляют макромир – предмет макроскопической физики. В том случае, когда характерные масштабы большие, порядка миллионов световых лет, речь идет о мегамире, который изучают космология и астрофизика. Если характерные масштабы не превышают 10-8 м, то физические системы относят к области микромира, законы которого устанавливает квантовая физика.

Список литературы

См. Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.