Романс

Геннадий Рудягин
Когда я в жёлтых лужах очередной осени собираю звёзды, то всегда стараюсь отыскать  самую далёкую по времени и самую близкую моей душе, бесконечно дорогую сердцу.

Не всегда это получается, не каждую осень и не в любой луже. Но, если нахожу такую, то чищу её до первозданного блеска. Долго чищу, с надеждой и с любовью.

Пока она не потеплеет...

- Здравствуйте! - говорит сегодня одна такая, потеплевшая в моих умозрительных объятьях.. Родная,  милая, желанная.

- Здравствуйте... Лиза! - говорю и я ей в ответ.

- Что-то случилось? - интересуется она.

- Случилось, - отвечаю ей я. - Я, восхищаясь Вашим далёким образом, почти ничего не знаю о Вас. Кроме того, что певица Елизавета Борисовна Белогорская - талантливая красавица - в 1939 году написала стихи, а Вадим Козин положил их на свою музыку прекрасного романса:

                Осень, прозрачное утро.
                Небо, как будто, в тумане,
                Даль из тонов перламутра,
                Солнце холодное, раннее.

        Где наша первая встреча?
                Яркая, острая, тайная,
                В тот летний памятный вечер
                Милая, словно случайная.

                Не уходи, тебя я умоляю,
                Слова любви сто крат я повторю.
                Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю,
                Но всё ж не уходи, тебе я говорю.

                Наш уголок нам никогда не тесен,
                Когда ты в нём, то в нём цветёт весна.
                Не уходи, ещё не спето  столько песен,
                Ещё звенит в гитаре каждая струна.

- Я не помню, - говорит очаровательная звёздочка, автор чудных слов прекрасного танго-романса.

- Во вдохновенных воспоминаниях Ваших современников о своей зажигательной, почти счастливой жизни тех далёких времён, о Вас сказано вскользь: «известный композитор и певица». Какие стихи Вы написали ещё, о чём пели тогда?

- Не помню.

- Это несправедливо, Лиза... Почему же те, почти неизвестные, но восторженные люди, что написали о вас вскользь, не рассказали об этом подробней? Они же наверняка знали о Вас всё-всё-всё. И, скорее всего, были Вашими ближайшими друзьями - жить без Вас, знаменитой, не могли. Почему они так непростительно о Вас промолчали?

- Не принято. Нельзя.

- Почему?

- Я же - самоубийца. Я покончила с собой.

- Но Вы совершили это в день, когда немцы вошли в Пятигорск, где Вы тогда были на гастролях... Вы, удивительно красивая, нежная и утончённая для своего времени,  молодая женщина, известная всем и каждому, перенести этого не смогли. Разве это самоубийство, о котором следует молчать? По-моему, это - подвиг известной певицы, о которой в день нашей Великой Победы следует сказать хотя бы несколько тёплых человеческих слов.

- Не знаю, - говорит ещё одна навсегда потерянная яркая звезда России.

Никто не знает...

Не знаю этого и я.

Зато знаю и бесконечно люблю этот романс на стихи, подобные которым современным  псевдо королям эстрады  не снились даже в самых радужных снах -

         Осень, прозрачное утро...