Светлый артист. Вера Каралли. Продолж. след

Магда Кешишева
   Из всех женщин, судьба которых - в разные годы и на разное время - была связана с именем Собинова, только Вера Каралли оставила воспоминания о нём.
   Женщина от природы жертвенна, а любящая женщина жертвенна вдвойне. Такой, готовой на всё ради Собинова, была Вера. Она, мечтавшая стать женой Леонида Витальевича, подарившая ему свою молодость и большую любовь, отказалась от счастья материнства, когда он поставил её, беременную, перед выбором - он и их отношения, или аборт.
   Вера выбрала его, о чём позже очень пожалела, т.к. никогда уже не могла родить.
   Воспоминания Каралли о Собинове, их совместной жизни, времяпрепровождении и совместных поездках(кстати, она сопровождала любимого мужчину во всех его гастрольных переездах), опубликованы. Я допускаю, что многие из вас знакомы с ними, а тех, кто их не читал, хочу познакомить с ними.

   Пересказывать не буду - пусть лучше говорит сама Вера. А вы почитайте и попробуйте понять любящую женщину. И великий тенор в отношениях с Верой предстаёт несколько иным, чем тот благородный красавец, которым восторгался мир...

   Итак, Вера Алексеевна, вам слово. 
   Далёкое, далёкое прошлое! Родная Москва моя! Сколько связано с ней дорогих моих сердцу воспоминаний... В вечность ушёл дорогой человек, но память о нём всегда светла. Передо мной встают картины нашей совместной с ним жизни, полной гармонии и красивой, как радость, весны!... Постоянно бывая в театре, когда он пел, я видела громадное, всепоглащающее внимание и восторг, с которым его слушала публика... Вспоминая всё это, хочется сказать, что природа полна чудес! Она дала нашей Родине Собинова, одарив его замечательными данными артиста и неповторимым тембром голоса. Она наделила его живым, проницательным, острым умом и редкими душевными качествами - чуткостью, сердечностью, любовью к людям...

   Моя маленькая ремарка. Собинова знала вся Россия и любители оперного искусства зарубежья. А вот молодая, 18-летняя балерин Большого театра Вера Каралли, которая всй время отдавала репетициям и приходила домой только поесть и поспать, не имела понятия о Собинове. А он ведь пел в этом же театре! Но судьбе было угодно, чтобы Вера и Леонид Витальевич встретились, влюбились друг в другв и стали вместе жить. Как это случилось, расскажет сама Каралли.

   В 1908 году когда Собинов был в зените славы,  и когда надо было стоять часами в очереди, чтобы получить билет на его спектакль, вздумалось мне получить кантрамарку для моей бабушки в оперу, и именно в тот день, когда пел Собинов. Пришла я в канцелярию. Все присутствующие были крайне удивлены моей просьбой, а заведующий сказал:"Помилуйте, Вера Алексеевна, да вы шутите - какие контрамарки? Разве вы не знаете, что сегодня поёт Собинов?" Но я пропустила имя Собинов, даже рассердилась и ответила:"Я служу в театре третий год и никогда ещё не брала контрамарок, поэтому на этот раз хочу её получить!" С этими словами я ушла.

   Вечером, приехав с бабушкой в театр, я, конечно, не только не получила кантрамарки, но и никого не нашла - все ушли слушать Собинова и Нежданову - шла "Лакме". С досадой отправила я бабушку домой, а сама осталась, чтобы переговорить с нашим балетным режиссёром. Для этого пришлось спуститься в кулисы. Там я встретила солистку балета Бурину и заговорила с ней. Вдруг появляется артист в красном кителе и белой каске. В ожидании своего выхода он  ходит мимо нас, серьёзный и сосредоточенный, иногда останавливается и пристално и также серьёзно смотрит на меня. Смущённая его взглядом, я спрашиваю у Буриной:"Кто это?" - "Как, ты не знаешь? Да это Собинов! Ну, ты, кажется, живёшь на луне с твоим балетом, если не знаешь Собинова!!!" В это время подходит ко мне помощник режиссёра и напоминает, что в верхней одежде нельзя находиться за кулисами. Не собираясь оставаться, я встала и ушла. Тут догоняет меня тот же помощник режиссёра с просьбой от Собинова послушать его и этим доставить ему удовольствие. Я сказала, что не могу остаться, что мне надо ехать домой... "Отказать Собинову совершенно невозможно, я вас не отпущу", - сказал он, потащил меня за рукав и исчез. В этот омент я увидела улыбающегося нам Собинов, и он вышел на сцену. Вот при каких забавных обстоятельствах я увидела впервые Леонида Витальевича и услышала его необыкновенный голос.

   На другой день у меня была большая репетиция на сцене. Проходя через кулисы, он попросил солиску балета Николаеву познакомить со мной. И вот ко мне навстечу идёт, как юноша, весёлый, сияющий, улыбающися Собинов, которому в то время было 36 лет.
   Позже мы встречались довольно часто за кулисами. Он узнал от меня о комическом случае с контрамаркой. На следующий день курьер принёс мне письм от Леонида Витальевича. В нём я нашла билеты на его спектакль "Евгений Онегин". В письме было написано:   Той, которая всегда
                Так пленительно смеётся,
                Той, к которой иногда
                Моё сердце так и рвётся.

   Я принесла в театр розы и попросила, чтобы их поставили в уборную Собинова.Но Леонид Витальевич, конечно, сразу понял, что это мои цветы и на другой день посла мне в очень красивой вазе красные розы и тоже без своей визитной карточки.

   Дорогие мои читатели, давайте, передохнём немного, а затем Вера расскажет нам, как жилм они с Собиновым в его небольшой квартире.

   P.S. На фото - совершенно прекрасная Вера Карелли.