О детстве и не только

Веруня
 
О ДЕТСТВЕ И НЕ ТОЛЬКО
    
По моему мнению ладить, понимать, уважать других людей, быть преданным в дружбе и любви – все эти навыки переходят в нашу взрослую жизнь из детства.
Мы не выбираем родителей, дату своего рождения, место, где появляемся на свет Божий, но от того, кто с нами находится рядом в детстве и отрочестве зависит многое в будущем. У каждого из нас понятие «состоявшегося человека» своё, и у меня- тоже.
    
Я часто вспоминаю родных, давно ушедших в мир иной, думаю о себе, сестре, о друзьях, но в большей степени о двух, в прошлом самых важных для нас сестрой людей, о маме и бабушке. С отцом я прожила свои первые четыре года, и в дальнейшем наши отношения не стали близкими, такими, какими должны были бы быть между отцом и дочерью. Украинская поговорка: «Далi очi –далi серце» -  точно отражает наши отношения. Вернее, их отсутствие.   
      
Мама и бабушка - они мои родители! Я вспоминаю рассказы об их тяжелых судьбах:  бабушкином сиротстве, неудачном ее замужестве, об издевательствах деспотичного мужа, о войне, эвакуации, работе на Урале для фронта всей семьёй, о маминой искалеченной войной жизни.  Умница, она осталась без образования.  Раннее замужество, измены мужа- всё наложило отпечаток на её характер.  Вероятно, будь бы она мягкой, податливой, то не подняла бы двух дочек, не воспитала бы нас, а я искренне на это надеюсь, порядочными людьми.
    
Бабушка и мама – две стороны одной медали. Бабушка податливая - её легко можно было уговорить содействовать нам во всех наших с сестрой начинаниях, идущая, как говорила мама, у нас «на поводу». С бабушкой в кинотеатр, на реку, в гости. Её убедить можно было на раз-два, только нужно знать подход. С бабушкой можно было разговаривать обо всём, болтать без умолку. Мама из разряда неподдающихся! Но, как ни странно, я во многом поступаю, как она, по её правилам, по её наставлениям. А когда-то я взрывалась, бунтовала!
      
Утром встал-застели постель. Приведи себя в порядок. Не разбрасывай вещи. Будь скромным в поведении. Живи в уважении к людям, с которыми соприкасаешься.  Неважно, дорогая ли на тебе одежда или стиранная-перестиранная-она должна быть опрятной. Если пообещал, что вернёшься к такому-то часу, то и возвращайся вовремя. И мы не подводили её - знали: дома будут волноваться за нас.
Нельзя одалживаться у соседей - нужно уметь жить и выживать, опираясь лишь на свои возможности. Нельзя пользоваться ломбардами- туда наша мама в своё время отнесла всё самое ценное, что было у неё, а назад ничего не вернулось. Когда кому-либо что-то обещаешь- выполняй!

Наши с сестрой друзья любили бывать у нас в гостях, маму мою и побаивались, и уважали. Бабушка всех кормила, всех любила, всем отдавала тепло своей души. Ей несложно было, например, для моей молочной сестры Галки из рыбы все косточки вынуть, потому что та давилась ими. А ребёнок не должен пострадать! Но однажды она вычеркнула моих подруг из жизни, а если и слышала о них, то делала вид, что не понимает, о ком речь. Так вышло, что все мои друзья, вне зависимости от школьных успехов, в первое лето после выпуска поступили в вузы, а я - нет. Письменную математику сдала на отлично, а на физике завалили дополнительными вопросами, что вызвало сумятицу в голове. И в результате -  я перестала понимать смысл задаваемых вопросов.
    
Моя бабушка не завидовала тем, кто стал в то далёкое теперь лето студентами. Зависть, считали в нашем семействе пороком, да и завидовать никому нельзя ещё и потому, что ты не знаешь, с чем человек живет, возможно, ему очень туго приходится, а ты ещё и завидуешь. Нет, она была глубоко обиженна другим: очень быстро мои друзья, начав жить в другом измерении, позабыли обо мне. Она считала, что они могли бы приглашать меня на различные институтские мероприятия. не звали меня. Я осталась одна в свои семнадцать лет без студенчества, без работы. Меня никуда не брали ни по возрасту, ни из-за отсутствия «блата».
       
Как бы ни была строга наша мать, мы с сестрой знали, что можем во всём ей доверять и всегда получить от неё помощь. Но мы старались сами со своими проблемами разбираться. Меня в младших классах обижали, обзывали «жидовкой». Безусловно, дети были невиновны. Всё идёт из семей. Цыганский мальчик Коля усердствовал более других. Он был крепким, физически развитым, но, вероятно, умственно отсталым. Он не просто дразнился, он ещё и дрался – с остервенением, по- взрослому. Доставали меня ещё и несколько девочек.  Я в те годы понятия не имела о национальностях, вероисповеданиях и прочих таких тонкостях.  Да и друзей мы не делили на этих или тех. Я с удовольствием в православную пасху уплетала куличи, а вхожие в наш гостеприимный дом ребята любили мацу. Ни разу я не пожаловалась дома на школьные издевательства, ни разу не попросила помощи ни у мамы, ни у учительницы. Надо было рассказывать, но мне и в голову не приходило пожаловаться, хотя идти в школу приходилось с тяжёлым сердцем. Но никогда я в дальнейшем не отказывалась ни от своих корней, ни от своей национальности.
      
Сейчас многое списывается на гены. Безусловно, наследственность важный фактор в формировании личности, но всё же фундамент закладывается именно в детские годы. И мы все действительно родом из детства…
         
         август 2021