Посмертно реабилитированный в 1963 поэт...

Эдуард Кукуй
По ралио услышав песню- не сразу вспомнишь, кто поэт
и сколько в мире интересного не только юным интернет:
об утонувшей атлантиде, где жизнь строилась тобой,
и в блеске нимба ярче видешь сокрытый айсберг под водой...

Из википедии
...............

Никола;й Алексе;евич Заболо;цкий
 24 апреля [7 мая] 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии —
14 октября 1958, Москва) — русский советский поэт, переводчик; член Союза писателей СССР. В 1938 году был репрессирован. Реабилитирован посмертно 24 апреля 1963 года


Из интернета
.............
fatipapa
1 год назад
Облетают последние маки
Стихотворение "Облетают последние маки...", появившееся в 1952 году, создал Николай Алексеевич Заболоцкий. Вся жизнь и творчество этого знаменитого поэта проходили в очень трудных исторических условиях: это было время, когда мысли и чувства людей, в том числе их самовыражение находились под неусыпным контролем власти.Но несмотря на это, находилось немало людей, сумевших, не побоявшись никаких репрессий, сохранить верность своим взглядам, мыслям, душе. И Николай Алексеевич несомненно восхищался этой верностью, считал ее необходимой, важной для жизни. Я думаю, что написанное на философскую тему стихотворение "Облетают последние маки..." отражает именно эти идеи поэта. Наверняка, ему не чужда мысль о том, что доведенный до отчаяния человек, который, однако, хранит верность своему делу, может обладать завидной силой духа и хранить в душе упрямую волю и жажду творчества и любовь к жизни. Своим произведением он стремится показать, как плохо, когда человек отказывается от своей души, как этот отказ влияет на состояние человека, восприятие им мира: а эта всеохватывающая печаль - возмездие гораздо более страшное, чем наказания власти.
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания. Главная вина человека, к которому обращается лирический герой - то, что он "растерял" свою душу, изменил сам себе. А следствием этому – расплата: душевная
опустошенность, усталость от жизни. Выводом, мне кажется, должна стать мысль о том, что человек и его душа должны быть в гармоничных отношениях, и это очень важно. Как много мы знаем о важности правильных отношений с друзьями, возлюбленными: но не нужно забывать и о своей душе: несомненно, что именно от того, в каких ты отношениях с самим собой, зависит очень много. Автор подчеркивает эту важность, объединяя два вопроса в один, как неразрывно связанные:
Ну а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
Заболоцкий едва ли не больше всего ценит гармонию во всех человеческих отношениях и особенно сильно это проявляется в последнем, посмертном его сборнике "Стихотворения", в который и вошло произведение "Облетают последние маки..."
За движением мыслей и чувств поэта помогает следить стройность композиции. Стихотворение делится на пять четверостиший, в каждое из которых целиком состоит из одного предложения, в результате чего создается впечатление ровного хода мыслей лирического героя: возможно, это своеобразное доказательство того, что у он, в отличие от человека, к которому обращается, находится в согласных отношениях с самим собой. Лирический герой пытается разобраться в причине печали собеседника: второе, третье и четвертое предложения являются вопросительными ив них чувствуется развитие лирического сюжета. Если в первых двух вопросах звучит непонимание (почему человек бредет куда-то, что приключилось с ним, а возможно и с его душой?..), то между третьим и четвертым четверостишием лирический герой догадывается, что человек сам отпустил свою душу "скитаться по свету".
Стихотворение написано одним размером: трехстопным анапестом, который считается подходящим для описания напряженной ситуации, чувств. Рифмовка стихотворения перекрестная; женская и мужская рифма чередуются.

С первых строк автор создает атмосферу созвучную той, что царит в душе героя стихотворения: перед нами возникает картина осени и этот образ усиливают многочисленные выразительные средства: эпитеты (маки "последние", мрак вокруг "болезненный", аллея "голая" и "пустынная", ветви растений "странные", это и не ветви, а одни обрубки, "измена себе самому" названа самой "печальной" из измен, душа "драгоценная"). олицетворения (и природа, и человеческая душа - не просто что-то несущественное, они представляются нам как будто живыми, чувствующими: "И природа в болезненном мраке не похожа сама на себя", "как посмел ты красавицу эту,/драгоценную душу твою,/отпустить, чтоб скиталась..."), метафоры ("дорога уходит во тьму...", "жизнь растений теперь затаилась...").
Стихотворение предстает перед нами в форме обращения-монолога к неизвестному человеку, а потому в лексике используются как универсальные слова и выражения, подходящие для любого стиля речи (улетают, приключилось,измена и т.д.), так и торжественно-приподнятые, подходящие ораторской речи ("Как посмел ты...", трубя, скиталась и т.п.).
В последнем четверостишии присутствует анафора: повторяющееся два раза слово "пусть". Единоначалие концентрирует внимание читателя на итоге, выводе лирического героя:
Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Тема и идея, средства выразительности общее настроение стихотворения наполняют его темными, хмурыми цветами, такими, как, например, серый. Но несмотря на это, мне очень понравилось стихотворение "Облетают последние маки...". Я согласна с изложенными в нем мыслями автора. я считаю, что это стихотворение очень красиво, неудивительно, что эти замечательные строки Заболоцкого позже были положены на музыку.

Стихи - Николай Заболоцкий.
Музыка - Андрей Петров.
Исполняет - Павел Веревкин.
Кадры из фильма - Поздняя любовь.


Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.

1952

***

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

***

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

1958 г.