Чугуевское Военное Авиационное Училище Лётчиков-Ис

Владимир Савончик
Чугуевское Военное Авиационное Училище Лётчиков-Истребителей.

(краткая историческая справка)

Чугуевское Военное Авиационное Училище Лётчиков-Истребителей сформировано в мае 1940 года на базе 9-й Военной Школы Лётчиков и Лётчиков-Наблюдателей на аэродроме Чугуев.

Нахождение в строю:

С мая 1938 года по 5 февраля 1941 года.

В составе действующей армии:

Не находилось

В составе Видов Вооружённых Сил:

С мая 1938 года по 5 февраля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С мая 1938 года по 5 февраля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Харьковского Военного Округа.

Начальник училища:

Петров

Дислокация:

Чугуев – с мая 1938 года по 5 февраля 1941 года.

Приказом НКО №049 от 5 февраля 1941 года Чугуевское Военное Авиационное Училище Лётчиков-Истребителей преобразовано в Чугуевскую Военную Авиационную Школу Пилотов.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в училище.

Азаров Евгений Александрович – с мая 1938 года по 1938 год.
Баранов Михаил Дмитриевич – с 1 января 1939 года по октябрь 1940 года.
Козлов Николай Александрович – с сентября 1938 года по ноябрь 1939 года.
Лихолетов Пётр Яковлевич – с мая 1938 года по 1940 год.
Нагорный Виктор Сергеевич – с 1940 года по 5 февраля 1941 года.
Рязанцев Алексей Фёдорович – с мая 1938 года по 7 июля 1941 года.
Тараненко Иван Андреевич – с мая 1938 года по 1939 год.

Лётчики-ассы проходившие службу в училище:

Азаров Евгений Александрович – с мая 1938 года по 1938 год.
Баранов Михаил Дмитриевич – с 1 января 1939 года по октябрь 1940 года.
Караштин Михаил Михайлович
Клименко Виталий Иванович – с мая 1938 года по сентябрь 1940 года.
Козлов Николай Александрович – с сентября 1938 года по ноябрь 1939 года.
Лихолетов Пётр Яковлевич – с мая 1938 года по 1940 год.
Нагорный Виктор Сергеевич – с 1940 года по 5 февраля 1941 года.
Рязанцев Алексей Фёдорович – с мая 1938 года по 7 июля 1941 года.
Тараненко Иван Андреевич – с мая 1938 года по 1939 год.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 30 августа 2021 года.

Азаров Евгений Александрович

Родился 20 ноября 1914 года в селе Волойцево (ныне Глушковский район Курской области). Детство и юность провёл в городе Прокопьевск (ныне Кемеровская область). Окончил 7 классов. Работал учеником, затем слесарем на сахарном заводе. Окончил техникум механизации. С августа 1935 года в рядах Красной Армии, призван Арзамасским ГВК (город Арзамас). В 1938 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 153-го ИАП. Летал на И-153, сбитых самолётов противника не имел.
С июня 1941 года лейтенант Е. А. Азаров на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 153-го ИАП, летал на МиГ-3. С июля по сентябрь 1941 года сражался в 440-м ИАП, продолжая летать на МиГ-3. С сентября 1941 года - в 19-м ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 179-й Гвардейский ИАП). Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Летал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.
К августу 1944 года командир эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка (6-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор Е. А. Азаров совершил 339 боевых вылетов, провёл 101 воздушный бой, в которых сбил лично 10 и в составе пары 7 самолётов противника (в материалах наградного листа говорится о 15 личных победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К маю 1945 года Гвардии майор Е. А. Азаров выполнил около 400 боевых вылетов, провёл около 110 воздушных боёв, сбил 13 самолётов противника лично (в том числе 1 - тараном) и 7 в паре. За годы войны несколько раз был ранен, в том числе в голову, но неизменно возвращался в строй. Сражался на Ленинградском, Волховском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 19 апреля 1946 года Гвардии майор Е. А. Азаров - в запасе по болезни. Жил в городе Пушкино Московской области. Работал ювелиром в артели инвалидов войны "Московский часовщик". Умер 26 января 1957 года.
Награждён орденами: Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (16.03.1943, 30.03.1943, 06.06.1945), Суворова 3-й степени (25.07.1944), Красной Звезды (20.05.1940); медалью "За боевые заслуги" (06.05.1946).

Баранов Михаил Дмитриевич

Родился 21 октября 1921 года в деревне Горки (ныне Кингисепский район Ленинградской области). В 1937 году окончил неполную среднюю школу в деревне Выскатка (Сланцевский район Ленинградской области). Работал учеником, затем токарем на Кировском заводе в Ленинграде, учился летать в аэроклубе. С 1 января 1939 года в рядах Красной Армии. В октябре 1940 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. В звании младшего лейтенанта служил в 271-м ИАП (Прибалтийский особый военный округ). В мае 1941 года переведён командиром звена в 183-й ИАП.
С сентября 1941 года в действующей армии. Боевую деятельность начал в составе того же 183-го ИАП, летал на МиГ-3 и Як-1. Воевал на Южном, Юго-Западном и Сталинградском фронтах.
К августу 1942 года заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка (289-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт), старший лейтенант М. Д. Баранов совершил 176 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 578).
6 августа 1942 года ранен в воздушном бою, отправлен на лечение. В сентябре 1942 года назначен штурманом полка. В октябре 1942 года направлен заместителем командира в 9-й Гвардейский ИАП, где летал на Як-1. Из-за полученных ранее ран часто болел. В ноябре 1942 года отправлен в госпиталь, вернулся в полк в январе 1943 года.
15 января 1943 года капитан М. Д. Баранов погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта. Всего совершил около 200 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 самолёта противника.
Изначально похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Именем М. Д. Баранова названа улица в Волгограде. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы Ленинградской области и деревне Выскатка Сланцевского района на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.
Награждён орденами: Ленина (12.08.1942), Красного Знамени (05.11.1941, 06.11.1941).

Клименко Виталий Иванович

Родился в 1920 году в слободе Замостье города Суджа (Курская область). С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в частях Прибалтийского военного округа.
С 22 июня 1941 года лейтенант В. И. Клименко на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года воевал в составе 10-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. С 12 марта 1942 года - командир звена в 1-й Гвардейский ИАП. Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7.
К 20 августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант В. И. Клименко совершил 335 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 12 самолётов противника (в лётной книжке указывается на 13 личных и 6 групповых побед, но это не подтверждается штабными документами). Участвовал в битвах за Ельню, Москву, Воронеж, в прорыве блокады Ленинграда, Сталинградской битве, Орловско-Курской операции. Трижды ранен.
В сентябре 1943 года направлен командиром эскадрильи в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС КА (в Люберцах), а в 1944 году зачислен слушателем командно-штурманского отделения Военно-Воздушной академии (в Монино). Участник воздушного парада над Москвой в День авиации в 1944 году и Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади.
В 1946 году необоснованно репрессирован по обвинению в антисоветской агитации. В 1955 году полностью реабилитирован. Жил и работал в Москве (муниципальный округ Измайлово). Умер в 2014 году.
Награждён орденами: Красного Знамени (04.09.1942, 08.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); медалями.

Козлов Николай Александрович

Родился 17 (30) апреля 1917 года в деревне Красково (ныне Пустошкинский район Псковской области). С 1927 года жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1932 году окончил 7 классов, в 1934 году - школу ФЗУ, в 1936 году - 3 курса Ленинградского электромеханического рабфака. В 1934-1937 гг. работал слесарем-инструментальщиком на Ленинградском механическом заводе № 1, в 1937-1938 гг. - председателем комитета физкультуры в добровольном спортивном обществе "Рот-фронт". В 1937 году окончил Ленинградский аэроклуб. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Западного особого военного округа.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Н. А. Козлов на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в должности заместителя командира эскадрильи 162-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. 24 сентября 1941 года таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик Ю-88. Сам получил тяжёлое ранение левой ноги, приземлился на парашюте. До декабря 1941 года лечился в госпитале.
С февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи 439-го ИАП (102-я ИАД Сталинградского района ПВО), где продолжал летать на МиГ-3. 25 мая 1942 года совершил второй таран, сбив вражеский бомбардировщик Ю-88. Получил лёгкое ранение при вынужденной посадке, несколько дней провёл в госпитале. С июня 1942 года - командир эскадрильи 788-го ИАП (той же 102-й ИАД ПВО), летал на Як-1.
К сентябрю 1942 года командир эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка (102-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны) капитан Н. А. Козлов совершил 495 боевых вылетов, в 101 воздушном бою сбил лично 13 и в составе пары 1 самолёт противника (в наградном листе говорится о 12 личных и 5 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С октября 1942 года - командир эскадрильи 910-го ИАП (101-я ИАД ПВО), летал на Як-1 и Як-7. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 702).
С августа 1943 года воевал в составе 907-го ИАП (Западный и Северный фронты ПВО), летал на Ла-5 и Ла-7. С 4 сентября 1943 года майор Н. А. Козлов - командир этого полка. К маю 1945 года подполковник Н. А. Козлов совершил 620 боевых вылетов, провёл 130 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В ноябре 1948 года окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС (в Липецке). Занимал различные командные должности. С апреля 1976 года генерал-майор авиации Н. А. Козлов - в запасе. Жил в Москве. Умер 11 июля 2005 года, похоронен на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (25.04.1944, 22.02.1968), Александра Невского (23.08.1944), Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942, 11.03.1985), Красной Звезды (18.09.1941, 05.11.1954, 21.02.1974); медалями, иностранными наградами.

Лихолетов Пётр Яковлевич

Родился 18 июля 1917 года в посёлке Харцызск (ныне город Донецкой области). С 1924 года жил в посёлке Еленовские Карьеры (ныне город Докучаевск). Окончил 7 классов, рабфак и школу фабрично-заводского обучения. Работал слесарем-аккумуляторщиком на рудниках Донбасса. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков, в 1940 году - Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1941 году - курсы командиров звеньев в Ленинграде. Служил в частях ВВС Ленинградского военного округа. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант П. Я. Лихолетов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 159-го ИАП. Сражался на Северном и Ленинградском фронтах. Летал на МиГ-3, "Киттихауке" и Ла-5.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 19 личных и 5 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3285).
К ноябрю 1944 года (больше боевой работы 159-й ИАП не вёл, прикрывая побережье Эстонии и оставаясь в готовности усилить авиационную группировку советских войск в Курляндии) капитан П. Я. Лихолетов совершил 382 боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 и в группе 7 самолётов противника.
13 июля 1945 года умер от болезни. Похоронен в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на воинском кладбище в парке "Сосновка". Имя Героя носят улицы в городах Харцызск и Докучаевск.
Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (16.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (02.05.1943), Красной Звезды (26.02.1942); медалью "За оборону Ленинграда" (15.06.1943).

Нагорный Виктор Сергеевич

Родился 26 октября 1922 года в селе Угроеды (ныне посёлок городского типа Краснопольского района Сумской области Украины). В 1938 году окончил 7 классов. Работал слесарем на Сумском машиностроительном заводе и одновременно учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.
С августа 1942 года сержант В. С. Нагорный на фронтах Великой Отечественной войны в составе 297-го истребительного авиационного полка, летал на Ла-5. В сентябре 1942 года короткое время командовал звеном в 27-м ИАП (287-я ИАД), продолжая летать на Ла-5. Вскоре направлен в 293-й ИАП на ту же должность, где летал на Як-1 и Як-9.

К февралю 1944 года командир звена 293-го истребительного авиационного полка (185-я истребительная авиационная дивизия, 11-й смешанный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) старший лейтенант В. С. Нагорный совершил 169 боевых вылетов, в 59 воздушных боях лично сбил 19 и в группе 6 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4042).
К концу войны командир эскадрильи 293-го ИАП капитан В. С. Нагорный выполнил более 220 боевых вылетов, сбил 25 самолётов противника лично и 6 в группе с другими лётчиками.
После войны продолжал службу в ВВС страны. В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. С 1960 года подполковник В. С. Нагорный - в запасе. Жил в городе Сумы. Работал на заводе электронных микроскопов. Погиб 12 июля 1964 года в результате несчастного случая.
Награждён орденами: Ленина (01.07.1944), Красного Знамени (12.12.1942, 08.09.1944), Александра Невского (15.01.1945), Отечественной войны 1-й степени (30.01.1944), Красной Звезды (04.12.1942, 11.05.1945, ...); медалями.

Рязанцев Алексей Фёдорович

Родился 15 октября 1915 года в посёлке Баулино (ныне Раменский район Московской области). Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Московском автомобильном заводе, освоил рабочую профессию термиста. С весны 1934 года Алексей работал на машиностроительном заводе "Новое Сормово" (город Горький, ныне - Нижний Новгород). С сентября 1934 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в 9-ю объединённую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (город Харьков), которую окончил в 1937 году и оставлен там же инструктором-лётчиком.
С 7 июля 1941 года старший лейтенант А. Ф. Рязанцев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 160-го резервного авиаполка, летал на И-16. В том же месяце направлен заместителем командира 3-й эскадрильи в 296-й ИАП (Южный фронт), где продолжал летать на И-16. 20 августа 1941 года тяжело ранен в воздушном бою (потерял большой и средний палец правой руки). После лечения в госпитале признан негодным к лётной работе, но вернулся в свой полк и продолжал летать.
В сентябре 1941 года переведён командиром эскадрильи в 297-й ИАП (2 июля 1944 года преобразован в 179-й Гвардейский ИАП). Летал на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. 23 августа 1942 года в воздушном бою сбит, снова ранен в правую руку. Во время вынужденной посадки повредил позвоночник и 12 суток находился без сознания. Несколько месяцев провел в госпиталях, но снова вернулся в строй.
К сентябрю 1944 года штурман 179-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии майор А. Ф. Рязанцев совершил 154 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 и в составе пары 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4926).
К маю 1945 года выполнил 155 боевых вылетов и провёл 47 воздушных боёв (число побед не изменилось). Воевал на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, Центральном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
В июле 1945 года демобилизован. С 1948 года работал командиром звена в Гражданском Воздушном Флоте (город Станислав, ныне - Ивано-Франковск), летал на По-2. С 1948 года - командир авиаотряда. С сентября 1951 года - слушатель партийной школы ГВФ (город Ленинград, ныне - Санкт-Петербург). С 1954 года - командир авиаотряда в Ворошиловграде (ныне - Луганск). В том же году признан негодным к лётной службе и переведён на должность начальника службы движения в аэропорту. В 1965 году заочно окончил педагогический институт. С 1977 года - на пенсии. Умер 31 марта 1984 года, похоронен в городе Луганске.
Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (19.04.1943, 22.07.1943, 26.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (14.10.1944); медалями.

Тараненко Иван Андреевич

Родился 28 апреля 1912 года в селе Губиниха (ныне посёлок городского типа Новомосковского района Днепропетровской области Украины). В 1924 году окончил 4 класса школы. Работал на трубопрокатном заводе в Днепропетровске. С января 1933 года - заведующий организационным отделом Павлоградского райкома комсомола. С апреля по август 1933 года - секретарь комитета комсомола на химическом заводе № 55 в городе Павлоград (Днепропетровская область). С 27 августа 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, до 1938 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1938-1939 гг. - командир звена Чугуевского военного авиационного училища, в 1939-1940 гг. - военком авиаэскадрильи Полтавских авиационных курсов усовершенствования штурманов.
Участник Советско-Финляндской войны с 6 февраля по 13 марта 1940 года в должности военкома эскадрильи 149-го ИАП (ВВС Северо-Западного фронта). Совершил 22 боевых вылета на И-153, воздушных побед не имел. Награждён орденом Красного Знамени. Затем продолжал службу военкомом авиаэскадрильи 149-го ИАП и заместителем командира 247-го ИАП по политчасти (в Киевском особом военном округе).
С 22 июня 1941 года старший политрук И. А. Тараненко на фронтах Великой Отечественной войны в должности военкома 12-го ИАП (ВВС Юго-Западного фронта). Участвовал в оборонительных боях на Украине. 26 июля 1941 года был ранен в голову и руку. С октября 1941 года - военком, затем и командир 298-го ИАП (Южный и Северо-Кавказский фронты), где летал на И-16 и американской "Аэрокобре". Участвовал в обороне Донбасса, Ростовской, Барвенково-Лозовской и Северо-Кавказской операциях, воздушных боях на Кубани.
К июню 1943 года командир 298-го истребительного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) подполковник И. А. Тараненко совершил 205 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил (согласно наградному материалу) лично 4 самолёта противника и 4 в группе с другими лётчиками. За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
27 июля 1943 года назначен командиром 294-й истребительной авиационной дивизии (4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт, с 20 октября 1943 года переименован во 2-й Украинский фронт). Летал на Як-7, Як-9 и Як-3. За успешные боевые действия 294-я ИАД в 1944 году преобразована в 13-ю Гвардейскую ИАД. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1096).
К концу войны Гвардии полковник И. А. Тараненко выполнил 253 боевых вылета, провёл 54 воздушных боя, в которых сбил 6 самолётов противника лично и 7 в составе группы.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1946 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-Воздушной академии (в Монино), в 1955 году - Военную академию Генерального штаба. Служил на различных командных должностях в ВВС, был первым заместителем командующего военно-транспортной авиацией. С 18 октября 1972 года генерал-лейтенант авиации И. А. Тараненко - в запасе, а затем в отставке. В 1973-1982 гг. работал ведущим инженером в ОКБ имени С. В. Ильюшина. Жил в Москве. Умер 4 марта 1995 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943, 31.10.1967), Красного Знамени (07.04.1940, 12.02.1942, 23.08.1943, 24.09.1944, 03.11.1953), Богдана Хмельницкого 2-й степени (28.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (02.05.1943, 06.04.1985), Красной Звезды (20.06.1949); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).