9-я Военная Школа Лётчиков и Лётчиков-Наблюдателей

Владимир Савончик
9-я Военная Школа Лётчиков и Лётчиков-Наблюдателей.

(краткая историческая справка)

9-я Военная Школа Лётчиков и Лётчиков-Наблюдателей сформирована по решению Советского правительства от 12 ноября 1930 года на аэродроме Рогань.

Нахождение в строю:

С 12 ноября 1930 года по май 1938 года.

В составе действующей армии:

Не находилась.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 12 ноября 1930 года по май 1938 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

Командир и военный комиссар школы:

Комбриг Закс Ян Эдуардович – с ноября 1934 года по 30 ноября 1937 года. Арестован.

Дислокация:

Рогань – с 12 ноября 1930 года по май 1938 года.

В мае 1938 года 9-я Военная Школа Лётчиков и Лётчиков-Наблюдателей разделена на Харьковское Военное Авиационное Училище Штурманов и Лётчиков-Наблюдателей и Чугуевское Военное Авиационное Училище Лётчиков-Истребителей.

Дополнительная информация:

Дважды Герои Советского Союза проходившие службу в школе.

Ворожейкин Арсений Васильевич – с августа 1934 года по 1937 год.

Герои Советского Союза проходившие службу в школе.

Авеков Иван Авдеевич – с 1937 года по май 1938 года.
Азаров Евгений Александрович – с августа 1935 года по май 1938 года.
Васильченко Александр Григорьевич – с декабря 1933 года по 1936 год.
Гринёв Николай Васильевич – с октября 1933 года по сентябрь 1936 года.
Лихолетов Пётр Яковлевич – с 1937 года по май 1938 года.
Нога Митрофан Петрович – с апреля 1932 года по сентябрь 1933 года.
Орлов Леонид Александрович – с 1932 года по август 1935 года.
Панкратов Сергей Степанович – с 17 августа 1933 года по 1936 год.
Рубан Андрей Фролович – с 1936 года по май 1938 года.
Рязанцев Алексей Фёдорович – с сентября 1934 года по май 1938 года.
Сиротин Вячеслав Фёдорович – с августа 1934 года по 1937 года.
Тараненко Иван Андреевич – с 28 августа 1933 года по май 1938 года.
Тимошенко Афанасий Иванович – с июля 1933 года по 1936 год.
Храмов Николай Иванович – с 1933 года по 1934 год.
Шевелёв Сергей Николаевич – с октября 1931 года по 1933 год.

Лётчики-ассы проходившие службу в школе:

Авеков Иван Авдеевич – с 1937 года по май 1938 года.
Азаров Евгений Александрович – с августа 1935 года по май 1938 года.
Ворожейкин Арсений Васильевич – с августа 1934 года по 1937 год.
Гринёв Николай Васильевич – с октября 1933 года по сентябрь 1936 года.
Исаенко Николай Фёдорович – с 21 августа 1933 года по 1934 год.
Клименко Виталий Иванович – С 1937 года по май 1938 года.
Лихолетов Пётр Яковлевич – с 1937 года по май 1938 года.
Нога Митрофан Петрович – с апреля 1932 года по сентябрь 1933 года.
Панкратов Сергей Степанович – с 17 августа 1933 года по 1936 год.
Рязанцев Алексей Фёдорович – с сентября 1934 года по май 1938 года.
Сиротин Вячеслав Фёдорович – с августа 1934 года по 1937 года.
Тараненко Иван Андреевич – с 28 августа 1933 года по май 1938 года.
Тимошенко Афанасий Иванович – с июля 1933 года по 1936 год.
Храмов Николай Иванович – с 1933 года по 1934 год.
Шевелёв Сергей Николаевич – с октября 1931 года по 1933 год.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 30 августа 2021 года.

Авеков Иван Авдеевич

Родился 19 мая 1919 года на станции Осиновка (ныне Дубровенский район Витебской области Республики Беларусь). Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Витебске. Работал на производстве. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, а в 1940 году - 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Новосибирске, в ВВС Сибирского военного округа.
С 22 июня 1941 года старший лейтенант И. А. Авеков на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в составе 252-го ИАП, летал на И-15 бис и И-153. С февраля по март 1942 года воевал в 211-м ИАП, где пересел на Як-1. Вскоре направлен в 519-й ИАП, где продолжал летать на Як-1. Сражался на Юго-Западном, Западном, Центральном фронтах. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Воевал под Конотопом, Москвой, Тулой, Киевом, Харьковом, Брянском.
К апрелю 1942 года командир эскадрильи 519-го истребительного авиационного полка (ВВС 20-й армии, Западный фронт) капитан И. А. Авеков совершил 178 боевых вылетов, из них 45 на штурмовку войск и аэродромов противника, в воздушных боях сбил 10 самолётов лично и 6 в составе группы. За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
17 апреля 1943 года командир эскадрильи 519-го истребительного авиационного полка (283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) капитан И. А. Авеков погиб при катастрофе на аэродроме Данков (Липецкая область). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза. В 1988 году над братской могилой, в которой покоится прах Героя, установлен памятник.
Награждён орденом Ленина (24.08.1943).

Азаров Евгений Александрович

Родился 20 ноября 1914 года в селе Волойцево (ныне Глушковский район Курской области). Детство и юность провёл в городе Прокопьевск (ныне Кемеровская область). Окончил 7 классов. Работал учеником, затем слесарем на сахарном заводе. Окончил техникум механизации. С августа 1935 года в рядах Красной Армии, призван Арзамасским ГВК (город Арзамас). В 1938 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 153-го ИАП. Летал на И-153, сбитых самолётов противника не имел.
С июня 1941 года лейтенант Е. А. Азаров на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 153-го ИАП, летал на МиГ-3. С июля по сентябрь 1941 года сражался в 440-м ИАП, продолжая летать на МиГ-3. С сентября 1941 года - в 19-м ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 179-й Гвардейский ИАП). Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Летал на МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.
К августу 1944 года командир эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка (6-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор Е. А. Азаров совершил 339 боевых вылетов, провёл 101 воздушный бой, в которых сбил лично 10 и в составе пары 7 самолётов противника (в материалах наградного листа говорится о 15 личных победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К маю 1945 года Гвардии майор Е. А. Азаров выполнил около 400 боевых вылетов, провёл около 110 воздушных боёв, сбил 13 самолётов противника лично (в том числе 1 - тараном) и 7 в паре. За годы войны несколько раз был ранен, в том числе в голову, но неизменно возвращался в строй. Сражался на Ленинградском, Волховском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 19 апреля 1946 года Гвардии майор Е. А. Азаров - в запасе по болезни. Жил в городе Пушкино Московской области. Работал ювелиром в артели инвалидов войны "Московский часовщик". Умер 26 января 1957 года.
Награждён орденами: Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (16.03.1943, 30.03.1943, 06.06.1945), Суворова 3-й степени (25.07.1944), Красной Звезды (20.05.1940); медалью "За боевые заслуги" (06.05.1946).

Васильченко Александр Григорьевич

Родился 11 (24) ноября 1911 года в селе Старая Безгинка (ныне — Новооскольский район Белгородской области). В 1931 году окончил индустриальный техникум в Белгороде, в 1932 году — рабфак, в 1933 году — первый курс Киевского химико-технологического института. В августе 1933 года Васильченко был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Учился в Сталинградской военной авиационной школе лётчиков, в 1936 году окончил аналогичное учебное заведение в Харькове. Проходил службу в строевых частях военно-воздушных сил. Принимал участие в советско-финской войне в феврале-марте 1940 года, будучи командиром звена 39-го скоростного бомбардировочного авиаполка, совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике «СБ». В 1941—1943 годах Васильченко командовал отрядом 1-й перегоночной авиационной эскадрильи ВВС РККА, участвовал в перегонке на фронт бомбардировщиков «Пе-2» с авиазаводов в Казани и Иркутске.
С мая 1943 года Васильченко находился на должности лётчика-испытателя авиационного завода № 22 (ныне КАПО имени Горбунова) в Казани. Принимал участие в испытаниях самолётов «Ту-16», «Пе-2РУ», «Пе-2И», «Пе-2», «Ту-4», «Ту-16», «Ту-104», «Ту-110», а также их различных модификаций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники», полковник Александр Васильченко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11139.
Проживал в Казани. Трагически погиб 8 ноября 1960 года. Похоронен на казанском Арском кладбище.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960). Был награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, четырьмя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей.
В честь Васильченко названы ныне магистральная улица и сквер в Московском районе Казани, где открыт памятник Герою. Мемориальная доска Васильченко установлена в пантеоне Героев городского Парка Победы. В селе Старая Безгинка установлен бюст Героя.

Ворожейкин Арсений Васильевич

Родился (15) 28 октября 1912 года в деревне Прокофьево (ныне Городецкий район Нижегородской области). Рано остался без отца, умершего от тифа во время Гражданской войны. До 17 лет жил в родной деревне, помогая матери по хозяйству. Окончил 6 классов средней школы в городе Городец. В январе 1931 года устроился брандвахтёром в 1-ю Волжскую изыскательскую партию. С ноября 1931 года в рядах Красной Армии, служил в отдельном кавалерийском эскадроне 17-й стрелковой дивизии (в Нижнем Новгороде). В сентябре 1933 года поступил на факультет журналистики Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы в Горьком, но окончил только 1-й курс. В августе 1934 года вновь был зачислен в РККА и направлен в Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. До июля 1938 года служил младшим лётчиком и начальником связи в 73-й ОИАЭ (1-я Армия особого назначения, в Монино). В январе 1939 года окончил курсы комиссаров-лётчиков в Харькове, после чего вновь служил в АОН-1 комиссаром истребительной авиаэскадрильи 53-го ТБАП (в Монино).
Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол (Монголия) 1939 года: с июня по август - комиссар эскадрильи 22-го ИАП, по сентябрь - комиссар Отдельной разведывательной авиационной эскадрильи (ОРАЭ). Летал на И-16. Совершил около 100 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника лично и 12 в составе группы. 4 июля 1939 года в воздушном бою был тяжело ранен, при вынужденной посадке его истребитель скапотировал. Лётчик был отправлен в госпиталь в город Баян-Тумен (ныне город Чойбалсан, Монголия), но вскоре, "потеряв" справку о списании с лётной работы, вернулся в свой полк.
Затем служил комиссаром эскадрильи 56-го ИАП (город Ундур-Хан, ныне - Ундэрхаан, Монголия). С февраля 1940 года - комиссар 38-го ИАП (ВВС Прибалтийского военного округа). В период Советско-Финляндской войны совершил несколько боевых вылетов на И-153. С мая 1940 года по июль 1941 года - заместитель командира и командир эскадрильи 84-го ИАП, с июля по сентябрь 1941 года - командир эскадрильи 348-го ИАП (Закавказский военный округ; город Ереван, Армения). Летал на И-153. В августе 1942 года окончил ускоренный курс Военно-Воздушной академии (находившейся в эвакуации в городе Чкалове, ныне Оренбург).
С сентября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира, а с 20 июля 1943 года - командира эскадрилью 728-го ИАП. Летал на И-16, Як-7 и Як-9. Воевал на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. 19 августа 1943 года был легко ранен в воздушном бою.
К 20 сентября 1943 года командир 3-й эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) капитан А. В. Ворожейкин совершил 78 боевых вылетов, в 32 воздушных боях сбил 19 самолётов противника лично и 1 в составе пары. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2043).
К 23 декабря 1943 года совершил 91 боевой вылет, в 46 воздушных боях сбил лично 30 и в составе пары 1 самолёт противника. За эти подвиги был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.
2 мая 1944 года был тяжело ранен при бомбардировке немцами аэродрома Тарнополь (ныне Тернополь, Украина), 2 месяца провёл в госпитале, после чего был назначен заместителем командира 32-го ИАП (той же 256-й ИАД), где летал на Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года майор А. В. Ворожейкин награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 28/II).
С августа 1944 года - старший инструктор-лётчик Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС РККА, летал на Як-9 и Як-3. С октября 1944 - старший лётчик-инструктор Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС КА. Неоднократно выезжал в истребительные авиаполки, где обучал лётчиков методам ведения воздушного боя. Участвовал в Берлинской и Пражской операциях.
Всего за годы войны майор А. В. Ворожейкин совершил более 300 боевых вылетов, провёл более 90 воздушных боёв, сбил 45 самолётов противника лично и 1 в составе пары.
После войны продолжил службу в ВВС. С октября 1945 года командовал 9-м Гвардейским ИАП (129-я ИАД). С декабря 1947 года по ноябрь 1950 года - старший лётчик-инспектор Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. В марте 1953 года окончил авиационный факультет Высшей военной академию (Военная академия Генерального штаба) и назначен командиром 108-й ИАД (76-я Воздушная армия, Ленинградский военный округ).
В августе 1953 года дивизия переведена в состав ВВС Военно-Морского Флота СССР и переброшена на Чёрное море. С марта 1955 года - помощник командующего ВВС 4-го ВМФ (Балтика). С марта 1956 года - начальник штаба и 1-й заместитель командующего ПВО Черноморского флота. С 12 января 1957 года генерал-майор авиации А. В. Ворожейкин - в запасе по болезни, а затем в отставке. Жил в Москве, занимался литературной деятельностью. Умер 23 мая 2001 года, похоронен на Троекуровском кладбище (участок 4). Бронзовый бюст дважды Героя установлен в городе Городец. Его именем названы улицы в Городце и Нижнем Новгороде.
Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (29.08.1939, 11.08.1943, 16.05.1947, 20.04.1953), Суворова 3-й степени (21.08.1944), Александра Невского (31.12.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (06.11.1947, 04.06.1955), "Крест лётных заслуг" (11.06.1944, США), "За боевые заслуги" (06.07.1971, Монголия); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (12.06.1944, 03.11.1944).

Гринёв Николай Васильевич

Родился 1 октября 1910 года в селе Молодовое (ныне — Шаблыкинский район Орловской области) в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области Украинской ССР. В 1926—1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в Горловке, кочегаром на химическом заводе в Константиновке, одновременно учился в индустриальном техникуме. В 1931—1933 годах учился в Одесском индустриальном институте. В октябре 1933 года по комсомольской путёвке Гринёв поступил в 9-ю Харьковскую военную школу лётчиков. Окончил её, с сентября 1936 года служил старшим лётчиком, командиром звена 21-й отдельной истребительной эскадрильи Забайкальского военного округа. Участвовал в боях на Халхин-Голе, в звании лейтенанта командовал эскадрильей 22-го истребительного авиаполка истребительной авиабригады 1-й армейской группы.
За период с 23 мая по 16 сентября 1939 года лейтенант Николай Гринёв провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сбил 4 самолёта противника и ещё 6 — в составе группы. Обнаружил несколько японских аэродромов, на которых уничтожил 4 самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за «умелое командование авиаэскадрильей и проявленный личный героизм при выполнении воинского и интернационального долга» лейтенант Николай Гринёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 166.
В 1941 году Гринёв окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии имени Жуковского, с апреля того же года командовал 273-м истребительным авиаполком. С первого дня Великой Отечественной войны — на её фронтах. Участвовал в боях на Калининском, Закавказском, Северо-Кавказском, Степном, Западном, 2-м Украинском фронтах. В 1942 году под Керчью был ранен. В октябре 1945 года в звании подполковника Гринёв вышел в отставку. Проживал в Сочи. Умер 28 апреля 1963 года.

Закс Ян Эдуардович

Родился в августе 1898 г. в Платерской волости Рижского уезда Лифляндской губернии в крестьянской семье. С ранних лет начал работать по найму в сельском хозяйстве. В 1915 г. трудился на постройке военных дорог. Окончил курсы шоферов в г. Риге. Участник Первой мировой войны в 1916-1917 гг. В боях был ранен и контужен. Служил в 1-й запасной автомобильной роте в г. Петрограде. В 1917 г. окончил военно-автомобильную школу. Экстерном окончил среднее учебное заведение. Последние чин и должность в старой армии — рядовой, шофер-механик. В 1917 г. состоял в Красной гвардии. С ноября 1917 г. — шофер отряда Верховного главнокомандующего Н. В. Крыленко. С декабря 1917 г. — шофер отряда Кудинского.
В Красной армии с 1918 г. Участник Гражданской войны. В годы войны занимал должности: шофера отряда Г. М. Зусмановича (май — декабрь 1918 г.), командира Полтавского автоброневого отряда (декабрь 1918 г. — апрель 1919 г.), командира и военного комиссара 3-го Киевского отдельного бронедивизиона (апрель — август 1919 г.), командира и военного комиссара 29-го автобронеотряда 9-й армии (август — сентябрь 1919 г.), командира и военного комиссара 14-го автобронеотряда (сентябрь 1919 г. — июль 1920 г.). С июля 1920 г. — слушатель Высшей автоброневой школы. В сентябре того же года переведен на политическое отделение Высшего военно-педагогического института.
После Гражданской войны на ответственных должностях в военно-учебных заведениях и ВВС РККА. В апреле 1921 г. окончил Высший военно-педагогический институт и был назначен военным комиссаром курсов комсостава в г. Ташкенте. С июня того же года — военный комиссар 3-х Туркестанских артиллерийских командных курсов (г. Фергана). С ноября 1921 г. — партийный помощник начальника учебной части 15-х Алма-Атинских командных курсов. С апреля 1922 г. — военный комиссар тех же курсов. В мае того же года назначен помощником начальника учебно-строевого отдела управления военно-учебных заведений Туркестанского фронта. С сентября 1922 г. — помощник главного инспектора военно-учебных заведений Туркестанского фронта по политической части. С января 1923 г. — военный комиссар 4-й Ташкентской объединенной военной школы. Затем (до июля 1923 г.) — и. д. военного комиссара, с июля 1923 г. — военный комиссар Высшей военной школы (Туркестанских курсов) востоковедения. В декабре 1924 г. стал помощником начальника тех же курсов по политической части. В 1925-1926 гг. — слушатель КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе. С июля 1926 г. — старший инструктор организационной части Организационно-распорядительного отдела Политуправления РККА. С октября того же года — военный комиссар Военной школы летчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. С августа 1928 г. — военный комиссар, с декабря 1929 г. — помощник командира по политической части и начальник политотдела 20-й авиабригады. В 1931 г. окончил КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе. С августа 1931 г. состоял в распоряжении Главного управления РККА с прикомандированием к Военно-строительному управлению РККА. В ноябре 1931 г. назначен командиром и военным комиссаром 36-й авиабригады. Затем (до декабря 1933 г.) — командир и военный комиссар 451-й смешанной авиабригады. В декабре 1933 г. зачислен слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии имени проф. Н. Е. Жуковского, который окончил в 1934 г. С ноября 1934 г. — начальник и военный комиссар 9-й (Роганской) военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.
Арестован 30 ноября 1937 г. Высшей двойкой 20 января 1938 г. по обвинению в участии в контрреволюционной организации приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение. По другим данным покончил жизнь самоубийством в Тюрьмн Определением Военной коллегии от 16 апреля 1957 г. реабилитирован.

Исаенко Николай Фёдорович

Родился 26 декабря 1910 года в селе Гуляй-поле (Гуляй-Польский район Днепропетровской области Украины). Работал сельским корреспондентом, принимал участие в организации колхозов, был секретарём комсомольской ячейки в сельхозкоммуне, работал секретарём комитета комсомола совхоза в Гуляй-поле, избирался членом бюро райкома комсомола Пологовского района. С 21 августа 1933 года в рядах Красной Армии (мобилизован по спецнабору с 1-го курса комвуза города Днепропетровска). В 1934 году окончил Роганьскую (ныне Харьковскую) военную авиационную школу лётчиков. Обучал лётному делу курсантов Руставской ВАШП. С 1939 года - командир звена, с 1940 года - командир отряда. В октябре 1942 года капитан Н. Ф. Исаенко назначен заместителем командира 170-го ИАП (ВВС Закавказского военного округа), но пробыл в этой должности всего несколько дней (полк был расформирован). В ноябре 1942 года назначен заместителем командира 267-го ИАП, который проходил переформирование и переучивание в 26-м ЗАП (село Барчало, Грузия).
С 2 марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 267-го ИАП (5-я Воздушная армии, ВВС Северо-Кавказского фронта), летал на ЛаГГ-3. Дважды был легко ранен в воздушных боях (24.03.1943 и 23.05.1943). С июня 1943 года служил штурманом и одновременно инспектором по технике пилотирования 236-й ИАД (ВВС Северо-Кавказского, Южного и 4-го Украинского фронтов), где летал на "Спитфайре" VВ и "Аэрокобре". С 16 июня 1944 года командовал 611-м ИАП (236-я ИАД). Летал на Як-1, Як-9 и Як-3. Сражался на 3-м Украинском и 1-м Украинском фронтах.
К 9 мая 1945 года командир 611-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) подполковник Н. Ф. Исаенко совершил 274 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 14 и в составе пары 2 самолёта противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании полковника. Написал книгу воспоминаний - "Вижу противника!"  (Политиздат, 1981 год).
Награждён орденами: Ленина (23.02.1948), Красного Знамени (25.04.1943, 20.09.1944, 03.11.1953, 22.02.1955), Александра Невского (12.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (30.10.1943), Красной Звезды (23.11.1942, 20.06.1949, 29.04.1954); медалями.

Клименко Виталий Иванович

Родился в 1920 году в слободе Замостье города Суджа (Курская область). С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в частях Прибалтийского военного округа.
С 22 июня 1941 года лейтенант В. И. Клименко на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года воевал в составе 10-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. С 12 марта 1942 года - командир звена в 1-й Гвардейский ИАП. Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7.
К 20 августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант В. И. Клименко совершил 335 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 12 самолётов противника (в лётной книжке указывается на 13 личных и 6 групповых побед, но это не подтверждается штабными документами). Участвовал в битвах за Ельню, Москву, Воронеж, в прорыве блокады Ленинграда, Сталинградской битве, Орловско-Курской операции. Трижды ранен.
В сентябре 1943 года направлен командиром эскадрильи в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС КА (в Люберцах), а в 1944 году зачислен слушателем командно-штурманского отделения Военно-Воздушной академии (в Монино). Участник воздушного парада над Москвой в День авиации в 1944 году и Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади.
В 1946 году необоснованно репрессирован по обвинению в антисоветской агитации. В 1955 году полностью реабилитирован. Жил и работал в Москве (муниципальный округ Измайлово). Умер в 2014 году.
Награждён орденами: Красного Знамени (04.09.1942, 08.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); медалями.

Лихолетов Пётр Яковлевич

Родился 18 июля 1917 года в посёлке Харцызск (ныне город Донецкой области). С 1924 года жил в посёлке Еленовские Карьеры (ныне город Докучаевск). Окончил 7 классов, рабфак и школу фабрично-заводского обучения. Работал слесарем-аккумуляторщиком на рудниках Донбасса. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков, в 1940 году - Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, в 1941 году - курсы командиров звеньев в Ленинграде. Служил в частях ВВС Ленинградского военного округа. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант П. Я. Лихолетов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 159-го ИАП. Сражался на Северном и Ленинградском фронтах. Летал на МиГ-3, "Киттихауке" и Ла-5.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П. Я. Лихолетов совершил 366 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 19 личных и 5 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3285).
К ноябрю 1944 года (больше боевой работы 159-й ИАП не вёл, прикрывая побережье Эстонии и оставаясь в готовности усилить авиационную группировку советских войск в Курляндии) капитан П. Я. Лихолетов совершил 382 боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 и в группе 7 самолётов противника.
13 июля 1945 года умер от болезни. Похоронен в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) на воинском кладбище в парке "Сосновка". Имя Героя носят улицы в городах Харцызск и Докучаевск.
Награждён орденами: Ленина (04.02.1944), Красного Знамени (16.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (02.05.1943), Красной Звезды (26.02.1942); медалью "За оборону Ленинграда" (15.06.1943).

Нога Митрофан Петрович

Родился 19 августа 1914 года на хуторе Ключеводск (ныне село Ключеводское Нововодолажского района Харьковской области Украины). Окончил 7 классов средней школы. С 1931 года работал слесарем на Харьковском авиационном заводе. С апреля 1932 года в рядах Красной Армии. По комсомольскому спецнабору направлен в 9-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (город Харьков), которую окончил в мае 1933 года. Служил пилотом 109-й ИАЭ (город Киев), с марта 1934 года - старший лётчик 760-го ИАО (затем эскадрилья особого назначения и 29-я ИАЭ) ВВС Забайкальского военного округа, с августа 1936 года - командир звена там же. С июля 1938 года - командир звена и эскадрильи 70-го ИАП (ВВС 57-го Особого корпуса (в Монголии).
Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол с 11 мая по 16 сентября 1939 года в должности командира эскадрильи того же 70-го истребительного авиационного полка (110-я смешанная авиационная дивизия, 1-я Армейская группа), летал на И-16. В небе Монголии старший лейтенант М. П. Нога совершил 109 боевых вылетов, провёл 22 воздушных боя, сбил лично 4 и в составе группы 8 самолётов противника (согласно наградного листа: "сбил 9 И-97 и парой 2 бомбардировщика"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
В сентябре 1939 года назначен командиром 41-го ИАП (ВВС Белорусского Особого военного округа), участвовал в походе Советских войск в Западную Белоруссию. Командовал полком до января 1941 года, когда убыл на учёбу. В июле 1941 года досрочно выпущен из Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии.
С июля 1941 года майор М. П. Нога на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира 182-го ИАП, летал на МиГ-3. С 1 августа 1942 года подполковник М. П. Нога командовал 144-й ИАД (Саратово-Балашовский дивизионный район ПВО), летал на Як-1 и Ла-5. С июня 1943 года - командир 322-й ИАД (2-й истребительный авиационный корпус), летал на Ла-5. С 16 ноября 1944 года - командир 256-й ИАД (5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт), летал на Як-9 и Як-3.
К маю 1945 года полковник М. П. Нога совершил около 200 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 6 самолётов противника (в наградном листе от 17.08.1944 г. говорится о 9 личных победах). Был дважды ранен. Воевал на Западном, Волховском, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах.
После окончания войны продолжил служить в авиации. С ноября 1945 года - командир 181-й ИАД (Таврический военный округ), в ноябре 1947 года убыл на учёбу в Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. С декабря 1949 года - командир 65-го ИАК, с февраля 1952 года - командир 52-го ИАК (57-я Воздушная армия, Прикарпатский военный округ). С ноября 1955 года - заместитель командующего по ПВО 29-й Воздушной армии. С января 1957 года - командир Сахалинского корпуса ПВО, с апреля 1960 года - командир 12-го корпуса ПВО. С июля 1963 года генерал-лейтенант авиации М. П. Нога - в запасе. Жил в городе Киеве. Работал в авиационной промышленности. Умер 22 декабря 1986 года, похоронен на городском кладбище "Берковцы".
Награждён орденами: Ленина (17.11.1939), Красного Знамени (29.08.1939, 22.09.1944, 06.05.1945, ...), Суворова 2-й степени (14.09.1943), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (1943, 11.03.1985), Красной Звезды (дважды); медалями и орденом Красного Знамени МНР (17.08.1939).

Орлов Леонид Александрович

Родился 25 августа 1911 года в деревне Волок ныне Брейтовского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончил 8 классов и школу ФЗУ в городе Рыбинске Ярославской области. Работал слесарем на заводе.
В Красной Армии с 1932 года. В 1936 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. В 1938 году участвовал добровольцем в национально-освободительной войне китайского народа 1937—1945 годов.
Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол с 11 мая по 16 сентября 1939 года.
Помощник командира эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Леонид Орлов в воздушных боях сбил три самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга старшему лейтенанту Орлову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 150.
Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов. Затем служил в Управлении Военно-воздушных сил Красной Армии старшим инспектором Главной летной инспекции ВВС, командовал эскадрильей. С 14 сентября 1941 года командовал 116-м истребительным авиационным полком Среднеазиатского военного округа.
11 ноября 1942 года был назначен командиром 19-го Краснознаменного истребительного авиационного полка 269-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта, который принимал участие в Острогожско-Россошанской, Воронежско-Касторненской, Харьковской наступательной и Харьковской оборонительной операциях. Погиб 15 марта 1943 года при аварии самолёта Ла-5 на фронтовом аэродроме в районе города Волчанск[1]. Похоронен в городе Волчанске Харьковской области Украины.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, монгольским орденом «За воинскую доблесть».
Два его младших брата — Анатолий и Николай — также работали на заводе и связали свою жизнь с авиацией. Анатолий Орлов погиб в 1939 году в воздушном бою на Халхин-Голе, где принимал участие вместе с братом, посмертно удостоился ордена Красного Знамени. Николай служил в десантных войсках и пропал без вести в декабре 1941 года. Именем Леонида и Анатолия Орловых названа улица в городе Рыбинске.

Панкратов Сергей Степанович

Родился 8 сентября 1910 года в селе Ломовое (ныне Чаплыгинский район Липецкой области). Окончил неполную среднюю школу, затем Московский гидрометеорабфак. Работал на метеостанции в Харькове. С 17 августа 1933 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Харьковскую военную авиационную школу. Участник Советско-Японского конфликта на озере Хасан в 1938 году в составе 48-го ИАП (69-я ИАБ), летал на И-15бис. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе сводной авиагруппы ВВС 8-й Армии, летал на И-153, сбитых самолётов противника не имел. В 1941 году окончил Липецкие курсы усовершенствования лётного состава.
С июня 1941 года капитан С. С. Панкратов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 252-го ИАП, летал на И-15бис и И-153. С сентября 1941 года сражался уже в 66-м ИАП. Летал на Як-1, Як-7 и "Аэрокобре". Воевал командиром эскадрильи, штурманом и заместителем командира истребительного авиаполка на Юго-Западном, Западном, Закавказском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах.
К апрелю 1944 года штурман 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) майор С. С. Панкратов совершил 264 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил лично 16 и в составе группы 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3991).
К концу войны заместитель командира, он же инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полётов 66-го ИАП майор С. С. Панкратов совершил около 290 боевых вылетов, провёл 53 воздушных боя (число воздушных побед не изменилось).
После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Служил командиром авиаполка и 65-й истребительной авиационной дивизии (Харьковский военный округ). С 1960 года полковник С. С. Панкратов - в запасе. Жил в Харькове (Украина), работал в физико-технологическом институте. Умер 22 января 1998 года. Похоронен на кладбище № 2 в Харькове.
Награждён орденами: Ленина (02.08.1944), Красного Знамени (01.11.1938, 05.11.1942, 30.04.1954), Отечественной войны 1-й степени (31.12.1943, 19.10.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (16.02.1942, 20.06.1949); медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За оборону Кавказа", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией" и другими.

Рубан Андрей Фролович

Родился 5 ноября 1914 года в селе Мальцы (ныне — Миргородский район Полтавской области Украины). После окончания неполной средней школы и горного техникума работал на шахте в Приморском крае. В 1936 году Рубан был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков, в 1941 году — 2-ю Высшую авиационную школу штурманов. С августа 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. В боях был ранен.
К марту 1945 года майор Андрей Рубан был штурманом 990-го ночного бомбардировочного авиаполка 313-й ночной бомбардировочной авиадивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. К тому времени он совершил 835 боевых вылетов на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, нанеся ему большие потери.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» майор Андрей Рубан был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8004.
После окончания войны Рубан продолжил службу в Советской Армии. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В ноябре 1966 года в звании полковника Рубан был уволен в запас. Проживал и работал в Харькове.
Скончался 21 августа 2007 года.
Был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей

Рязанцев Алексей Фёдорович

Родился 15 октября 1915 года в посёлке Баулино (ныне Раменский район Московской области). Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Московском автомобильном заводе, освоил рабочую профессию термиста. С весны 1934 года Алексей работал на машиностроительном заводе "Новое Сормово" (город Горький, ныне - Нижний Новгород). С сентября 1934 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в 9-ю объединённую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (город Харьков), которую окончил в 1937 году и оставлен там же инструктором-лётчиком.
С 7 июля 1941 года старший лейтенант А. Ф. Рязанцев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 160-го резервного авиаполка, летал на И-16. В том же месяце направлен заместителем командира 3-й эскадрильи в 296-й ИАП (Южный фронт), где продолжал летать на И-16. 20 августа 1941 года тяжело ранен в воздушном бою (потерял большой и средний палец правой руки). После лечения в госпитале признан негодным к лётной работе, но вернулся в свой полк и продолжал летать.
В сентябре 1941 года переведён командиром эскадрильи в 297-й ИАП (2 июля 1944 года преобразован в 179-й Гвардейский ИАП). Летал на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. 23 августа 1942 года в воздушном бою сбит, снова ранен в правую руку. Во время вынужденной посадки повредил позвоночник и 12 суток находился без сознания. Несколько месяцев провел в госпиталях, но снова вернулся в строй.
К сентябрю 1944 года штурман 179-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии майор А. Ф. Рязанцев совершил 154 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 и в составе пары 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4926).
К маю 1945 года выполнил 155 боевых вылетов и провёл 47 воздушных боёв (число побед не изменилось). Воевал на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, Центральном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.
В июле 1945 года демобилизован. С 1948 года работал командиром звена в Гражданском Воздушном Флоте (город Станислав, ныне - Ивано-Франковск), летал на По-2. С 1948 года - командир авиаотряда. С сентября 1951 года - слушатель партийной школы ГВФ (город Ленинград, ныне - Санкт-Петербург). С 1954 года - командир авиаотряда в Ворошиловграде (ныне - Луганск). В том же году признан негодным к лётной службе и переведён на должность начальника службы движения в аэропорту. В 1965 году заочно окончил педагогический институт. С 1977 года - на пенсии. Умер 31 марта 1984 года, похоронен в городе Луганске.
Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (19.04.1943, 22.07.1943, 26.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (14.10.1944); медалями.

Сербин Иван Иванович

Родился 12 сентября 1911 года в селе Оболонь (Семёновский район Полтавской области). В рядах РККА с 24 августа 1933 года. Окончил в ноябре 1935 года Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. С августа 1939 года военком 3-й авиаэскадрильи 13-го истребительного авиационного полка Краснознамённого Балтийского флота. Участвовал в советско-финской войне, тогда был награждён орденом Красного Знамени. С июля 1940 года заместитель командира по политчасти 11-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, с мая 1941 года заместитель командира по политчасти 2-й авиаэскадрильи 2-го учебного резервного полка. Батальонный комиссар.
На фронте Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
Военком 104-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи с августа 1941 года (в составе 13-го истребительного авиационного полка). 21 ноября 1941 года в районе деревни Шалдиха воздушном бою сбил немецкий истребитель Ме-109. Награжден орденом Красного Знамени.
Военком и полковой комиссар 71-го истребительного авиационного полка с февраля 1942 года. В марте-апреле 1942 года в составе группы сбил два финских истребителя ФД-21.
Военком 61-й истребительной авиационной бригады с 3 июля 1942 года. В ночь на 2 июня 1942 года в воздушном бою около острова Котлин полковой комиссар Сербин сбил два бомбардировшика He-111. В ночь на 5 июня 1942 года сбил один бомбардировшик He-111 лично и один в группе. Был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Начальник политотдела 61-й истребительной авиационной бригады с 15 октября 1942 года. При переаттестации присвоено звание полковника.
Заместитель командующего по политчасти, начальник политотдела ВВС КБФ с 4 ноября 1943 по 9 мая 1945 года. Приказом командующего Балтийским флотом 27 февраля 1944 года полковник Сербин был награжден орденом Красного Знамени.
Генерал-майор авиации с 5 ноября 1944 года. 26 июня 1945 года указом Президиума Верховного совета генерал-майор Сербин был награжден орденом Нахимова I степени.
За годы войны генерал-майор Сербин совершил 158 боевых вылетов (в том числе 16 на штурмовку), провёл 92 воздушных боя, сбил лично 5 самолётов противника и ещё 3 в группе с другими лётчиками. В июле 1943 года представлен к званию Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС на командных должностях:
Заместитель командующего по политчасти ВВС Северного флота до августа 1946 года
Заместитель командующего по политчасти в 1947—1949 годах 5-го ВМФ
Начальник политотдела и заместитель по политчасти в 1949—1951 годах командующего 5-го ВМФ
Начальник 3-го отдела авиации ВМС в 1953 году
Начальник политотдела 4-го ВМФ в 1953—1956 годах
Начальник политотдела Черноморского флота в 1956—1959 годах
В отставке с января 1959 года. Жил в Севастополе. Умер 8 июня 1975 года.
Кавалер орденов Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 2-й степени, Нахимова 2-й степени, Красной Звезды, награждён многими медалями.

Сиротин Вячеслав Фёдорович

Родился 22 сентября 1913 года в городе Санкт-Петербурге. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем. С августа 1934 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков.
С 22 июня 1941 года старший политрук В. Ф. Сиротин на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 123-го ИАП (10-я САД, Западный фронт), летал на И-153. 25 июня 1941 года ранен в воздушном бою. С 5 августа по 15 сентября 1941 года участвовал в обороне Москвы (в составе 6-го ИАК ПВО), где летал на Як-1. С сентября 1941 года защищал небо Ленинграда (в составе 7-го ИАК ПВО). 12 октября 1941 года тяжело ранен в воздушном бою, отправлен в госпиталь.
В апреле 1942 года направлен в 238-й ИАП (239-я ИАД, 7-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт), летал на ЛаГГ-3. С июня 1944 года воевал в составе 17-го ИАП (1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский фронты), где летал на "Аэрокобре". 15 августа 1944 года сбит в воздушном бою, ранен в ногу и руку, но сумел воспользоваться парашютом.
К октябрю 1944 года помощник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) капитан В. Ф. Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4183).
К 9 мая 1945 года майор В. Ф. Сиротин выполнил 326 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых сбил лично 21 самолёт противника и в паре 1 аэростат наблюдения (в последнем наградном листе указывается на 310 боевых вылетов и 72 воздушных боя).
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В августе 1945 года назначен командиром 17-го ИАП (190-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт). Участник Советско-Японской войны с 9 августа по 3 сентября 1945 года. Летал на Р-63 "Кингкобра". Выполнил 5 боевых вылетов, провёл 1 воздушный бой. 15 августа 1945 года во время доставки наступающим сухопутным войскам горючего, транспортный самолёт атаковала пара японских истребителей. На выручку вылетели майор В. Ф. Сиротин со своим ведомым лейтенантом И. Ф. Мирошниченко. Они отразили атаки японских истребителей, а И. Ф. Мирошниченко сбил один вражеский самолёт. Другой скрылся, уйдя на бреющем полёте.
После завершения боевых действий, майор В. Ф. Сиротин продолжил командовать 17-м ИАП (в составе 190-й ИАД Приморского военного округа). 7 августа 1948 года погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Хороль (Хорольский район Приморского края).
Награждён орденами: Ленина (31.12.1941, 23.02.1945), Красного Знамени (07.10.1944, 15.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (20.07.1944), Красной Звезды (30.09.1945); медалями.

Тараненко Иван Андреевич

Родился 28 апреля 1912 года в селе Губиниха (ныне посёлок городского типа Новомосковского района Днепропетровской области Украины). В 1924 году окончил 4 класса школы. Работал на трубопрокатном заводе в Днепропетровске. С января 1933 года - заведующий организационным отделом Павлоградского райкома комсомола. С апреля по август 1933 года - секретарь комитета комсомола на химическом заводе № 55 в городе Павлоград (Днепропетровская область). С 27 августа 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей, до 1938 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1938-1939 гг. - командир звена Чугуевского военного авиационного училища, в 1939-1940 гг. - военком авиаэскадрильи Полтавских авиационных курсов усовершенствования штурманов.
Участник Советско-Финляндской войны с 6 февраля по 13 марта 1940 года в должности военкома эскадрильи 149-го ИАП (ВВС Северо-Западного фронта). Совершил 22 боевых вылета на И-153, воздушных побед не имел. Награждён орденом Красного Знамени. Затем продолжал службу военкомом авиаэскадрильи 149-го ИАП и заместителем командира 247-го ИАП по политчасти (в Киевском особом военном округе).
С 22 июня 1941 года старший политрук И. А. Тараненко на фронтах Великой Отечественной войны в должности военкома 12-го ИАП (ВВС Юго-Западного фронта). Участвовал в оборонительных боях на Украине. 26 июля 1941 года был ранен в голову и руку. С октября 1941 года - военком, затем и командир 298-го ИАП (Южный и Северо-Кавказский фронты), где летал на И-16 и американской "Аэрокобре". Участвовал в обороне Донбасса, Ростовской, Барвенково-Лозовской и Северо-Кавказской операциях, воздушных боях на Кубани.
К июню 1943 года командир 298-го истребительного авиационного полка (219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) подполковник И. А. Тараненко совершил 205 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв, сбил (согласно наградному материалу) лично 4 самолёта противника и 4 в группе с другими лётчиками. За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
27 июля 1943 года назначен командиром 294-й истребительной авиационной дивизии (4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт, с 20 октября 1943 года переименован во 2-й Украинский фронт). Летал на Як-7, Як-9 и Як-3. За успешные боевые действия 294-я ИАД в 1944 году преобразована в 13-ю Гвардейскую ИАД. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1096).
К концу войны Гвардии полковник И. А. Тараненко выполнил 253 боевых вылета, провёл 54 воздушных боя, в которых сбил 6 самолётов противника лично и 7 в составе группы.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1946 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-Воздушной академии (в Монино), в 1955 году - Военную академию Генерального штаба. Служил на различных командных должностях в ВВС, был первым заместителем командующего военно-транспортной авиацией. С 18 октября 1972 года генерал-лейтенант авиации И. А. Тараненко - в запасе, а затем в отставке. В 1973-1982 гг. работал ведущим инженером в ОКБ имени С. В. Ильюшина. Жил в Москве. Умер 4 марта 1995 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943, 31.10.1967), Красного Знамени (07.04.1940, 12.02.1942, 23.08.1943, 24.09.1944, 03.11.1953), Богдана Хмельницкого 2-й степени (28.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (02.05.1943, 06.04.1985), Красной Звезды (20.06.1949); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).

Тимошенко Афанасий Иванович

Родился 1 мая 1913 года в селе Лубошево (Железногорский район Курской области). Окончил среднюю школу. Работал столяром. С июля 1933 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Роганскую военную авиационную школу пилотов.
 25 декабря 1942 года старший лейтенант А. И. Тимошенко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 814-го ИАП (24 августа 1943 года преобразован в 106-й Гвардейский ИАП). Прошёл путь от заместителя командира эскадрильи до заместителя командира полка. В феврале 1943 года ранен осколком снаряда в ногу. Сражался на Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9.
3 марта 1945 года заместитель командира 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор А. И. Тимошенко погиб в результате несчастного случая (зарублен винтом самолёта на аэродроме). К тому времени совершил 250 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе пары 1 самолёт противника. Похоронен в городе Львов на холме Славы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (30.07.1943, 29.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (24.04.1945), Красной Звезды (20.02.1943); медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944).

Храмов Николай Иванович

Родился 17 октября 1913 года в городе Харькове (Украина). Многие годы жил в Москве. По окончании школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) работал фрезеровщиком на Московском электромеханическом заводе. С 1933 года в рядах Красной Армии. По специальному набору направлен учиться в Харьковскую военную авиационную школу, которую окончил в 1934 году.
С января 1942 года капитан Н. И. Храмов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира 2-й эскадрильи 287-го ИАП (в составе 6-го ИАК Московской зоны ПВО и 287-й ИАД ВВС Брянского фронта), летал на "Харрикейне". В августе 1942 года назначен инструктором-лётчиком Управления истребительной авиации ГУБП ФА ВВС, где летал на разных типах самолётов.
К концу войны старший инструктор-лётчик Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии подполковник Н. И. Храмов совершил 327 боевых вылетов, провёл 113 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 и в составе группы 3 самолёта противника (в наградном листе говорится о 16 личных и 4 групповых победах).
В 1945 году подполковник Н. И. Храмов назначен начальником отдела Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. В августе 1947 года на воздушном параде в Москве, впервые в истории реактивной авиации, продемонстрирован высший групповой пилотаж на реактивных самолётах. Звено вёл полковник Н. И. Храмов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при освоении реактивной техники, удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8312).
18 октября 1950 года полковник Н. И. Храмов погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Харькове его именем названы улица и школа, установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (1942, 14.02.1943, 23.02.1948), Красного Знамени (25.03.1944, 06.04.1945, ...), Александра Невского (23.09.1943), Красной Звезды (27.04.1945, ...); медалями.

Шевелёв Сергей Николаевич

Родился 25 июня 1909 года в селе Жовтень (Ширяевский район Одесской области Украины). Окончил 7 классов в городе Каттакурган (Самаркандская область республики Узбекистан). Работал агротехником. С октября 1931 года в рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, а в 1934 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в различных частях ВВС.
С 10 мая 1942 года капитан С. Н. Шевелёв на фронтах Великой Отечественной войны в составе 821-го ИАП, летал на Як-1. В сентябре 1942 года направлен в 862-й ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Як-1. В декабре 1942 года назначен штурманом в 249-й ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.
К марту 1943 года штурман 249-го истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) капитан С. Н. Шевелёв совершил 135 боевых вылетов, провёл 34 воздушных боя, сбил лично 10 самолётов и 1 планер противника (в наградном листе говорится и о 2 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1006).
С ноября 1943 года служил в Управлении 329-й ИАД (в должности штурмана дивизии), где освоил "Аэрокобру". С 23 января 1945 года - штурман 66-го ИАП, продолжал летать на "Аэрокобре".
К маю 1945 года штурман 66-го истребительного Алленштайнского ордена Суворова авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии майор С. Н. Шевелёв совершил 186 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 14 самолётов противника. Воевал на Крымском, Закавказском, Северо-Кавказском, 2-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. С 1950 года подполковник С. Н. Шевелёв - в запасе, а затем в отставке. Жил в деревне Седмиховка Золотухинского района Курской области. До выхода на пенсию работал бригадиром в колхозе. Умер 13 февраля 1979 года.
Награждён орденами: Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (05.04.1943), Отечественной войны 1-й степени (30.06.1945), Красной Звезды; медалями, в том числе: "За боевые заслуги" (1944) и "За оборону Кавказа" (1944).