Эпитафия

Лысенко Светлана
Это правдивая история о друге моего мужа.

Володя полюбил Таню сразу и навсегда, как только увидел её.
Это было во 2-ом классе. Школу его в деревне Нижние Мнёвники расформировали из-за недостаточной заполняемости, и мальчика перевели в другую школу, в класс, где училась Таня. 
Семья Володи жила в деревенском доме на песчаном берегу реки-Москвы. Возможно, поэтому фамилия у Володи, доставшаяся ему от родителей, была – Песков.
Володя был младший из 4-х детей. Первые были девчонки. Их отец сказал матери:
- Будем рожать, пока не родим мальчика, чтобы было кому оставить дом, хозяйство и фамилию.
***
  Девочка Таня, в которую влюбился Володя, жила в новом высотном доме. Их семья не так давно приехала из Германии. Отец – полковник, мать – учительница.
***
Можно ли объяснить влюблённость?
Ему нравились её синие глаза-васильки, ладная фигурка, гордая посадка головы, движения с достоинством и, особенно, – её густые каштановые волосы, когда, уже в старших классах, она рассыпала их по плечам. От этой картины у Володьки, вообще, дух захватывало, и он ни о чём другом не мог думать, как только не о Тане. Он восхищался ею, его тянуло к ней, он хотел быть с нею, всегда. Он любил её и с каждым днём и каждым годом – всё больше и больше.
Девушка не показывала особого интереса к его персоне. Но Володька был убеждён, что обязательно добьётся её расположения. Где-то он слышал или читал, что надо бороться за свою любовь.
***
Внешне Володя был неказист – худенький, слегка ссутулившийся. Да ещё очки...
 Но он был первый ученик по математике и физике. Обладал хорошим чувством юмора и всегда был душой компании. Правда, его юмор, в особо тяжкие минуты, отдавал пугающей чернотой.
Таня шла на медаль и дальше хотела выучиться на врача. К Володе девушка оставалась равнодушна. В её мечтах вырисовывался образ принца совершенно других характеристик – высокий, стройный, мускулистый, с шапкой густых каштановых волос – таких же, как и у неё. А не таких, как у Володьки – русых и жидких.
Принц, само собой, должен обладать некими материальными благами и, осыпав её лепестками роз, должен был взять легко, как пушинку, на руки и унести в чертог любви.
Володька – ну, совсем не подходил под этот образ. Единственное, что льстило женскому тщеславию Тани – это его длительная влюблённость. Пусть. Это поднимает её престиж в глазах других.
А Володька всё так же беззаветно любил Таню и отставать от неё не хотел. Не собирался забывать свою мечту.
- Я её добьюсь, – твердил он себе, –  за любовь надо бороться. Покажу, что я её достоин.
***
Таня не поступила в медицинский институт.
Как медалистка, она должна была сдавать только один экзамен – химию. Танина мама, преподаватель химии, основательно поднатаскала дочку по этой дисциплине – настолько хорошо, что к другим экзаменам решено было даже и не готовиться. Чтобы не распылять силы. Но этого и не понадобилось. Двойка – по химии.
- Происки врагов, – так решили в семье. Иначе эту двойку они объяснить не могли.
Таня не захотела сворачивать с намеченного жизненного пути и поступила в мед. училище.
А Володя – этот деревенский парнишка – сам без дополнительной подготовки поступил в трудный ВУЗ – в МАИ.
- Вот вам, чем я не принц? – Гордился собой маёвец.
***
Володя не упускал возможности встретиться с Таней. Она уже привыкла, что этот парень крутился рядом, и не отгоняла его. Но и не привлекала. Так, терпела милостиво.
Таня закончила мед. училище с красным дипломом. Это дало ей возможность сразу,  без двухлетней отработки, поступить в медицинский институт на вечернее отделение.  В будущем она хотела стать гинекологом, поэтому устроилась работать акушеркой в роддом.
***
На лето друзья устроили Таню в один из стройотрядов. Здесь можно было неплохо заработать и, вообще, – студенческая романтика.
Командиром стройотряда был брутальный красавчик, лицом похожий на Александра Абдулова, артиста.
- Вот мой принц! – подумала Таня и влюбилась в него.
Командир, конечно, заметил восторженные взгляды девушки и не преминул этим воспользоваться.
Но потом быстро охладел к ней. Да, впрочем, и не сильно загорался. Мало ли других таких же девчонок на нём вешалось?
***
Таня – королева, любимый цветочек родителей, гордость школы и бессменная любовь Володи – была унижена, растоптана безобразным поведением «принца».
 - А что, впрочем, особенного? Житейская история, – судачили о ней подружки.
И Таня, гордая девушка, глубоко спрятала свои переживания. Стала жить дальше, как будто ничего и не случилось.
Но, всё же, она стала другая. В синих глазах с надменно-высокомерным взором появилась грусть. В своих шикарных волосах Таня обнаружила седую прядь. Вообще, белый мазок в каштановых волосах смотрелся довольно эффектно, но она же ещё очень молода! И Таня стала красить волосы. А потом и вовсе — подстриглась.
***
А что же Володя?
Конечно, он узнал об этой любовной истории Тани. Первая реакция – побежать набить морду «принцу». И пусть бы Володька сам получит тумаков от этого брутала, но,.. что остановило  Володю перед решительным боем, – так это то, что «принц» и не вспомнит, кто такая Таня. А лишний скандал, пожалуй, ещё больше ухудшит положение обиженной девушки. Она ведь старается всё это не афишировать и забыть.
Володька решил действовать иначе.
- Она полюбила командира стройотряда? Так я буду им.
Прошёл соответствующий курс, проявил упорство, и его назначили командиром.
А Таня, сломленная тростиночка – и с ВУЗом не повезло, и с принцем обманулась – наконец, стала обращать внимание на добивающегося её Володьку. МАИ заканчивает, командир стройотряда, любит её сколько уж лет! Вот кто, действительно, достоин её! И при следующей встрече она слегка обняла его и поцеловала в щёчку. И всё.
Но сердце Володьки застучало. Близок час, когда она будет его!
В следующий раз он сам её поцеловал, по-взрослому, и сразу сделал предложение жениться. Таня обещала подумать.
***
И стала думать.
Ведь она не любит его.
А что такое любовь? То, что было у неё с тем брутальным принцем? Ей было хорошо, а ему – нет. Иначе бы, он не оттолкнул её. И разве это была любовь?
А теперь что? Ладно, пусть у неё ничего не получилось с её любовью, так  пусть, хоть, у Володьки мечта осуществится. Он очень хороший человек. Может, его любви хватит на них двоих?
Так подумала Таня и дала своё согласие на брак.
Назначили день регистрации, после которой по традиции предполагалась свадьба.
***
А у Володи в это время…
Дело в том, что, будучи командиром, он не слишком силён был в финансовых делах и запутался с нарядами. У него не сходился дебет с кредитом, образовалась брешь – большая растрата, и ему замаячила тюрьма…
Учёбу он забросил – это на пятом-то, последнем курсе! Его выгнали из института и тут же забрали в Армию. Причём ему следовало было явиться в военкомат в тот же день, на который была назначена регистрация и свадьба.
***
Утром они расписались. В разгар свадьбы Володя сознался Тане в том, что сейчас должен уйти  в военкомат. И рассказал свою нескладную историю.
Невеста, конечно, была в шоке. Гости – тоже. Свадебное гулянье превратилась в проводы новобранца.
Жених попрощался с невестой и гостями и ушёл на призывной пункт.
А Таня потом говорила всем:
- Хорошо, хоть, что Володя не сказал об этом до ЗАГСа, иначе праздник окончательно был бы испорчен.
***
Таня переехала в родительский дом Володи, в котором он уже успел обустроить им уютную квартирку с отдельным входом. И стала ждать своего Володьку из Армии – на глазах у его родни.
***
Таня – девушка была приличная. Дождалась своего Володьку.
Она училась в своём мед. институте на вечернее отделение и продолжала работать акушеркой, предполагая стать врачом-гинекологом.
Но со временем Таня несколько пересмотрела свои планы. В ней стали перегорать жизненные силы. Она уже не чувствовала в себе такого профессионального азарта и интереса к работе, который  был у неё в самом начале выбранного пути.
Таня решила стать терапевтом – так спокойнее.
***
Володя вернулся из Армии.
Закончил институт.
Устроился на работу по специальности.
У них родился сын. Правда, рос он странным мальчиком. Бабушка жаловалась Володе на то, что когда она лезла в подпол, то внук закрывал сверху крышку. И ещё на то, что он зажимал цыплят дверью и наблюдал,.. и младших ребятишек обижал...
***
Молодые продолжали обустраивать своё гнёздышко. У Татьяны был вкус. А Володя был мастеровитый. Он исполнял все Танины фантазии.
Жили, вроде, хорошо, но что-то мешало.
А мешало то, что как Таня была далека от Володи, так и осталась – может быть, ещё и дальше.
Ну и что, что она иногда (очень иногда!) допускала его до своего тела? Она была к нему холодна.
Его сестры всё понимали и говорили брату:
- Что же ты, дурак, не нашёл себе простую русскую девушку, которая любила бы тебя? Зачем тебе эта Снежная королева?
Но Володя был преданный муж и любил свою королеву, которая, правда, характером с каждым днём всё более и более походила на Бабу Ягу.
А на работе Володя был орёл, уважаемый человек, душа коллектива. И трудно было представить, что дома над ним кто-то мог верховодить.
***
Шли годы. Володя оплешивел и ещё более согнулся. А статная Татьяна, уже врач, командным голосом постоянно выговаривала ему за что-то и особенно за то, что у них нет отдельной квартиры со всеми удобствами. И откровенно мечтала:
- Хоть бы сгорел ваш дом! Мы бы нормальную квартиру получили.
***
И дом, странным образом, сгорел.
И они получили квартиру.
Правда, район был не самый чистый в Москве.  Недалеко отравлял воздух  какой-то завод.
Но Таня была довольна – все удобства!
***
Незадолго до своей кончины Володя заходил к студенческому другу – Юре, моему мужу. Сидели на кухне. Пили, закусывали – «съели винегрета целый тазик», как выразился Володька.  Пели застольные песни, причём, только гость и я. Юра петь не любил и удивлялся на меня:
- Ты же не пила, что же ты поёшь?
А мне нравилось петь с Володькой, хоть я и не знала его песен, а он – моих, и мы только подпевали друг другу.
Эх, а как Володька в своей деревне играл на баяне — самоучка! Мы однажды были у него на Дне рождения. Как-то всё по-настоящему было,  и ноги под задорную музыку сами просились в пляс. Но Татьяна, будто стыдясь деревенской родни, увела нас на свою половину и угощала там светскими беседами и экзотическими блюдами – черносливом, фаршированным чесноком, и т.п. Но скучно было.
И теперь Володька пел от души в нашей тёплой компании. Вспоминал с другом, как учились вместе в институте, работали в одном стройотряде, Володя командиром, а Юра – комиссаром.  Говорили обо всём – о политике, работе, общих друзьях. Поминали тех, кого уж нет. За дружеской беседой заспорили – можно ли сразу написать стихотворение на заданную тему?
- Легко,  – сказал муж, – давай тему.
- Эпитафия на мою могилу.
Юра на минуту задумался и выдал:

Москва, не город, а река,
Что вытекает из холмов,
А на Москве реке – Песков
Родился, жил и водку пил.
А ныне в бозе упочил.

Володька слушал, отвернувшись. Зачем-то подошёл к умывальнику. Мы увидели, как вздрогнули его плечи.
Потом Володя сказал:
- Я запомнил твою эпитафию.
***
Володя очень скучал по своим родным местам, реке и песчаному берегу – этому райскому природному уголку в шумной Москве.
Он затосковал.
И умер.
Его похоронили на старом кладбище, где покоились его предки.

***
Нет этой эпитафии на могиле у Володи.
Но она отпечаталась об этом добром человеке в нашей памяти.

Сын Володьки, носитель его фамилии, после школы поступил в МАИ. Туда, где когда-то учился его отец. А Юра, работая там, помогал ему с курсовыми проектами. Парень, как говорится, со временем «обросся», то есть стал вполне нормальным человеком. И дай-то ему, Боже!


P.S. Автор картины "Деревня Мнёвники" Валерий Яцков