Философские вопросы. Часть 39

Татьяна Химич
 
1. Как научиться отпускать прошлое и не думать о нём?

• Святой мудрец помнит прошлое, извлекая из него уроки и опыт, но покаянием лишает прошлое власти над собой.

Полностью забывать прошлое не разумно. Помня свои мерзкие грехи, мы не хотим их повторять, зная их вредные последствия и боль. Так человек меняется с помощью Божией, избегая повторения греха.

Но и съедать себя воспоминаниями не полезно, это может привести к унынию и отчаянию – тяжелейшим смертным грехам. Православие учит не отчаянию, а радости, радости освобождения от смерти и тяготы грехов. В таинстве покаяния, совершаемом в Православной Церкви, Господь прощает и очищает покаявшегося, а священник отпускает грехи (разрешает от грехов). Иисус сказал апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Библия. Евангелие от Иоанна 20:23). От апостолов благодать и власть отпускать грехи получает Православное священство в таинстве Рукоположения (Таинстве Священства). Так благодать сохранилась в Православной Кафолической (Вселенской) Церкви от Христа и доныне (непрерывная преемственность).

Иисус сказал: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Библия. Евангелие от Луки 13:3). Прошлое не довлеет над покаявшимся, на его шее уже не висит огромный валун греха, лишающий его спасения, радости и мира душевного. Всё – теперь он свободен и радостен. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (Библия. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла 3:17).

Бог возрождает, освящает раскаявшегося грешника, возвращает ему сыновство, принимая как любимого сына, творит для него лучшую жизнь и вечность, дарит радость, невообразимое блаженство и Свою Любовь. Какой смысл возвращаться в греховное, беспросветное прошлое, когда началась новая счастливая жизнь?


2. Бог так же развивается, как и мы? Эволюционирует ли Бог?

• «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Библия. Книга пророка Малахии 3:6). Слово Божие – Истинно.

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Библия. Соборное послание святого апостола Иакова 1:17).

«Неизменяемость Божья — свойство Божье, выражаемое в том, что Бог, как Всесовершенный Дух, не подлежит никаким переменам, даже малейшим, ни Сам Себя не меняет, и никто и ничто не в состоянии Его изменить; Он всегда тождественен Сам Себе» (Православная онлайн-энциклопедия «Азбука Веры»).

Если бы Бог развивался, эволюционировал, это бы означало, что  Он не совершенство и не абсолют (а лишь стремится к Совершенству и Абсолюту), что противоречит Божественной природе и определению Божества.

Если бы Творец имел нужду в развитии, значит, должно было существовать нечто превыше Бога, способствующее Его развитию, должно было существовать то, чего Всеведующий и Вездесущий Бог не знает. Это невозможно, так как противоречит Природе Бога.

К тому же развитие предполагает некий промежуток, где можно сравнить результаты  «до» и «после». Бог вечен, тогда Его развитие длилось бы бесконечно. Что является богохульством, ведь допускалось бы, что Господь имел существенные изъяны в Себе, то есть зло.

Всевышний существует вне вечности и вне времени, Он их сотворил, а потому к Нему неприменимы никакие временные рамки. Он всегда один и тот же Бог.


3. Зачем боги требуют поклонения, если они такие всемогущественные?

• Бог только один – единосущная и нераздельная Пресвятая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух). Бог единый по существу, но троичный в Лицах (Ипостасях).

Божки, которым поклоняются индуисты, эзотерики, язычники, шаманы – это бесы. «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 10:20-21).
«Ибо все боги народов — идолы (бесове), а Господь небеса сотворил» (Библия. Псалтирь 95:5).

Требовать значит насилием и принуждением заставлять другое существо делать то, что он сам не желает делать. Но Бог есть Любовь, а любовь не насилует и не требует, не проявляет жестокость.

Нужно ли Богу поклонение? Господь не имеет нужды ни в чём совершенно. «Никто не в состоянии воздать Ему чем-либо равным тому, что Он дарует Своим твореньям…
Нельзя считать, что цель сотворения мира состояла в том, чтобы Бог был прославляем Своими твореньями. Бог имел славу прежде мир не бысть (Ин. 17:5)» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 170-171).

«Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Поклонение Богу – это заповедь, чтобы быть богоугодным и наследовать вечную жизнь. Бог обязывает её исполнять добровольно, но не требует это насильно.

А вот языческие божки требуют и насилуют. Поклонения требует дьявол, потому что бесы – властолюбивые, злые и порочные. Вспомним, каким изощренным и жестоким, невообразимым мукам предавали христиан за то, что они отказывались поклоняться языческим божкам.

Три маленькие девочки-христианки: Вера двенадцати лет, Надежда десяти лет и Любовь девяти лет – на глазах друг у друга и у своей матери претерпели жесточайшие мучения за то, что отказались поклоняться и принести жертву римскому идолу Артемиде.
В их житии говорится: «Раздели девочек до нага и били до тех пор, пока не устали.
Вере отрезали её девические сосцы, из ран вместо крови потекло молоко.
Положили на раскалённую железную решётку, поставленную на сильном огне. Два часа Вера лежала на решётке. Сажали девочек в котёл, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, бросали в огонь. Надежду строгали железными когтями: тело её падало кусками, и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице её, светлом и сияющем благодатью Святого Духа, была улыбка.
«Христос моя помощь, — говорила она, — и я не только не боюсь муки, но желаю её как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов».
Любовь, растянув по колесу, били палкой. А растянута она была так, что члены тела её отделялись от составов своих, и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.
Хотели бросить её в горящую печь, но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил её в печь, сама поспешила войти в неё и, будучи невредимой, ходила по средине её, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась. В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал. В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены. Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены её железными буравами.

Всем трём девочкам усекли мечом головы. Находясь на могиле их три дня, мать их София усердно молилась Богу и сама почила о Господе, не отрёкшись от Христа».

Бесы – жестокие мучители, исполненные всякой злобы, поклоняющиеся им поклоняются дьяволу и служат злу.

А Бог есть Любовь и Человеколюбец. «Бог есть Любовь» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8). «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Библия. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла 2:4).


4. В чём мудрость того, что Аллах внушил душе порочность и богобоязненность?

• Бог зла не творит.

Господь не внушает душе порочность. Порочность – следствие поражения человеческой природы страстями. Но порочность – это уже не есть некая склонность, это следствие неоднократного совершения греха и действия страстей, которые привели к извращению человека, так что он стал порочным. «Но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращённый» (Библия. Второзаконие 32:5).

Порочность сродни растлению, безнравственности, нечистоте, беспринципности, извращённости, развращённости.
Таким человек может стать, только совершая многократные, тяжёлые, смертные грехи, не раскаиваясь в них. Богу неугодна порочность. Порочный и злой сатана с диаволами своими уже осуждён Богом на вечные муки.

А вот богобоязненность, по-другому страх Божий, – богоугодная добродетель. Имеющий страх Божий, боится не столько наказания, сколько оскорбить любимого Бога своим недостойным поведением. Он не хочет грешить, а хочет быть рядом с Тем, кого любит, походя на Него во всём, исполняя Его благую волю. Страх Божий уберегает от греха и вечной смерти.


5. Какое общество способно свести с ума здорового человека?

• «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 3:19).

«Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела, нет делающего добро» (Библия. Псалтирь, Псалом 13:1).

«Этот путь их [грешников, безбожников] есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Библия. Псалтирь, Псалом 48:14).

Какое общество сводит с ума здорового человека? Растленное, погрязшее в безбожии и страстях. Зло и страсти извращают естество, восприятие, ум, чувства, принципы человека. Куда опаснее, что он такой жизнью и поведением подаёт смертоносный пример.

«Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Библия. Евангелие от Луки 17:1-2).

«Род духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззакония и тем подвергает душу его смерти духовной» (Святитель Филарет. Пространный христианский катихизис Православной  кафолической восточной Церкви, М., 2013 г., стр. 149).

Норма (здоровье духовное, душевное и телесное) для человека есть праведность, святость и чистота, свободная от греха. Страшное дело, когда невинный ребёнок растлевается порочным обществом. Без помощи Божией у него нет шансов остаться богоугодным и чистым. Но ещё страшнее, что первыми растлителями очень часто становятся самые близкие люди – родители, растлевающие дитя своим безобразным примером, страстями и равнодушием.

«Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время?» (Библия. Книга Екклесиаста 7:17).


«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)