80 лет без Марины Цветаевой

Нина Богдан
                Сегодня, 31 августа, 80 лет, как не стало великого Поэта - Марины Цветаевой.
               




                Красною кистью рябина зажглась.
                Падали листья. Я родилась.
                Спорили сотни колоколов.
                День был субботний: Иоанн Богослов…

          Позже, просматривая свои ранние стихи, Цветаева дала развернутый комментарий и к этому стихотворению, вернее, к единственному в нём слову. Вот что записано под ним 24 года спустя, в 1934 году: «...ведь могла: славили, могла: вторили — нет — спорили! Оспаривали мою душу, которую получили все и никто (все боги и ни одна церковь!)»
          И это конечно печально, что никто… Никто не получил её душу. Вернее известно кто. И  факт этот не печален. Страшен. Жуток. И если бы  сестра её Анастасия Цветаева не хлопотала за Маринино  отпевание…  за неё нельзя было даже молиться. Сейчас, слава Богу,  молимся за  эту  израненную душу. Страдалицу, чернокнижницу, пересмешницу, как писала о ней Анна Ахматова. За всё надо  платить. Плата высока. У нас, пожалуй, с  отроческих лет появляются мысли о смерти. Этакое удивление – при первой встречи с ней. Как это смерть? Почему смерть? Зачем? Марина думала о ней  с детства. Она звала её, она хотела сама определить срок своего  пребывания на Земле.  Когда Цветаева начала примерять смерть на себя всерьёз? Известны её стихи, написанные в 17 лет:
                Люблю и крест, и шёлк, и каски,
                Моя душа мгновений след…
                Ты дал мне детство — лучше сказки.
                И дай мне смерть — в семнадцать лет!
            А называется это стихотворение "Молитва". Шутка получилась кощунственно страшной. Скорее всего  уже тогда душа Марины металась в поисках Истины. И спустя восемь лет ею примеряется  уже маска покорности:
                А всё же спорить и петь устанет и этот рот!
                А всё же время меня обманет. И сон — придёт.
                И лягу тихо, смежу ресницы, смежу ресницы.
                И лягу тихо, и будут сниться деревья, птицы. ..
            Но не снятся самоубийцам  птицы и деревья. Не снится всё, что связано со Светом. Там только тьма. Откуда было  это знать  девочке-хулиганке, девочке, смеющейся над бренностью Вселенной? Она просто играла… Но, играя, она написала пророческое стихотворение, которое не смогла удержать в своей памяти. Ведь если бы удержала, наверное  не нашла бы той  судьбоносной верёвки!
                Смерть — это так:
                Недостроенный дом,
                Недовзращенный сын,
                Недовязанный сноп,
                Недодышаный вздох,
                Недокрикнутый крик.

            Всё так и вышло. Но никто ей не судья. Никто кроме БОГА. А у Него на каждое творение – свой  план. Но тех, кто плану  пытается помешать – наверное  Он наказывает строго.Однако человеку, понимающему, что есть Бог, а что - его противник, трудно будет обмануться на счет сил, которые зачастую движут поэзию Цветаевой - "страстей, стихий". И осознав природу этих сил, каждый православный испытает чувство острой жалости к душе поэта, подпадающей под их власть. Если только мы подойдем к восприятию ее творчества с готовностью понять и простить душу ближнего, а не с готовностью побить камнями, мы увидим те редкостные душевные качества Цветаевой, которые будут близки православному читателю. В этом случае главный урок, который мы сможем извлечь из восприятия поэзии Цветаевой, будет не отрицание ее творчества как служения "бесам страстей своих", а сочувствие к ближнему, страдающему от удаленности от Творца (пусть и не осознанной им вполне).
            Великим поэтам вместе с даром творить стихи, вероятно, дается особая тонкость душевной организации. И именно за такими необыкновенными душами поэтов, как за драгоценными жемчужинами, ведет охоту завистливый противник Бога в первую очередь, искушая человека самим искусством. Тем более, что Марина Цветаева была человеком православным, глубоко верующим и любящем императорскую семью, с которой лично был знаком  её отец. Любовь к Царю, как помазаннику Божию конечно определяет внутреннюю дисциплину человека! Она очень переживала отречение Царя, и посвятила  трогательные стихи цесаревичу.
                За Отрока — за Голубя — за Сына,
                За царевича младого Алексия
                Помолись, церковная Россия!
                Очи ангельские вытри,
                Вспомяни, как пал на плиты
                Голубь углицкий — Димитрий.
               
                Ласковая ты, Россия, матерь!
                Ах, ужели у тебя не хватит
                На него — любовной благодати?
                Грех отцовский не карай на сыне.
                Сохрани, крестьянская Россия,
                Царскосельского ягненка — Алексия!
            Но Россия не сохранила ягнёнка Алексея. И у Марины  с 1917 года жизнь покатилась под откос. Активное неприятие дел зла, выраженное ею в поэтическом слове (особенно в "Лебедином стане") с христианских позиций, является актом духовной борьбы. Именно в этой духовной борьбе ее поэзия приближается к своему высшему назначению – служению Богу. В разыгрывающейся трагедии гражданской войны она смогла увидеть не просто противостояние слоев русского общества, но борьбу духовных начал, нашедшую выражение в противопоставлении греха - чистоте, Содома - праведнику, предательства - верности, низости - чести.  Ясно выражено это в стихотворении "Белизна - угроза Черноте...":
                Белизна - угроза Черноте.
                Белый храм грозит гробам и грому.
                Бледный праведник грозит Содому
                Не мечом - а лилией в щите!

                Белизна! Нерукотворный круг!
                Чан крестильный! Вещие седины!

            Марина родилась в христианской семье, чтила  православные праздники,  ходила в церковь, дочь свою учила молиться. В дневниковых записях 1920г.  читаем следующий разговор Марины Цветаевой с Вячеславом Ивановым:
- Вы христианка?
- Теперь, когда Бог обижен, мы должны помогать быть Богу. В каждой бедной встречной женщине распят Христос. Распятие не кончилось, Христос ежечасно распинается, - раз есть Антихрист.
- Словом, вы христианка?
- Думаю, что да. Во всяком случае, у меня бессонная совесть... И кроме того - я больше всего на свете люблю человека, живого человека, человеческую душу, - больше природы, искусства, больше всего...

            Поэт Цветаева с душевной болью и восхищением повествует в своих произведениях о Воине Христовом - священнике церкви мчч. Бориса и Глеба, призывающего прихожан встать на защиту святыни и Самого Господа Иисуса Христа. Главным в них являются чувства смирения перед Промыслом Божиим ("Бог прав...") и преданности Ему как Царю. А враг Бога  боится смирения, и он объявляет войну Поэту Марине Цветаевой.
            Теперь и  до конца её будут преследовать только скорби, боль и  одиночество, о которых быть может и было представление в её душе.В письме к другу юности она  писала: "Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей... Что мне делать — с этим?! — в жизни». В письме к мужу о том же: «Ах, Серёженька! Я самый беззащитный человек, которого знаю. Я к каждому с улицы подхожу вся. И вот улица мстит». В своём запредельном одиночестве Цветаева писала  «... ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми,  ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, — без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака...»
           Но лживая жизнь приготовила для неё сюрпризы страшнее, чем она могла представить. В июне 1939 года Цветаева с сыном Георгием  приехала в Москву. Радость от соединения семьи длилась недолго. В августе 1939 года арестовали и отправили в лагерь дочку Алю, а в октябре — мужа Сергея Эфрона.  Цветаева скиталась с  болеющим  сыном по чужим углам,  у неё не было  даже угла. Не было где приклонить голову… " Мы, Цветаевы Москву задарили ( музей, три библиотеки), - писала она, - а Москва нас  не принимает, вышвыривает. Жизнь неподражаемо лжёт!" Когда арестовали близких, она стояла в очередях с передачами дочери и мужу. Чтобы прокормиться, она занималась переводами, с головой уходя в работу. «Я перевожу по слуху — и по духу. Это больше, чем смысл», — такой подход подразумевал поистине подвижнический труд. На свои стихи у Цветаевой времени не хватало. Среди переводческих тетрадей затерялось лишь несколько прекрасных стихотворений, отражавших ее душевное состояние. Вот одно из них:
                Пора снимать янтарь, пора менять словарь,
                Пора гасить фонарь наддверный…
"Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Вздор. Пока я нужна — ... но, Господи, как я мала, как я ничего не могу!» И она сама погасила  наддверный фонарь. В одной из записок, оставленных ею было написано: " Не вынесла. МЦ"
            Что послужило главной причиной её ухода:  тяготы эвакуации, общая безнадежность ситуации или тяжелые отношения  с  переживающим переходный возраст сыном – теперь неважно. Важно, что Поэта не стало. По собственной воле. Увы. И остался только:
                Недостроенный дом, недовзращенный сын,
                Недодышанный вздох, недокрикнутый крик.
И пожалуй самое важное – это недокрикнутый крик… Её никто не  услышал, или не хотел  услышать. Ей никто не помог. А у одной не хватило сил и Веры в Бога не хватило… Она спряталась в смерть, как страус в песок. Думала ли Марина, что Там будет всё тот же тупик, если не обойдёшь его здесь, на Земле? Не знаю. Но судить её  мы не можем и не имеем право. Живя в эмиграции она написала:
                " И к имени моему Марина—прибавьте: мученица".
               
                И это истина.



©