Два зелёных банана

Леонид Хандурин
   Всё познаётся не сразу. Вырос я в довольно глухом селе, вдалеке от шоссейных и железных дорог, а все дороги мне представлялись грязными весной и осенью и пыльными - летом. Зимних дорог я не представлял, у нас зимой даже по улице ездили по снежной целине или по наезженной колее.

   Машину, "полуторку", я впервые увидел в пять лет и то не машину, а пыль от машины, на расстоянии трёх километров. Но все говорили, что это "полуторка".

   Вокруг меня были разные животные: коровы, овцы, поросята, лошади и прочая мелочь в виде птицы. А из сельского транспорта я хорошо различал телегу, бестарку, дрожки, сани-розвальни и сани-козыри.

   Когда мне исполнилось пять с половиной лет, к нам в село приехали военные, но без погон, валить лес. Приехали они на огромных машинах, у которых было, странное для меня, название - "студобеккер". Вот с этого времени я и начал знакомиться с техникой, которую я сначала панически боялся.

   Через год мы поехали на поезде, в "теплушке", через всю Украину в Львовскую область, где жили два года, а затем приехали под Харьков, в уютный посёлок, где я начал по книгам по настоящему познавать мир.

   Книг читал много и мне много было не очень понятно. А как можно узнать, что такое апельсины, если их видишь только на чёрно-белой картинке, а в книжке пишется, что они очень вкусные.

   Ещё со времени жизни в селе, я хорошо знал все овощи, которые росли у нас в огороде, все фрукты и ягоды, которые были у нас в саду и всё, что росло в лесу: ягоды, грибы, дикие груши, яблоки-дички или "кислицы", как их называли за кислый вкус.

   Экзотических фруктов и ягод я не только не пробовал на вкус, но не видел, что они собой представляют.

   После окончания школы я поступил в военное училище, где мои познания расширялись только в сторону военной техники, оружия и воинских уставов.

   На третьем курсе меня избрали делегатом от училища на комсомольскую конференцию за хорошую общественную работу редактором ротной газеты. В Харьковском гарнизоне был смотр-конкурс ротной стенной печати, где представлялись несколько лучших экземпляров. В нашей роте все газеты были "лучшими", одна лучше другой и командир роты решил отправит все 30 выпусков газет, за два с половиной года, мы выпускали газету регулярно, в отличии от других подразделений. А поскольку в газете были мои рисунки, много моих редакторских статей и даже мои стихи, то на этом смотре мне вручили мандат-приглашение участника комсомольской конференции Киевского военного округа. Так я впервые попал в Киев.

   Из курсантского коллектива попасть сразу на такое высокое собрание, это - ещё тот стресс для рядового курсанта. Кругом молодые офицеры, генералы, увешанные орденами, несколько Героев Советского Союза, командующий округом, его заместители, которых я видел только на фотографиях в журналах и газетах. Но самое-самое, это - легенда советской авиации Трижды Герой Советского Союза генерал-полковник Покрышкин Александр Иванович, на которого можно было посмотреть вблизи, как на живую авиационную икону с тремя звёздами Героя.

   В перерывах конференции мы катились на новом киевском метро, у которого было всего пять станций, но всё равно интересано было проехать туда-сюда через эти пять станций и слушать: "Обэрэжно! Двэри зачиняються!" и "Обэрэжно! Двэри видчиняються!"

   Но насмотревшись в первый день на суету центра Киева и накатавшись в метро, я решил исследовать помещения, где проходила конференция. Оказалось, что там тоже было много всего интересного, многие части приехали с выставками. Но больше всего меня заинтересовал буфет военторга. В этом буфете я впервые увидел много плодов из далёких тропиков, о которых я много читал, слышал в песнях ("...о бананном Сингапуре..."), но ни разу не видел.

   Лимоны, апельсины меня как-то не впечатлили, говорили, что они растут и в Грузии, значит, это уже СССР, а вот бананами я заинтересовался. Была эта экзотика для меня похожая на изогнутую кукурузу, а другие, совсем зелёные, на изогнутые огурцы.

   Решил купить два небольших зелёненьких банана и попробовать на вкус:

    - А какие они, эти бананы?

   Подошёл к буфетчице и попросил два банана. Она мне выбрала два каких-то зелёненьких огрызка по 10-12 сантиметров каждый, небрежно бросила на весы и затем так же небрежно бросила мне их на прилавок. У меня с собой ничего не было, куда  можно было положить эти бананы, курсантская форма всё-таки и я сунул  их прямо в карман, так как они были не такими уж большими. Позже я их переложил в карман шинели и в предвкушении, как я буду наслаждаться бананами, даже сглотнул слюну.

   Но вот закончилось заседание конференции и мы поехали в гостиницу. По дороге ребята решили погулять по Киеву, а поскольку я уже накатался на метро, то решил ехать в гостиницу "Колос", где нас разместили, и отдохнуть. 

   Приехал в гостиницу, переоделся и стал готовиться к трапезе по случаю ужина. Бананы помыл и решил их попробовать после ужина, который состоял из кефира и бутербродов с колбасой, которая была в гостиничном буфете. После ужина решил попробовать и заморскую еду. Попробовал один из бананов, который поменьше, очистить, но сразу как-то не получилось. Решил надкусить. Хотя и с трудом, но мне это удалось сделать. Тогда я увидел, что банан состоит из кожуры и такой же зелёной сердцевины. С трудом очистил кожуру и попробовал сердцевину банана. По вкусу банан напоминал траву или вкус зелёного яблока, примерно через месяц с начала созревания, но горчил ещё больше. Мне как-то не поверилось, что бананы такие не вкусные, а говорят, что обезьяны, которые ими лакомятся, любят сладкое. Как же они едят эти жуткие бананы? И мне почему-то стало жалко и обезьян, и себя, что так понадеялся полакомиться этой экзотикой. От безнадёжности очистил второй банан, а вдруг повезёт, но второй тоже оказался безвкусный, правда, не горький.

   Выбросив все остатки бананов в мусорный ящик, я остался доволен, что не угостил этими бананами никого из соседей по гостиничному номеру и они не узнали, что я никогда до этого не видел и не пробовал бананов. А ведь хотел оставить половину банана и соседу, чтобы он попробовал лакомство из тропиков, но видать не судьба.

   Постскриптум.
   Через год после, окончания училища, меня направили служить в Группу советских войск в Германии и там тоже на прилавке я увидел бананы, но уже совсем другие, огромные и жёлтые, спелого цвета. Настоящие. Но теперь я уже брал эту экзотику с опаской. Попробовав же, убедился, что это по настоящему вкусные бананы и, что такую вкуснятину обезьяны должны обожать.

   С тех пор, когда я попробовал "зелёные" бананы в Киеве, я их не люблю. Даже, когда бананы огромные, жёлтые и созревшие, они мне напоминают ту кашицу с травяным вкусом, от которой я не могу отстроиться с тех порю. Поэтому, для себя стараюсь бананы не покупать. А вот в семье бананы любят.