Масквошь. Про хрен и редьку

Светлана Каплун
    Что мне не даёт покоя в Москве? А то, что про столицу моей Родины говорят: нерусское это слово! Но я-то знаю, что нет случайных названий у столиц. Вдумайтесь: как мозг ведает управлением всего тела, так и Моск-ва удачно выполнила миссию собирания земель русских «под себя». Ведь увы, «матерь городов русских», город Кы*въ в своё время удержать дарованное ему русское единство не сумел. Ну да пока разговор не о Киеве!

    Как уже неоднократно отмечено, ойконим «Москва» происходит от названия реки. Этимология гидронима Москва точно не установлена, но версий почему-то много. И помимо предположения о славянском его происхождении, есть балтийские, финно-угорские и ещё более экзотические варианты. Но на что я сразу хочу обратить ваше внимание?

    Кто такие балты? Балтские языки наиболее близки к славянским. Хотя ряд индоевропеистов отрицает балто-славянский праязык.  Существует также теория В. Н. Топорова и В. Мажюлиса о развитии славянской группы в глубокой древности из периферийных балтийских говоров. Пусть вся эта белиберда останется на совести лингвистов. По мне, внимания заслуживает только то, что, «…пользуясь методом глоттохронологии, С. А. Старостин датировал распад балто-славянского единства около 1210 г. до н. э. В свою очередь, П. Новотна и В. Блажек, используя метод Старостина с определёнными поправками, получили датировку распада в 1400 лет до н. э…» Т.е. будущие балты разошлись с будущими славянами незадолго до так называемого «бронзового коллапса» или во время его.

    Итак, даже лингвисты согласны, что когда-то существовал балто-славянский праязык. Поэтому корень в слове Москва может быть ещё добалтийским и дославянским. И принадлежал он языку, на котором разговаривали носители мужской гаплогруппы  R1a. Среди современного мужского населения прибалтийской Литвы на её долю приходится 38%, прибалтийской Латвии – 40. По России усреднённые данные дают 47%, Польша – 55, Белоруссия – 49, Украина – 43. Словакия – 42%, Словения – 35, Чехия 34.

    А кто такие финно-угры? Язык у них, конечно, далёк от славянских. Но если заглянуть в генетику (родственные связи «по папе»), то на долю той же R1a в Эстонии приходится 32%, Венгрия – 32,5; коми 33; финны 10,5; саами 11; удмурты 10,3; марийцы от 29,2 до 47,7; эрзя 39; мокша 21,7; мордва 26,5.

   Поэтому что я хочу сказать. Если мы начинаем выяснять, кто дал название Москве-реке: славяне, балты или финно-угры, то для начала, неплохо бы было понять, каким образом это слово появилось в их языках!