Экранизация пьесы Александра Островского

Марина Геннадиевна Куликова
Экранизация пьесы Александра Островского» Бесприданница»

Пьесы читать не легко и , честно говоря, не очень интересно, но я почему-то еще в старших классах школы  увлеклась прочтением пьес Александра Островского.

Не помню совершенно ,почему это произошло.

Видимо, это было влияние Эллы Борисовны, нашего удивительного преподавателя русской словесности.http://proza.ru/2021/07/28/771

Так, как то сложилось, что в нашем классе не было ни читающей публики , читать  любви и читали все и всё, но пьесами Александра Островского никто не увлекался и не зачитывался ими .
Позднее, попадая  в Москву , и если на то было время, обязательно посещала Малый театр для просмотра пьес Островского.

По правде сказать , смотрела тот спектакль, на который были билеты в  свободный для посещения театра вечер.

Но пьесы Островского всегда были для меня более интересными и любимыми. Малый театр познакомил с удивительными театральными работами Быстрицкой, Бориса Клюева,  Ирины Купченко .


Не помню какой это был в точности год , но на экраны вышла экранизация пьесы Островского «Бесприданница», режиссером постановщиком этой киноленты был Эльдар Рязанов.
Фильм назывался «Жестокий романс».
В титрах к фильму помнится значилось «по мотивам»пьесы Островского.
Мне очень хотелось посмотреть эту киноленту, подумалось, может быть, после просмотра экранизации   будет больше  ценителей творчества Александра Островского.
Деликатность Эльдара Рязанова в том, что кино версия создана «по мотивам» пьесы Александра Островского была обезоруживающей всякую критику.

Фильм » Жестокий романс» был создан Рязановым действительно по мотивам пьесы, но от  этого не стал менее интересным и смотрибельным.
Сюжетная линия пьесы Александра Островского  «Бесприданница» превратилась в очень интересную кино версию     «Жестокого романса»Эльдара Рязанова.

И если в авторстве Александра Островского    сюжет пьесы «Бесприданница» можно рассматривать только , как семейную , скажем, драму, то  в интерпретации Рязанова сюжетная линия зазвучала по другому, наводя на более глубокие философское размышления о месте женщины в обществе, о браках, об отношении  к безденежью с одной стороны и довольно крупным  финансовым состояниям с другой.
Мои, к этому времени школа была закончена, одноклассники с удовольствием знакомились с творчеством Александра Островского в интерпретации Рязанова,  выражая свое удовольствие телефонными звонками.

Несомненно, рязановская версия «Бесприданницы»имела колоссальный зрительский успех.
Актерский состав исполнителей в экранизации «Бесприданницы»или же «»Жестокого романса»был очень интересным и довольно сильным.
Некоторое разочарование было от довольно слабенькой, скажем, актерской игры главной героини,роль которой исполняла Лариса Гузеева,но внешность , присутствие рядом с Гузеевой мощной и прекрасной игры Алисы Фрейдлих, думаю, снимало на экране эти шероховатости.
Паратов, в исполнении Никиты Михалкова,был, безусловно, не  Паратовым Александра  Островского из «Бесприданницы»,а Паратовым исключительно из «Жестокого романса»Эльдара Рязанова.
Но, честно говоря, от этого только выигрывал.
Михалков очень  понравился в роли Паратова, была какая-то приятная новизна, совершенно новый взгляд на образ Паратова в интерпретации Михалкова.

Думаю, что роль Паратова одна из лучших  актерских работ АКТЕРА  Никиты Михалкова.
Очень понравилась и актерская   работа Андрея Мягков, исполнившего роль Карандышева.
Несомненно, сцены , снятые на природе , на теплоходе визуально очень украсили  сюжетную линию произведения.
Интересно представлен и быт того времени, ценности, которыми жили и которыми очень дорожили в те времена.
Еще одним несомненно очень значительным украшением рязановской экранизации стала музыка и романсы фильма.

Романсы написаны на стихи Эльдара Рязанова,  Р.Киплинга, Цветаевой, Ахмадулиной, чудесная музыка Андрея Петрова  , исполнение романсов просто потрясающее, и Никитой Михалковым,и  Валентиной Пономарёвой , исполнительницы романса главной героини Ларисы Огудаловой.
«А напоследок я скажу..»

Думаю, что экранизация Рязановым пьесы Островского «Бесприданница» тот редкий случай, когда кино версия получается значительно успешней и имеет более широкую зрительскую востребованность, чем читательскую основного литературного произведения.