Курск и его правители - 1

Николай Пахомов
Николай ПАХОМОВ
Ангелина ПЕНЬКОВА


КУРСК: ВЕХИ ПУТИ

ЭВОЛЮЦИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ

Очерки о городе  Курске, его правителях, руководителях и их делах.

Книга первая


Курск-2021

ББК 84 (2 Рос – 4 Курс) 6 – 46
П 25


Пахомов Н.Д., Пенькова А.Н. Курск: вехи пути. Эволюция власти и общества за тысячу лет. Очерки о городе Курске, его правителях, руководителях и их делах. В 3-х книгах. Книга первая. Курск, 2021. – 460 с.


В данной книге, отнесенной авторами к научно-популярному изданию, предпринята попытка поведать читателям о тысячелетней истории города Курска, его властителях и руководителях, их основных деяниях, в том числе направленных на укрепление обороноспособности Курского края и русского государства в целом, на развитие трудовой, культурной, социальной и общественной жизни города и края.
Данное издание посвящается тысячелетию города, юбилей которого по решению областных и городских властей будет отмечаться в 2032 году.


















ББК 84 (2 Рос – 4 Курс) 6 – 46
©Пахомов Н.Д., Пенькова А.Н., 2021


ПРЕДИСЛОВИЕ

О городе Курске, древней столице соловьиного края, на протяжении десяти веков писалось и говорилось немало. Естественно, первые упоминания о нем были в русских летописях (под 1095 год), когда курский князь Изяслав Владимирович, сын Мономаха, пошел из Курска в Муром и там погиб в следующем году.
Но если брать во внимание событийную хронологию, то беглые упоминания о городе Курске были все же в таких памятниках древнерусской культуры и литературы, как «Поучение» князя Владимира Мономаха сыновьям (под 1067 год) и в «Житии» преподобного Феодосия Печерского (1032 год).
Перед авторами данной работы стоит задача показать Курск не только и не столько с исторической точки зрения его возникновения, а с позиции нахождения в нем властных структур и их деятельности на различных этапах его летописно-бытийного существования – со времен Древнерусского государства и до дней сегодняшних. Ведь, что бы ни говорили ученые-теоретики советского периода о роли народных масс в исторических процессах развития общества и государства, на практике складывается так, что роль личности первых лиц государства, региона, города тоже имеет значение. 
С одной стороны, такой подход как бы сужает горизонт исследовательской деятельности, но с другой – заставляет углубляться в процессы взаимодействия власти с населением, в вопросы развития самих властных структур города в ходе роста его по статусному положению, а также в связи с новыми юридическими нормами и  законотворческой политикой государства.
Первая попытка такого рода работы была предпринята в 2012 году курскими исследователями Ю.А. Бугровым и А.Н. Пахомовой в научно-справочном издании «Власть и дело». В нем нашлось место и курским князьям, и воеводам, и руководителям городского самоуправления как во времена императрицы Екатерины II, так в советский период и в новейшее время третьего тысячелетия.
Однако время на месте не стоит, все течет и изменяется, что-то теряет актуальность и уходит на второй или даже третий план, а что-то появляется новое, требующее к себе более пристального внимания. Да и некоторые моменты ранее сказанного требуют уточнения, дополнения, а то и исправления. Вот и возникла идея о создании новой работы в этом направлении, тем более что в  2032 году по решению областных и городских властей, естественно, нашедших поддержку и одобрение в столице, город Курск будет отмечать свое тысячелетие. Что и говорить, юбилей отменный. Правда, не все курские краеведы и ученые согласны с тем, что дата – 1032 год, – ставшая отправной точкой в принятии данного решения, бесспорна и соответствует действительности. Но что сделано, то сделано. И пусть празднование тысячелетия города состоится в 2032 году, чем она будет отодвинута на более поздний период, например, на 2095 год, или вообще в суматохе дней вдруг возьмет да и канет в Лету.

А мои ти куряне – сведоми кмети…
                «Слово о полку Игореве»

В В Е Д Е Н И Е

Большинство курян, живших в конце се¬мидесятых годов прошлого века, помнят, как в местной прессе и слоганах на бортах автобусов, троллейбусов и трамваев замель¬кала дата тысячелетия Курска. Но прошло совсем немного време¬ни, и волна оптимизма по предстоящему празднованию тыся¬челетия областного центра, словно по мановению волшебной палочки в руках великого кудесника, стала затихать и гаснуть. Так от брошенного камня в зеркало спокойных вод после истечения некоторого времени затихают и гаснут круги на водной глади. И в 1982 году куряне уже отмечали всего лишь 950-летие родного города. К слову сказать, отмечали довольно широко и шумно, с песнями и плясками, с бесплатными концертами на городских площадях и во Дворцах культуры, над входами которых на огромных плакатах вновь красовались соответствующие, стилизованные под славянскую буквенную вязь слоганы: даешь, мол, 950-летие городу.
Так что же случилось, что заставило курян, точнее «отцов» города и области, партийных и советских руководителей отказаться от столь знаменательной даты? И сколько все же житийно-летописных лет нашему Кур¬ску?..
В России, как и во многих государствах, основанием для начала отсчета времени образования того или иного населенного пункта является документально подтвержденное упоминание о нем. Например, город Санкт-Петербург был заложен Петром I в 1703 году (16/27 мая), город Железногорск в Курской области – 2 октября 1957 года, а город курских атомщиков Курчатов сначала был заложен в 1968 году как поселок строителей АЭС, затем 22 декабря 1971 года получил статус поселка имени Курчатова, а 25 апреля 1983 года – статус города областного подчинения.
Если говорить конкретно о средневековой Руси, то датой основания того или иного города является первое упоминание о нем в летописях, в том числе «Повесть временных лет», вышедшая из-под редакции монаха Киево-Печерской лавры Нестора (годы жизни 1056-1114 по энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона) в начале XII века. Здесь в качестве примера можно привести дату основания Владимира-Волынского в 988 году князем Владимиром Святославичем Красное Солнышко и города Ярославля –  его сыном князем Ярославом Мудрым в 1010 году. А уж Юрием Долгоруким, по летописным данным, было заложено и возведено несколько городов, в том числе Переяславль-Залесский в 1152 году.
Вехой же отсчета летоисчисления города Курска стали не тексты летописи, в которых город Курск фигурирует под 1095 годом, а «Житие» преподобного Феодосия Печерского, принадлежащее также перу Нестора, начатое им в конце 80-х годов и завершенное после 1091 года (после перенесения мощей преподобного). Именно в «Житии», как утверждают некоторые исследователи, впервые упоминается Курск под 1032 годом. В этот год преподобный в возрасте 23 лет покинул Курск и ушел в Киев. Причем не просто в «Житии», как таковом произведении, ибо оригинал до нас не дошел, а в «Житии», помещенном в «Печерском патерике» – памятнике отечественной письменности более позднего времени [1]. В этом-то и заключается существенная разница, в этом-то и рождается неиссякаемый источник позднейших споров отечественных ученых, историков и краеведов. Впрочем, в этих спорах более веское значение для определения летоисчисления Курска имеет не дата оставления Курска юношею Феодосием, а дата появления его в нем. Это, как минимум, на 15 лет увеличивает возраст города.
Если исходить из данных «Печерского патерика», взятых, кстати, за основу такими энциклопедическими изданиями, как «Русский биографический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона и «Большая Советская энцикло¬педия», то дата рождения Феодосия приходится на 1008 год, а прибытие его в Курск с родителями – около 1014-1015 годов. Возможно, немного раньше. Ибо вскоре по прибытии в Курск (время не уточняется) он начинает обучаться в школе. А это возраст 6-7 лет. С этого возраста начиналось обучение отроков в школах при церквях в городах Руси того времени.
Казалось бы, все ясно и понятно, все стало на свои места. Остается только определиться курянам с выбором даты начала летоисчисления нашего города: 1032  года – временем оставления Феодосием Курска или 1014/15 годов – временем появления в нем. Кем и как – неизвестно, но началом летоисчисления был избран 1032 год, что и нашло свое отражение в книге «Из истории Курского края», изданной в 1965 г. в Воронеже, и в других изданиях этого времени.
Но вот исследователи, в том числе и курские, в конце 60-х – начале 70-х годов докопались до Устюжского летописного свода. (Составлен около 1516 г. на основе  общерусского летописного свода 1494 года.) В нем единственном из всех летописных сводов сообщается, что преподобный Феодосий Печерский умер в возрасте 82 лет [2]. Так как дата смерти Феодосия известна не только до дня и года, но и до часа (9 часов утра 3 мая 1074 года по старому стилю), то путем несложных подсчетов установили и дату рождения – 992 год. Следовательно, в Курск отрок Феодосий прибыл  не позднее 998-999 года (в возрасте 6/7 лет). Впрочем, возможно, и раньше…
За новые данные тут же ухватились курские писатели и ученые. И вот уже они фигурируют в газетных статьях и книге Ю.А. Александрова-Липкинга «Далекое прошлое соловьиного края», изданной в 1971 году Центрально-Черноземным книжным издатель¬ством г. Воронежа. Мало того, педагог, археолог и писатель, апологет ранней роменской славянской культуры на территории нашего края Юрий Александрович Липкинг (1904-1983), издавший в 1957 году романтическую повесть о славянах-курянах VIII века «Кудеяров стан», говоря о появлении Курска, заглянул не только в X век новой эры, но и на пять веков ранее. «Именно тогда, в VI или V веке до нашей эры, и возникает при устье Кура на Тускари первое городище – первая еще дославянская Курская крепость, – пишет он в очерке «Поиски древнего Курска». – Об этом рассказали черепки глиняных сосудов, собранные в районе Дома офицеров и электроаппаратного завода». Однако через несколько абзацев он сообщает, что «первый дославянский Курск просуществовал несколько веков, но уже ко II веку до нашей эры жители ушли со своих городищ нашего Посеймья». И только в VI-VII веках новой эры он видит появление славян в Курском крае, а появление города-крепости Курска – в VIII веке. «Итак, выяснен ответ на третий вопрос «когда?»: укрепленный славяно-русский поселок возник на месте нашего города в VIII век, или в начале IX»,  – констатирует он факт окончательного появления славянского города Курска. А чтобы не было сомнений в этом, дополняет: «Можно полагать, что одновременно с основанием городища в устье Кура возникло и другое, на бугре близ Барнышевской площади, там, где теперь находится Троицкая церковь и школа № 10» [3].
Вместе с тем среди главных аргументов о времени появления города Курска Юрий Александрович видит все же данные Устюжского летописного свода о житии Феодосия Печерского и, конечно же, нахождение города на важных торговых путях [4]. 
Имеются подобные сведения Ю.А. Липкинга (Александров – творческий псевдоним) и в сборнике очерков «Курск», и в учебном пособии для старшеклассников «История Курской области», изданных в Воронеже в 1975 году. Например, в учебном пособии на стр. 13 сказано так: «Точно известно, что Феодосий умер в 1074 году. Летописный Устюжский свод сообщает, что скончался Феодосий в возрасте 82 лет. Значит, родился он в 992 году, а в Курск, следовательно, приехал в конце X века» [5].   
С этого времени и пошла «раскрутка» празднования тысячелетия Курска на начало 90-х годов ХХ века.
Но, несмотря на то, что данные Устюжского летописного свода и до сегодняшнего времени не только фигурируют в изданиях 70-х годов ХХ века, но и имеются в основном учебном пособии  по краеведению «История и современность Курского края», вышедшем в 1998 году в Курске и выдержавшем уже несколько переизданий, признания тысячелетия города ни в 90-х годах XX века, ни в нулевых годах XXI века не случилось. Городские и областные власти вновь «отступили» на позиции с точкой отсчета тысячелетия города – 1032 год. Причина – недоверие ученых и краеведческих кругов данным Устюжской летописи. Ну не пользуется эта летопись доверием у ученых – и все тут! Можно подумать, что и другие летописи, в том числе наиболее известные и популярные в научной среде Лаврентьевская (1377), написанная по Владимирскому своду (1305), и Ипатьевская (конец 1420-х годов), без греха…
Вместе с тем и дата – 1032 год – не стала константой. И она взята под сомнение. Ибо появилась, как отмечалось выше, только в «Печерском патерике», составление которого началось с переписки в 20-х годах XIII в. между владимиро-суздальским епископом Симеоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом. Оформление же его как самостоятельного документа относится к 1406 году и приписывается тверскому епископу Арсению.
Кроме того, независимо от редакции епископа Арсения, в 1460 г. в Киево-Печерском монастыре была создана первая редакция этого патерика иноком Кассианом, а в 1462 г. – вторая. В этих редакциях текст «Патерика» пополнился новыми статьями. При этом следует иметь в виду, что вторая Кассиановская редакция в дальнейшем получила наибольше распространение. Именно она легла в основу переработок этого памятника письменности Руси. Новое основательное редактирование «Печерского патерика» произошло в первой половине XVII века по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы. По-видимому, именно в этой позднейшей редакции «Патерика» и появляется «возраст» Феодосия – 23 года, когда он после прибытия из Курска в Киев был пострижен Никоном, и дата – 1032 год.
Одним из первых, кто взял дату рождения отрока Феодосия (992 и даже 1008 год) и дату отбытия его из Курска в Киев (1032 год) под сомнение, стал старший научный сотрудник Курского областного краеведческого музея Виктор Исаевич Склярук. Он вполне обоснованно (по крайней мере, с его точки зрения) в ряде работ на данную тему отметил, что появление отрока в Курске с родителями не могло быть ранее 1036 года, когда после смерти князя Мстислава Владимировича Удалого левобережье Днепра перешло под корону князя Ярослава Владимировича Мудрого [6]. И, следовательно, рождение отрока приходится на начало 30-х годов XI века, а его уход из Курска – на середину пятидесятых. И вот уже в книге «Повести Древней Руси» (Москва, изд-во Эксмо, 2009) тексты «Жития» Феодосия Печерского ни на старославянском языке, ни в переводе на современный не содержат никаких дат, кроме даты упокоения.   

С «легкой руки» Виктора Исаевича Склярука в последнее время отечественные ученые мужи, в том числе областные историки и краеведы, все больше и больше склоняются, что датой рождения Феодосия Печерского следует считать не 992 и даже не 1008 или 1009 годы, а период между 1032 и 1038 годами. Отсюда – прибытие его  с родителями в Курск  приходится на конец 30-х –  начало 40-х годов, а отбытие из Курска в Киев (в возрасте 23 лет) – на середину 50-х либо начало 60-х годов XI века. Соответственно, житийно-летописный возраст Курска уменьшается на тот же срок.
Почему такой разброс в датах? Да потому, что ни в летопи¬сях, за исключением Устюжской, ни в самом «Житии» конкретной даты рождения Феодосия или его возраста не имеется. А тексты «Жития» в плане хронологии настолько зыбки и расплывчаты и так разнятся между собой (в разных редакциях), что позволяют каждому исследователю трактовать их по собственному усмотрению. Из постоянных же дат в самом «Житии» указаны только время смерти – 3/16 мая 1074 года да тринадцатилетний возраст отрока, когда в Курске умер его отец. Но эти сведения сами по себе, без уточнения даты рождения преподобного, для летоисчисления житийно-летописного возраста города Курска ничего не дают. Поэтому приходится определяться: какой источник брать за основу, чтобы говорить хотя бы о примерном возрасте Курска.
Если взять за основу данные Устюжского летописного сво¬да, то первое упоминание о Курске – это 998-999 годы, и город пережил свое тысячелетие тихо и незаметно в конце XX века. Если взять за основу исследования Л. Шабанова, изложенные в книге «Курский край: история и современность» (Курск, 1995) и в региональном учебном пособии «История и современность Курского края» (Курск, 1998), то первое упоминание о нашем городе относится к 996-998 годам [7]. И тогда опять возраст Курска давно перешагнул тысячелетнюю отметку. Если же, отбросив сомнения, останавливаться на данных «Печерского патерика», то первое упоминание о Курске, как отмечалось выше, относится к 1014-1015 гг. Следовательно, празднование тысячелетия города тогда должно было выпасть на 2014/15 годы. Однако, как известно, празднования тысячелетия в эти годы не произошло. Хотя в пользу этой версии говорит также и дата канонизации преподобного – 1108 год, то есть через сто лет, через век после рождения. Учитывая менталитет русских людей, стремление важные события «привязывать» к круглым датам, данная версия, на наш взгляд, не лишена жизненной почвы и наиболее вероятна.
Если же принять во внимание последние «новомодные» доводы части ученого мира, в том числе и курян, о том, что рождение Феодосия приходится на период с 1032 по 1038 гг., то до тысячелетнего юбилея курянам еще жить и жить! Но тут необходимо обратить внимание на такой важный факт: Феодосий к своей кончине имел бы возраст от 36 до 42 лет. И какой бы он был старец? И какое было бы к нему уважение от братии и от мирян?.. Но самое главное: разве бы стал 46-летний великий князь киевский Святослав Ярославич (1027-1076), одержавший несколько славных побед над половцами, книгочей и составитель «Изборника», в 1073 году терпеть обличения 35/40-летнего игумена Феодосия в узурпаторстве престола? Да никогда! А вот обличения 65-летнего старца он вынужден был терпеть, хотя и гневался и грозил поначалу расправой.
Учитывая, что все перечисленные варианты версий не бесспорны, ибо их источниковая база весьма шатка, с установлением основного, главного варианта житийно-летописного возраста Курска необходимо определиться путем волевого решения на основе консолидации мнений большинства жителей города. Что, кстати, и было сделано сначала в 1982 году, а затем подтверждено на втором десятке XXI века.


Примечания:

1. Из истории Курского края. Сборник документов и материалов. – Воронеж, 965. – С. 25.
2. Устюжский летописный свод. – М.-Л., 1950. – С. 42.
3. Александров-Липкинг Ю.А. Далекое прошлое соловьиного края. – Воронеж, ЦЧКИ, 1971. – С. 99-101; Липкинг Ю. Города Курского княжения [Текст] / Ю. Липкинг // Курская правда. – 1968. – 25 сентября.
4. Александров-Липкинг Ю.А. Далекое прошлое соловьиного края. – Воронеж, ЦЧКИ, 1971. – С. 103-104.
5. Липкинг Ю. Курский край в период средневековья (до XIV века) [Текст] / Ю. Липкинг // История Курской области. – Воронеж: ЦЧКИ, 1975. – С. 13; Александров-Липкинг Ю., Самсонов В.И. Курск – древний русский город / Ю.А. Александров-Липкинг, В.И.Самсонов // Курск. Очерки истории города. – Воронеж: ЦЧКИ, 1975. – С. 5-26. 
6. Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского // Труды Отдела древнерусской литературы / Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Т. 41. Л., 1988. С. 318: он же «Феодосий Печерский / Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск, 1997. – С. 417-418.
7. Шабанов Л.В. Родная земля: далекие были // Курский край: история и современность. – Курск, 1995. – С. 23-45; Он же. Родная земля: далекие были // История и современность Курского края. – Курск, 1998. – С. 59-96.



ГЛАВА 1.

ДРЕВНИЙ КУРСК В ТРУДАХ КУРСКИХ АВТОРОВ.
ВРЕМЯ ОСНОВАНИЯ
И ПЕРВОГО УПОМИНАНИЯ В ЛЕТОПИСЯХ
 
Прежде чем перейти к основной теме нашей работы – рассказу о властителях и руководителях Курска на разных этапах его исторического развития (посадниках, удельных князьях, воеводах, бургомистрах, председателях горсовета и глав городской администрации) и их деяниях, стоит хотя бы кратко, тезисно рассказать о предыстории.
Как установили ученые, древние люди на территории современного Курского края и города Курска появились около 100 000 лет назад, во времена древнекаменного века. В это время люди научились строить примитивные жилища, добывать огонь, шить из шкур животных одежду, изготавливать разнообразные каменные орудия.
Примерно 23-20 тысяч лет назад, когда льды покрывали половину Восточной Европы, территория Курского края представляла собой подобие тундры, люди продолжали пребывать в этих краях. Об этом свидетельствуют археологические находки.
С началом периода потепления ледник постепенно отступал на север, климат менялся, и за 10-11 тысяч лет до новой эры наступил период мезолита – среднекаменный век, который около 7-5 тысяч лет до н.э. сменился новокаменным веком или неолитом, когда люди начали заниматься земледелием и скотоводством. Стоянки неолетического периода, относящиеся к 5-3 тысячелетию до нашей эры, обнаружены на территории города Курска.
Около 3-2 тысяч лет до н.э. на смену неолиту пришел век бронзы, когда люди научились лепить посуду, плавить металл и изготавливать из него орудия труда и оружие.
Бронзовый век на территории Курского края представлен племенами людей, которые являются носителями абашевской, сосницкой, катакомбной, срубной, бондарихинской, юхновской, тшинецкой, сейминско-турбинской археологических культур, связанных с киммерийцами и скифами. Носители последних культур уже строили городища.
Около тысячи лет до новой эры на смену бронзовому веку пришел ранний железный век. В это время на мысе при впадении Кура в Тускарь появилось укрепленное городище. Этот период археологами разделен на скифоиндный (VII-IV века до н.э.), юхновский (IV-I века до н.э.), зарубинецкий, поздний зарубинецко-киевский (I-IV века н.э.), пеньковский и черняховский. Если же говорить проще, то это время характерно тем, что на территории Курского края проживали скифо-славяне – сколоты.
III-IV века новой эры характеризуются историками как «Великое переселение народов» – готов от Балтики к Причерноморью, вандалов и гуннов из Азии в Западную Европу. С этого времени и до VI века из этнического сплава скифов, сколотов, сарматов, антов, росоманов, гуннов, русов и славян на территориях современных Украины, Белоруссии и России выкристаллизовались племенные союзы тиверцев, уличей, полян, древлян, северян, радимичей, вятичей, дреговичей, кривичей и словен ильменских. Впоследствии этот «этнический букет», близкий по духу, крови и языку, назовут восточными славянами.
В период с VI по VIII век восточные славяне расселились по берегам рек Восточной Европы. Как сказано в «Повести временных лет» о предках курян, они расселились по Десне, по Сейму, по Суле и назвались северянами.
Отечественные археологи племя северян связывают с роменской археологической культурой, сменившей черняховскую. Большой поклонник исследований роменской культуры края Ю.А. Липкинг посвятил этому периоду сборник очерков «Далекое прошлое соловьиного края», а также повесть «Кудеяров стан» и романы «Сварожье племя» и «В горниле», составившие историко-романтическую дилогию.
Как отмечает большинство историков, именно северяне-роменцы заложили первую крепость на мысе у впадения Кура в Тускарь. Но это еще не был общерусский город. Это было роменское укрепленное городище.
По летописям известно, что в 862 году новгородцы призвали на княжение к себе внука князя Гостомысла от его младшей дочери Умилы Рюрика Варяжского (?-879). Среди жен Рюрика была Эфанда, родившая ему сына Игоря. Пестун Игоря Рюриковича Олег, прозванный Вещим и правивший от имени Игоря с 879 по 912 год, в 882 году захватил Киев, а в 884 году совершил поход на северян, плативших дань Хазарскому каганату, и заставил их платить легкую дань киевскому князю. Он же нанес поражение хазарам и начал собирать в единое древнерусское государство восточнославянские племена. Так на просторах Европы появилось государство Русь. И с этого времени северянско-роменская культура стала трансформироваться в общерусскую.
По мнению археологов, процесс трансформации был довольно долгим – со второй половины IX века до первой трети  X века. В нем так или иначе поучаствовали киевские правители Игорь Рюрикович Старый (с 912 по 945 год), Ольга Святая (с 945 по 966), Святослав Игоревич Храбрый (с 966 по 972), Ярополк Святославич (с 972 по 980), Владимир Святославич Креститель (с 980 по 1015) и его потомки.

 Поведав о предыстории, можно приступать и к сути рассказа о городе Курске и времени его основания. А для этого необходимо упомянуть и источники, содержащие сведения о «возрасте» Курска, причем более ранние, чем выше рассматриваемые. Ведь попытки установления «возраста» града Курска, важных исторических событий, происходивших в нем, развития духовной, социальной, экономической, культурной жизни предпринимались не раз. Причем не только в ХХ веке, но и значительно ранее. 
Среди этих источников на первом месте, несомненно, стоит рукописная «Повесть о граде Курске», написанная, по мнению современных ученых, в том числе сотрудника Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), кандидата исторических наук Алексея Игоревича Раздорского, в 60-х годах XVII века неизвестным автором, так как хронология событий в ней оканчивается 1660-1662 годами [1].
В настоящее время благодаря деятельности А.И. Раздорского и других исследователей древних документов Отечества известно не менее восьми копий этого весьма ценного и важного для курян литературного и культурного  памятника XVII века. При этом, как установил Раздорский, списки «Повести» отличаются друг от друга только по текстовому объему. И хотя в «Повести о граде Курске» большое внимание уделяется истории обретения и последующего «жития» в Курском крае чудотворной иконы Знамения  Пресвятой Богородицы и нет даты образования города, тем не менее в ней названо время, когда Курск уже был большим городом – это период княжения в Киеве Владимира Святославича, то есть конец X и начало XI века [2].

Следующим большим источником информации о городе Курске и его округе по хронологии появления можно считать историко-географический рукописный очерк уроженца села Богословского Старооскольской округи, поручика и губернского землемера Ивана Федоровича Башилова (? - после 1792) «Описание Курского наместничества», появившийся в 1785 году. В нем также нет конкретной даты основания Курска, но имеется вполне однозначное указание на его древность: «О начале его, когда и на какой случай построен? За разными в течении давнего времени последовавшими переменами, верного доказательства сыскать не можно. А что он древний город и имел в себе княжение, то видно из записок... что в 1125 году князь киевский Мстислав Владимирович сыну своему Изяславу дал в удел город Курск (чему 660 лет), а построен оной был уповательно прежде, чему доказательство история преподобнаго Феодосия, Печерскаго чудотворца» [3]. 
Кстати, И.Ф. Башилов не только на «Житие» Феодосия Печерского ссылается, что говорит о популярности этого произведения монаха Нестора среди курян, но и твердо настаивает на том, что город Курск находится на своем месте и никогда с него в другие места не перемещался: «А по настоящему ево имени утвердительнее верить можно, что он и тогда был на сем месте, на котором ныне существует, потому что имя ево Курск соответствует имени реки Кура, в средине города протекающей» [4].
В 1786 году в Москве было опубликовано «Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце, собранное прокурором Верхней Расправы Курского наместничества Сергеем Ивановичем Ларионовым», в котором Ларионов как человек с юридическим образованием, приученный оперировать фактами и датами, о времени появления города сообщает следующее: «Когда он возымел свое начало и кем был сперва обитаем, нигде точного о том показания не отыскалося. Но мне примечается, что он должен был строиться при великом князе Владимире около 990 году. Сей великий князь по разделении уделов сыновьям своим в 988 году, размышлял города вновь строить близь Киева, то, полагаю я, что и Курск тогда же получил свое начало, так как находящийся по местоположению своему в той же стороне. А как он состоит не на тех реках, то и Белгород, заложенный в 990 году, не имеет же ни одной из тех рек. А о населенцах его уже само по себе явствует, откуда браны они, ежели он точно в те времена зачинался быть» [5].
Не преминул он сослаться, как и за год перед ним это сделал И.Ф. Башилов, о времени образования Курска на «Житие» Феодосия Печерского, причем с указанием конкретных дат, что говорит о его знакомстве с «Патериком Печерским»: «Сему мнению сходствует и житие преподобного Феодосия Печерского, что Курск должен был в показанное время строиться, коли не существовал уже прежде того. Сей преподобный отец в юных своих летах переселился при родителях своих из местечка Василькова в город Курск, и в 23 лето возраста своего пришел оттуда в Киев и вселился в пещеры при великом князе Ярославе Владимировиче, в пятое на десять лето княжения его; от Рож. Хр. в 1032 году. Следовательно, пр. Феодосий находился уже в Курске лет за пятнадцать прежде сего. И так начало сего города, конечно, было не позднее 10-го столетия по Рождеству Христову» [6].

А еще С.И. Ларионов в своей работе сообщил не только о первом курском удельном князе Изяславе Владимировиче, сыне Владимира Мономаха, но и некоторых других курских князьях (Изяславе Мстиславиче, Глебе Ольговиче, Святославе Ольговиче, Олеге Святославиче, Олеге Курском – участнике битвы на Калке). Он же перечисляет курских воевод с конца XVI до начала XVIII века и называет первых наместников и правителей Курского наместничества. Большое внимание уделяет архипастырям Курского Знаменского монастыря.
Таким образом, Сергей Иванович Ларионов (годы жизни неизвестны) одним из первых курских краеведов-любителей относит появление города Курска к 990 году. Мало того, он пытается дать вполне логическое, с его точки зрения, обоснование этому, ссылаясь на факт появления города Белгорода (Днепровского) и на «Житие» преподобного Феодосия Печерского. И хотя среди используемых источников он не называет «Повести о граде Курске», но несколько страниц его «Описания», особенно в части обретения Курской Коренной иконы Знамения Богоматери, явно заимствованы из этого рукописного труда.
Примерно же в это время свою работу о Курске под названием «История о городе Курске, о явлении чудотворной Знамения Пресвятые Богородицы иконы, нарицаемая Курская, о Курском Знаменском монастыре и его настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, грамот Царских и Патриарших, тако же и из рукописного летописца в Курском Знаменском монастыре  находящихся» окончил и в 1792 году анонимно опубликовал в только что открытой типографии архимандрит Знаменского монастыря Амвросий, в миру Алексей Павлович Гиновский (?-1800). За основу повествования он взял один из списков «Повести о граде Курске», хранившихся в монастыре. Уже в самом начале «Истории…» Амвросий пишет: «Во время княжения в Российском государстве святого благоверного князя киевского Владимира город Курск, получивший себе имя от протекающей через него реки, именуемой Кур, был в цветущем состоянии и имел через долгое время владетельных своих князей» [7].
В 1787 году в Москве увидели свет «Путешественные записки» члена императорской Академии наук Василия Федоровича Зуева (1754-1794), в которых, по сведениям краеведа и писателя Ю.А. Бугрова,  о Курске без указания даты его основания было написано следующее: «Город знатный и старинный… стоит на вышеописанном взлогистом уступе при реке Тускори…» [8].
В 1858 году, как сообщают курские исследователи, в том числе Ю.А. Липкинг, вышел в свет труд некоего господина Адольфа Штакельберга «Путеводитель от Курска до Москвы», в котором автор дату первого упоминания о городе Курске относит к 990 году [9]. Возможно, Штакельберг был знаком как с добротным историко-краеведческим трудом С.И. Ларионова, так и с работой архимандрита Амвросия и на основании данных этих источников сделал свои выводы.
В 1836 году был образован Курский губернский статистический комитет, который с 1860 года стал издавать «Памятные книжки Курской губернии», а с 1863 – сборники «Трудов Курского губернского статистического комитета». В данных изданиях публиковались не только материалы о текущей жизни губернии, но и краеведческие очерки и статьи. Согласно исследованиям А.И. Раздорского, в «Памятных книжках» увидели свет такие статьи краеведческой направленности, как «Историческое обозрение местности, занимаемой ныне Курской губернией», «Древности», «История Курского Знаменского монастыря», «Окрестности Курска», «Краткий очерк Курской губернии», «Страничка из истории Курской гимназии» и другие [10]. Среди тех, кто был составителем этих изданий и автором краеведческих работ в них, стоит назвать журналиста и общественного деятеля тех лет Тита Иоильевича Вержбицкого (1845-1899).
Примерно с этого же времени (начало 60-х годов XIX века) подобные очерки курских авторов и краеведов-любителей публиковались и в газете «Курские губернские ведомости», издававшейся с 1838 года.
Новый виток интереса к истории края и города Курска появился у курян в начале XX века. Уже в 1901 году курян порадовало такое издание, как «Путеводитель по городу Курску», авторами которого были довольно известные в то время  журналисты, краеведы и общественные деятели Н.И. Златоверховников и А.А. Танков. Во второй главе «Путеводителя» («Обозрение Курска») они кратко знакомят читателей с историей города и буквально в первых строках сообщают, что «Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Он основан в XI веке и был стольным городом Курского княжества» [11].
Как видим, в данном издании основание Курска отнесено к целому веку, без конкретизации частей века – начала, середины, первой четверти, первой половины и т.д. к. А вот в книге «Россия. Полное описание нашего отечества» под редакцией В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова и академика В.И. Ламанского, вышедшей в С.-Петербурге в 1902 году о Курске сказано так: «Губернский город Курск, красиво расположенный на высоком, крутом берегу р. Тускори, есть один из древнейших городов рассматриваемой области. Существовал он уже в начале XI века, т. е. во времена св. Владимира, и в начале XI в. к Курску приурочиваются дорогие для русского православия, уже пустившего в то время свои корни в Курске, воспоминания о детстве и юношестве одного из величайших подвижников русской церкви св. Феодосия Печерского» [12].
В 1903 году в губернском центре по инициативе и при активной поддержке губернатора Н.Н. Гордеева (1850-1906) был открыт «Курский историко-археологический и  кустарный музей» и учреждена Курская губернская ученая архивная комиссия   (КГУАК). Если сотрудники музея собирали предметы и документы истории края, то члены КГУАК во взаимодействии с сотрудниками статистического комитета в недалеком времени издали два сборника «Трудов КГУАК».  В них были напечатаны краеведческие работы Г.И. Булгакова, Н.И. Златоверховникова, И.А. Купчинского, Л.Н. Познякова, А.А. Танкова, С.Н. Ефременко и других.
В 1906 году театрал, журналист и драматург Иван Александрович Купчинский (1844–1917) небольшим тиражом издал в Москве 40-страничную книжку «Курск и куряне», состоящую из таких очерков, как «Из истории о Курске», «Осада Курска Жолкевским», «Начало Курского Знаменского монастыря», «Взрыв в 1898 году, 8 марта», «Клевета на неведение Леонида Андреева», «Из прошлого Курска», «П.Н. Демидов», «Астроном-самоучка» и «Курск в настоящее время». Не трудно догадаться, что само название очерков говорит о содержании этого сборника. И действительно, в первом очерке повествуется об истории основания города и его развитии на протяжении нескольких веков. Что же касается времени основания Курска, то И.А. Купчинский это видит следующим образом: «Основание его теряется во мраке веков; гадательно приписывается оно вятичам и относится к началу IX столетия – короче, Курск основан более тысячи лет. Из повествования летописца Нестора видно, что христианство в Курске было уже в конце IX столетия. Нестор говорит, что преподобный Феодосий Печерский, в начале Х столетия живя с родителями в Курске, занимался печением просфор, а в 1032 году на двадцать третьему году из Курска ушел в Киев» [13].
Очень важным событием в жизни курян, интересующихся историей города и края, стало то, что в 1913 году в Москве вышел первый том «Исторической летописи курского дворянства» Анатолия Алексеевича Танкова (1856-1930). Это был огромный труд, рассказывающий не только о курских служилых людях «по отечеству» – детях боярских и дворнях с их пофамильным перечислением, – но и дающий информацию о раннем, княжеском, а также последующем за ним воеводском периоде города Курска, в основу которого легли писцовые книги и десятни Курского края.
Дату основания Курска А.А. Танков не называет, но, ведя речь о северянах, населявших Посемье, сообщает: «После смерти великого князя Владимира Северская земля и курский край некоторое время принадлежали его сыну Мстиславу, который в 1024 году отнял Чернигов у своего старшего брата Ярослава, после же его смерти Курск находился до половины XI века во владении Ярослава» [14].
Надо отметить, что в работах И.Ф. Башилова, С.И. Ларионова, А.А. Танкова и других курских авторов дореволюционного периода времени, писавших о Курске и Курском крае, имелись ссылки на «Житие» Феодосия Печерского. При этом у многих из них весьма конкретно и существенно красовалась дата 1031 год. Следовательно, ни Ю.А. Липкинг, ни предыдущие перед ним, ни последовавшие за ним другие курские краеведы советского периода времени первооткрывателями в вопросе обращения к текстам «Жития» при датировке основания города Курска не были. Они шли по уже проторенным до них литературно-краеведческим тропкам.
Двадцатые годы ХХ века многие исследователи краеведческого движения в Курском крае называют «золотым временем краеведения». К числу таких исследователей принадлежит и Юрий Александрович Бугров (1934-2017), инженер по авиационному приборостроению, краевед, писатель и ученый-историк по зову сердца и по жизненному пути.
Изучая вопросы краеведения в Курской губернии, он сообщает, что 27 августа 1923 года был утвержден устав Курского губернского общества краеведения (КГОК), что стало отправной точкой начала его функционирования. А 29 сентября этого года на 1-й конференции членов КГОК был избран совет в составе 7 человек. Руководителем (председателем) общества стал Г.К. Прядченко – председатель Курского губисполкома (1895-1938), а его заместителями М.В. Васильков (председатель педагогического общества) и Е.К. Введенский (заведующий губстатбюро).
Вскоре членами КГОК стали издаваться «Известия Курского губернского общества краеведения» (по 6 выпусков журнала в год) и сборники «Курский край» (1924, 1925 гг.), в которых публиковались работы членов общества. Среди активных деятелей КГОК этого времени Ю.А. Бугров называет Г.И. Булгакова, И.Д. Стрельского, В.И. Стрельского, А.А. Комарова, С.Н. Ефременко, Н.А. Антимонова и некоторых других.
Но в 1928 году после создания ЦЧО активность Курского общества краеведения пошла на убыль, и в 1930 оно прекратило свое существование. Были попытки возобновить общество краеведов после образования Курской области в 1934 году, но они оказались неудачными. А первый председатель общества Григорий Кононович Прядченко в 1938 году попал под репрессии и погиб. Был репрессирован и погиб в 1937 году Илья Дмитриевич Стрельский [15].
Среди знаковых изданий о Курске в советский послевоенный период стали  сборники очерков «Родной край», «Краеведческий сборник» и «Курск». «Родной край» был издан в Курске в 1946 году, когда наш город, переживший бомбежки и вражескую оккупацию, еще находился в развалинах. В сборнике был очерк старшего научного сотрудника Курского областного краеведческого музея Владимира Ивановича Самсонова (1886-1964) «Из прошлого Курского края», в котором о крае было сказано, что он «в 884 году вошел в состав русского государства», а о столице Курской области: «Конец Х века принято считать временем возникновения города Курска. В письменных источниках он упоминается впервые в 1032 году» [16].
Следом, в 1952 году, в Курске в помощь учителям истории был издан «Краеведческий сборник», в котором была опубликована та же работа Владимира Ивановича Самсонова и с теми же данными  о времени основания столицы соловьиного края. А в 1957 году из типографии Курского книжного издательства вышел сборник очерков «Курск», в котором также имелась статья В.И. Самсонова «Курск – древний русский город». Концепция автора о времени возникновения Курска не изменилась – конец Х века и первое упоминание о нем в письменных источниках – 1032 год, но теперь письменный источник перестал быть обезличенным, как в двух предыдущих изданиях, он назван автором – «Патерик Печерский» [17]. Это говорит о том, что после смерти Сталина идеологические узы и путы стали ослабевать и теперь можно было назвать «старорежимные» источники.
В целом сборник «Курск» представлял солидное многостраничное издание, в котором, кроме очерка В.И. Самсонова, были работы кандидатов исторических наук П.В. Иванова, Ф.И. Лаппо, Ю.Л. Райского, И.И. Френкеля, позволявшие проследить развитие города от Средневековья до середины 50-х годов ХХ века. Это стало прорывом в краеведении, вопросами которого ранее занимались любители-энтузиасты, а не ученые.
В 60-х годах изучение Курского края и города Курска продолжилось. В 1965 году в Центрально-Черноземном книжном издательстве Воронежа увидел свет многостраничный сборник исторических документов «Из истории Курского края», подготовленный к изданию курскими краеведами и учеными. В сборнике, в частности, приводились отрывки текстов «Жития преподобного Феодосия Печерского» в «Патерике Печерском», летописей, писцовых и разрядных книг, законодательных актов, указов и распоряжений царей, «Описания Курского наместничества» И.Ф. Башилова и так далее.
Это издание стало ценнейшим источником сведений о Курске и Курском крае для краеведов и ученых многих поколений. А в 1966 году в Воронеже был издан новый многостраничный сборник очерков «Курская область», в котором имелась работа Р.А. Горбацевича по истории соловьиного края – «Из прошлого Курского края». В данной работе Р. Горбацевич о древности Курска, придерживаясь уже устоявшейся традиции, сообщает следующее: «В 884 году произошло большое событие в жизни края: Курские земли вошли в состав Киевской Руси, и население их было избавлено от хазарского ига. Началось быстрое экономическое развитие края. Для защиты от набегов кочевников были построены города-крепости, заселенные военным людом, ремесленниками и земледельцами. В числе таких городов впервые в письменных источниках появляется (в 1032 году) Курск, а в 1152 году встречается упоминание о городе Рыльске» [18].
Как уже отмечалось выше, семидесятые годы ХХ столетия о прошлом Курского края ознаменовались выходом сборника «Далекое прошлое соловьиного края» Ю.А. Александрова-Липкинга (1971),  третьим, переработанным и дополненным изданием очерков по истории города «Курск» (1975) и учебного пособия для старшеклассников «История Курской области» (1975).
Особенностью сборников «Курская область», «Курск» (1957, 1968 и 1975 годов), «История Курской области» являлось то, что в их составлении участвовали курские авторы – журналисты, краеведы и, конечно же, ученые, – отягощенные идеологическими догмами времени, когда без упоминаний классовой борьбы и без оглядки на линию партии было невозможно писать научные и научно-популярные работы.
Среди других видных работ этого времени о Курске и времени его основания является очерк уроженца д. Бязовки Щигровского уезда Курской губернии, педагога-историка, преподавателя МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата исторических наук Григория Николаевича Анпилогова (1902-1987) «О городе Курске X-XVI вв.». Данная работа была издана в 1978 году в «Вестнике МГУ № 5 (Серия 8 «История»). Уже в первых абзацах он пишет: «Возникновение города Курска связано с историей Киевской Руси, ее хозяйственным и культурным развитием во второй половине X в., политикой киевских князей по объединению восточных славян в единое государство, необходимостью борьбы с внешними врагами: хазарами и кочевниками-печенегами». И далее, изложив свою версию о причинах, побудивших киевского князя заняться строительством городов – не только от кочевников-печенегов, но и из-за сепаратных настроений у вятичей, – ученый продолжает: – «Владимир Святославич опасался новых выступлений со стороны вятичей. Поэтому было решено укрепить наиболее удобный путь в землю вятичей, проходивший через Верхнее Посеймье, строительством города-крепости, который должен был также сыграть свою роль в обороне Посеймской волости во время набегов печенегов из приднепровских степей. Эти исторически сложившиеся обстоятельства в жизни Киевского государства и обусловили время и выбор места для строительства нового города на берегу реки Тускари, при впадении в нее речки Кур. Название местности дало ему имя — Курск на Тускари» [19].
В этой же статье столичный ученый высказывает и свою точку зрения по этническому происхождению названия речки Кур, отличную от мнения Ю.А. Липкинга и других авторов, видевших в названии иранские, финно-угорские или тюркские корни:  «Речка Кур имеет славянское название, так же как и город Курск, основанный в данной местности. Мнение Ю.А. Александрова-Липкинга о древнейшем дославянском названии речки Кур, данном ей народом тюркского происхождения, мало вероятно» [20].
И тут же, развивая мысль в данном направлении, Г.Н. Анпилогов в следующем абзаце пишет: «Славянское происхождение названия «Кур» обусловлено историческими условиями возникновения и развития древнерусского государства, походами дружинников, заселением Верхнего Посеймья переселенцами из Киевской и Новгородской земель. Известно, что они неоднократно в места своего нового поселения приносили названия рек и городов, существовавших на территории Киевской и Новгородской областей. Что касается названия «Кур», то его имеет один из притоков   р. Ловати в Новгородской земле, а расположенное в этой местности поселение называется Курск» [21].
Да, Ю.А. Александров-Липкинг и В.И. Самсонов в очерке «Курск – древний русский город», опубликованном в сборнике «Курск» (Воронеж, 1975) действительно писали: «Само же имя реки «Кур» очень древнее. Возникло оно не позже 1-го тысячелетия до нашей эры. В то время по всей восточной части нашей области, в том числе и там, где берет начало Кур, проживали племена, говорящие на языке североиранской группы, входящей в индоевропейскую семью языков, то есть отдаленно родственным и славянским, тоже индоевропейским. Слово «кур» и «курас» у ираноязычных и славянских народов издавна обозначало «петух». Видимо, «кур» – «петух» дал название реки, а в дальнейшем и городу» [22].
И раз зашла речь о происхождении гидронима «кур», то авторы данной работы просто обязаны сделать некоторое обобщение версий происхождения этого слова. Так, Игорь Лебедев в статье «Поющие солнце», опубликованной в «Энциклопедии для детей. Птицы и звери», связывает его происхождение у древних народов с культом солнца, света: «В большинстве культур его связывают с высшими солнечными божествами – Митрой, Ахурамаздой, Аматэрасу, Меркурием, Марсом… Петух считался вестником солнца. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух – символ «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета). В китайской мифологии он сопровождает солнце в его движении по небу… Многочисленность традиций, связывающих кур с солнцем, наводит на мысль, что эта связь может прослеживаться и в языке – в названиях птицы, общий  корень которых происходит от слова «солнце». Поэтому кажется правдоподобным, что корень «кур» (и все родственные формы) ведёт начало от праиндоевропейского «ур», означающего одновременно «солнце», «божество», «небесный огонь» и тому подобное… Таким образом, вполне можно допустить, что «кур» и его славянское производное «курица» означают «солнечное», «солнечник» или нечто подобное» [23].
Почему «кур-петух» по данной версии послужило названием реки, неизвестно – эта тайна за семью печатями… Впрочем, речка или ручей Кур не одинок. Только на нашей Курщине имеется несколько речонок с подобным однокоренным названием: Куренка, а также Большая, Малая и Гнилая Курицы. Есть река Кура на Кавказе, а в Прибалтике есть Куршская коса и народность курши или куру. В средние же века существовало герцогство Курляндское. Много схожих названий рек и местностей на Русском Севере и Новгородщине: Малокурье, Закурье, Курея, Курянка, Шенкурск, Курско и даже Курск, как отмечалось выше. Впрочем, и у нашего Курска на курской земле есть «меньшие родичи» – села Куркино и Курасово, а еще деревня Курица.

Второй версией такого названия служит понятие «курья» (как заводь, тихий залив). Однако это понятие больше всего «эксплуатируется» на Севере. У нас же оно, скорее, известно по словарям и справочникам, чем в практическом употреблении, поэтому вряд ли оно легло в основу названия реки и города. Впрочем, сторонник данной версии доктор исторических и философских наук, профессор С.П. Щавелёв сообщает еще об одном славянском происхождении данного названия – от понятия «прах», а также от балтского – «ущелье», «глубокая борозда» или «просека» и от тюрскоязычного – «стоянка», «вал», «поселение» [24]. А вот автор книги «Надписи на карте» В.А. Прохоров предлагает еще одну версию: данное название возникло от названия одного небольшого прибалтийского племени куру [25]. Об этом племени мы упомянули чуть выше.
Другой автор, Студенцов А.Ф., исследуя вопрос сарматской топонимики на Новгородской земле и  в Белозерско-Вологодском регионе, находит там не менее десятка названий населенных пунктов и географических объектов, имеющих в своей основе корень «кур». И в его толковании «кур» – это «рыть ход», «канал». Слово же «Курск» он, на основании своей концепции, объясняет как «печь для обжига» [26]. 
В какой-то мере с выводами Студенцова солидарен и известный курский краевед и литератор Н.В. Борисов, который связывает возникновение этого названия в связи с процессом выплавления – «курения» – на берегах реки железа – крицы – из болотной руды [27].
Не безынтересна для читателя будет и версия другого курского краеведа Анатолия Бирюкова, который, работая над расшифровкой славянских рун или руниц, приходит к выводу, что «руна «ку» на языке древних курян означала «корм», «пища». А руна «ра», как известно, – «свет», «солнце». Следовательно, сочетание двух рун давало значение «пища для солнца» [28].
«Нагретая солнечным теплом вода испарялась, по-русски «курилась», – пишет далее А. Бирюков, разъясняя попутно понятие «курилась», отличное от интерпретации этого слова другими авторами, –  что давало повод считать пар «пищей» солнца… Руна «ск» у праславян обозначала «крепость». Отсюда Москва, Изборск, Севск, Рыльск, Ратск. Слово «Курск» не что иное, как выражение «крепость на реке Куре» [29].
Примерно такой же версии о значении слова «кур» придерживается и украинский автор исторических произведений В. Малик, который в примечании к «Слову о полку Игореве» пишет: «…до кур Тмутороканя раньше переводили как до «петухов Тмутороканя». И это совершенно не верно. Кур-хан, курган – это городище на холме, обнесенное валом, то есть земляной стеной» [30].
Это созвучно и мнению В.И. Склярука, придерживающегося версии, что «кур» означает «поселение», «ограду», «город», как об этом пишут авторы статьи «Кур – одна из малых рек Курской области» в краеведческом словаре-справочнике «Курск» Ю.А. Бугров, С.И. Корецкая и О.П. Лукашова [31].
Вот сколько интересных и по-своему обоснованных версий! Только какая из них верная, трудно сказать.
Авторы же данного повествования, исходя из концепции довольно частого образования названий местностей от имен славянских вождей и князей, придерживаются версии, что название Кур небольшая, ничем не примечательная речка нашего края (а еще вернее – ручей) получила по имени одного из первых славяно-арийских вождей, остановившихся в данной местности. Впрочем, название это могло возникнуть и в более поздний период, например, в сармато-антский. Вспомним имена князей этого периода, так или иначе упоминаемых в различных источниках: Рус, Сар, Бус, Кий… Короткие, как удар хлыста. Почему же не быть Куру?! С веками личность этого вождя забылась, стерлась из памяти потомков, а название реки осталось и послужило основой для названия града.
Кроме этого, не безынтересен и такой факт уже не местного, а так сказать, мирового значения употребления в словах-названиях населенных пунктов корня «кур», что, по-видимому, говорит о сакральном значении этого слова. Например, город (областной центр) Курган в России, Куре и Курасики – города в Японии, Курган-Тюбе – город в Таджикистане, Курессааре – город в Эстонии, Куритиба – город в Бразилии, Курахово – город на Украине и многие другие.
Однако возвратимся к основной теме повествования и отметим, что очередной шквал интереса к истории края и Курска возник у курян на закате советской власти, после того, как по инициативе Юрия Александровича Бугрова (1934-2017) в 1988 году было учреждено Курское областное краеведческое общество, включившее в себя десятки краеведов и ученых. Вскоре оно начало издавать журнал «Курский край», в котором публиковались работы о Курске и его знаменитых людях разных исторических эпох. Позже появились и другие издания, в том числе литературно-краеведческой направленности «Курские историки», «Курские мемуары», «Сеймские берега».
Но главный прорыв в данном вопросе, как ни удивительно, наступил в постперестроечное время, в лихие девяностые годы, когда после развала Советского Союза и его плановой экономики Россия в целом и Курский край в частности находились в духовной, экономической, социальной, культурной  и общественно-политической прострации от происходящего. Промышленные предприятия банкротились и закрывались, рабочие, колхозники, представители творческой интеллигенции месяцами не получали зарплату, смертность превышала рождаемость, до невиданных размеров взметнулась преступность.
Среди первых изданий краеведческой направленности этого времени стоит назвать книгу В.В. Левченко и Т.А. Гривы «Встреча с Курском», вышедшую в 1993 расстрельном году. На первых же страницах книги авторами заявлено о том, что Курск «как крепость Киевского княжества» был основан во время княжения Владимира Святославича (примерно в 982-984 гг.) на берегу реки Тускари при впадении в нее реки Кур». Впрочем, они же ука¬зывают и еще одну дату более раннего возникновения города-крепости  Курск  – 884 год, то есть во времена княжения в Киеве Олега Вещего и его походов на северян. И только в следующем абзаце делают оговорку, что «эти данные предположительны» [32].
Следом (через два года) последовал уже упоминаемый ранее сборник очерков «Курский край: история и современность». Кроме очерка Л.В. Шабанова, о котором говорилось выше, в нем были работы профессора Б.Н. Королева – «Славяне и Русь», журналиста Г.Г. Усачевой – «Феодосий Печерский», а также П.В. Иванова и А.С. Травиной, Л.М. Рянского, О.Н. Запорожской, А.Л. Флоринского, Н.А. Постникова, Б.Д. Беспарточного, Ю.И. Зубкова, И.З. Баскевича и других.
В 1996 году в Курском государственном техническом университете (КГТУ, прежде – КПИ, ныне – ЮЗГУ) вышел сборник очерков и статей «Курский край в истории Отечества» под общей редакцией профессора Л.С. Полнера. Первая глава в сборнике «Курская земля в древности и в период средневековья» принадлежит перу кандидата исторических наук Г.А. Чуриловой.
«В VI – V вв. до н.э. и возникает при устье рек Кур и Тускарь первое городище – первая Курская крепость, – пишет она весьма близко к тому, как об этом времени сообщал в своих очерках Ю.А. Липкинг. – Это подтверждают найденные при раскопках в районе Дома офицеров и электроаппаратного завода глиняные черепки, относящиеся к этому времени. Место для первой крепости-города было выбрано нашими предками удачно: крутой обрыв со стороны нынешнего Дома офицеров с поставленным там частоколом, глубокий ров с валом и частоколом со стороны краеведческого музея и Знаменского собора надежно защищали жителей Первокурска от врагов. Очевидно, и около 2500 лет назад город носил то же название. По данным лингвистики, название реки Кур – иранского происхождения» [33]. Очень смело! И за меньшие вольности коллеги по научному сообществу спуску не дают…
Правда, буквально на следующей странице она делает оговорку: «Однако крепость Первокурск просуществовала недолго: в связи с сарматским нашествием ко II в. до н.э., люди ушли со всех городищ. Сарматы уничтожили сколотские "царства" – древнейшие русские раннегосударственные объединения…» [34].
Новое появление города Курска Г.А. Чурилова видит в период так называемой роменской археологической культуры, после того, как «в VI в. Северские земли были включены в состав Киевского княжества полян-русин» и начали строить города-крепости. «Частью так называемых роменских крепостей-городищ была и Курская крепость, вновь возникшая в VIII в. в устье р. Кур, – сообщает она, во многом согласуясь с исследованиями о роменском периоде педагога, археолога и писателя-краеведа Ю.А. Липкинга. – Это было небольшое поселение, защищенное и укрепленное рвом, валом и частоколом, которые шли от обрыва р. Тускарь к оврагу, сбегавшему к Куру. В городище находилось три-четыре десятка хижин-полуземлянок. Время основания крепости подтверждается находками фрагментов славянской керамики, бытовавшей в VIII-X вв.» [35]. 
В 1997 году по инициативе Ю.А. Бугрова и при финансовой поддержке со стороны губернатора Курской области А.В. Руцкого увидел свет краеведческий словарь-справочник «Курск». В нем после приветственного слова А.В. Руцкого и двухстраничного предисловия идет редакционная статья о Курске, в которой сообщается, что «возникновение города Курска связано с историей Киевской Руси, ее хозяйственным и культурным развитием во второй половине Х века, политикой киевских князей по объединению восточных славян в единое государство, необходимостью борьбы с внешними врагами – хазарами и кочевниками-печенегами». В статье также отмечается, что «впервые Курск упоминается в «Житии» Феодосия Печерского в связи в связи с приездом родителей святого – не ранее 1036 года, когда город, как и все Днепровское Левобережье, перешло под власть Ярослава Мудрого» [36].
Как видим, возобладала точка зрения научного сотрудника Курского областного краеведческого музея В.И. Склярука и его предшественника из АН СССР А.К. Зайцева (1975) о дате прибытия Феодосия и его родителей в Курск, на что обратил внимание профессор С.П. Щавелев [37]. 
Как отмечалось выше, в 1998 году под общей редакцией профессора Б.Н. Королева и под эгидой Курского областного ИПКиПРО (института переподготовки учителей) вышло в свет региональное учебное пособие «История и современность Курского края», состоящее из 18 глав и нескольких десятков статей разных авторов. В основу этого издания был положен текст сборника очерков «Курский край: история и современность» (1995), однако значительно расширенного за счет работ таких авторов, как И.В. Аниканова, Ю.В. Белянский, В.В. Раков, Г.Ю. Стародубцев, С.П. Щавелев, В.Б. Степанов, А.Г. Шпилев, Е.В. Холодова и других.
Следом же, начиная с 1999 года, в типографии КГПУ стали выходить первые тома 20-томной научно-популярной серии «Курский край». Одним из первых увидел свет том № 4 – «Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X-XVII века», авторами которого стали  профессор С.П. Щавелев, научный сотрудник Российской Национальной библиотеки (С.-Петербург) А.И. Раздорский и научный сотрудник Курского государственного музея археологии А.В. Зорин.
Так как первые главы сборника, написанные С.П. Щавелевым, непосредственно посвящены времени появления Курска, то необходимо отметить, что ученый историк и философ данный момент описал следующим образом: «…именно началом 30-х годов XI века можно датировать появление Курска в составе Древнерусского государства» [38].   
Как видим, здесь значительное омоложение Курска и отступление от версий, поддерживаемых не только дореволюционными авторами, но и авторами советского времени – В.И. Самсоновым, Ю.А. Липкингом, Г.Н. Анпилоговым, Г.А. Чуриловой и рядом других. Кстати, этой версии С.П. Щавелев придерживается и в книге «Феодосий Печерский – курянин», изданной в Курске в 2008 году. Но к этому еще вернемся. А пока отметим, что в 2002 году был издан 2-й том десятитомного издания «Курский край: Антология социальной работы» под общей редакцией Б.Д. Беспарточного, в котором были очерки о Феодосии Печерском. Затем после небольшого перерыва, в 2004 году, в Курске была издана небольшая книжка А.И. Раздорского «Князья, наместники и воеводы Курского края XI-XVII вв.». Уже само название сборника дает представление, что в нем, с опорой на летописные тексты и иные источники, прослежена хронологическая последовательность удельного княжения Мономаховичей и Ольговичей в Курском уделе. Естественно, перечислены курские воеводы и наместники. И хотя особого новшества сборник не представлял, ибо и о курских князьях, и о воеводах и наместниках уже было сказано достаточно в «Описании Курского наместничества…» И.Ф. Башиловым, С.И. Ларионовым, а также давались сведения в краеведческом словаре-справочнике «Курск», он стал очередной вехой в изучении и раскрытии истории города и Курского края. Что-то подобное, в принципе, можно сказать и о книге Владимира Борисовича Степанова (1934-2017) «Наместники и губернаторы Курского края. 1779-1917 гг.». Правда, здесь материалы о личностях наместников и губернаторов представлены значительно шире, отмечены некоторые их деяния, как положительные, так и отрицательные, да и книга выглядит куда солиднее.
В период с 2004 года по инициативе Ю.А. Бугрова и при поддержке губернатора Михайлова Александра Николаевича (1951-2020) в Курске стали выходить книги трехтомной Большой Курской энциклопедии. Естественно, в отдельных статьях энциклопедии были представлены и город Курск, и курские князья, и воеводы, и наместники, и губернаторы, и руководители советского периода времени, и важные события, и знаменитые личности разных эпох. (К 2012 году вышло 9 книг.)
О времени основания Курска во втором томе энциклопедии сказано: «Основание Курска как города Киевской Руси, если исходить из современных археологических материалов, относится к периоду правления Владимира Святого. <…> Письменные известия о Курске последней четверти Х – 90-х годов XI в. скудные… Впервые Курск упоминается в «Житии» Феодосия Печерского в связи с приездом родителей святого – не ранее 1036 года, когда город, как и все Днепровское Левобережье, перешел под власть Ярослава Мудрого» [39].
Новой вехой на пути развития краеведения и исследования истории города Курска стал выход в 2008 году сборника «Очерки истории Курского края с древнейших времен до XVII века». Авторами этого многостраничного, хорошо проиллюстрированного издания являются сотрудники Курского государственного музея археологии А.В. Зорин, Г.Ю. Стародубцев, А.Г. Шпилев и сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук О.А. Щеглова.
Главы «Северянское Посемье» и «Курское княжение» в данном сборнике принадлежали перу А.Г. Шпилева. В первой он сообщает о строительстве городищ и городов-крепостей, в том числе и Курска, северянами в IX-X веке (стр. 215) и появлении в Курске Феодосия с родителями в 1036 году. Выглядит это следующим образом: «Ко времени второго утверждения Ярослава на Днепровском Левобережье относится новое переселение из покорных великому князю регионов Древней Руси и самое раннее упоминание Курска, датируемое большинством исследователей 1036 годом» [40]. Во второй сообщает о появлении княжеского стола в Курске в конце XI века, отдав первенство удельного княжения в нем сыну Владимира Мономаха Изяславу Владимировичу.
В 2010 году вышла книга членов Курского областного краеведческого общества  Ю.А. Бугрова, Р.З. Симонян и А.А. Бордуновой «Города Курского края», в которой, со ссылками на исследования В.В. Енукова, говорится, что «в конце X – начале XI вв. Курск быстро расстраивается и приобретает значительные размеры». А несколько ниже аккуратно, без датировки, сообщается о «Житии» Феодосия Печерского, где город впервые упоминается» [41].    
Несколько позже в Курске в двух книгах выходит научно-популярное издание кандидата исторических наук, доцента Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ) (бывшего Курского политехнического института) Ангелины Николаевны Пахомовой «Курские и рыльские удельные князья», в которой приводится не только хронология княжения того или иного князя, но и рассказывается о его биографии и деятельности.
В 2011 году на полках книжных магазинов появилась «Велесова книга» в прочтении и переводе А.И. Асова, в которой в качестве дополнения была опубликована Булгарская летопись. В этой летописи, если она не подделка поздних времен, есть некоторые сведения о Чернигове, Путивле и Курске. С позиций булгарских летописцев, возвышавших своих князей над соседними, следовательно, над славянскими, говорится о вражде между князем Игорем Рюриковичем Старым и его опекуном Олегом Вещим. В ходе этого конфликта, согласно текстам летописи, естественно, в переводе А.И. Асова, князь Олег выбил Игоря из Путивля, и тот основал новый город… Курск [42]. Случилось это событие, судя по текстам летописи, в 911 году, незадолго до смерти Олега Вещего.
Впрочем, такой ранней датой основания Курска удивить кого-либо трудно, ведь некоторые курские краеведы не раз и не два называли датой основания города 884 год. А вот первое упоминание его в летописных источниках, если Булгарская летопись действительно существует и в ней имеются вышеназванные сведения, это уже сенсация. Но сенсации не случилось…   
О более чем тысячелетнем возрасте Курска пишет и совре¬менный историк В.М. Коган в своем труде «История дома Рюриковичей», когда рассматривает вопрос, связанный с Курским княжеством. «Курск – один из древнейших городов Южной Руси, – сообщает он о столице Курского княжества, – построенный вятичами около IX века. Название его, по-видимому, пошло от ручья Кур, впадающего в Тускарь» [43]. Правда, тут непонятно, почему наш город построен вятичами, а не северянами, жившими уже несколько веков в Посеймье… Но это, по-видимому, от летописного «набора» князем Владимиром Святославичем Красное Солнышко «мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей» для строительства городов-крепостей от печенегов в 988 году.
2012 год в Курске прошел под знаком празднования 980-летия города. Правда, шумных торжеств не было, зато вышло несколько книг, посвященных истории города. Во-первых, сборник «Курск», подготовленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области, во-вторых, сборник очерков «Власть и дело», авторами которого были Ю. Бугров и А. Пахомова, и, в-третьих, сборник статей, писем, фотоматериалов «О Курске и преподобном Феодосии Печерском», где задавали тон краевед А.П. Ашихмин и доктор исторических наук З.Д. Ильина. Что же касается «первого упоминания о Курске», то в сборнике «Курск», это было отнесено к 1032 году; во втором сборнике отмечено, что Курску уже более 1000 лет и что он был основан… «варягами или викингами» [44], но первое упоминание о нем увязывается с «Житием» преподобного Феодосия Печерского и 1032 годом; в третьем – в работах А. Ашихмина как его собственных, так и написанных в соавторстве С З.Д. Ильиной), говорится о тысячелетии Курска в 2015 году, приуроченному ко времени прибытия родителей Феодосия в Курск в 1015 году.
Если первые две книги для ученого сообщества прошли незаметно, то на третью с критическими комментариями отозвались кандидат исторических наук А.И. Раздорский и доктор исторических наук В.В. Енуков в статье «О времени основания и первого упоминания древнерусского Курска», опубликованной во втором выпуске журнала «Российская история» за 2015 год. При этом большая часть «мягких» критических замечаний выпала на долю краеведа А.П. Ашихмина, в урезанном виде изложившего в работах мнение академика А.А. Шахматова. Зато после подробного, многостраничного анализа «Жития» Феодосия Печерского, обстоятельств и времени его появления в «Патерике Печерском», отношения видных ученых (Ю.А. Артамонова, А.М. Кубарева, А.А. Шахматова, В.А. Чаговца, В.Н. Топорова, Н.П. Барсова, А.К. Зайцева, С.П. Щавелева, В.И. Склярука и других) к указанным датам в «Житии» пришли к такому выводу: «В ЖФ отсутствуют сведения о времени основания Курска, а также о протяжённости предшествующего периода в его существовании. Синтез данных археологии и нумизматики указывает на его возникновение в пределах середины 980-х - середины 990-х гг. Из дошедших до нас летописных известий более всего этому соответствует поход Владимира 985 г. Естественно, нельзя с полной уверенностью утверждать, что город отстраивается сразу же после военной кампании, однако артефакты указывают либо на малый хронологический разрыв между этими событиями, либо, что вероятнее всего, вообще на его отсутствие. Соответственно, на уровне сегодняшних знаний за условную точку отсчёта возраста города можно принять 985 г.
Первое же упоминание древнерусского Курска в письменности, связанное с переездом семьи Феодосия Печерского в этот город, относится к 1030-м гг. Наиболее вероятной датой этого события является 1036 г., когда у киевского князя Ярослава Мудрого возникла потребность в посылке своих людей на земли вновь присоединённого Левобережья» [45].
Из знаковых изданий о Курске и Курском крае последних лет стоит назвать сборник «Курский край сквозь века», изданный в Курске в 2014 году, авторами которого являются А.В. Зорин, Г.Ю. Стародубцев, А.Г. Шпилев, А.А. Чубур, и двухтомник «Страницы истории Курского края», изданный в 2019 году в Курске А.Г. Шпилевым в соавторстве с А.В. Зориным. Надо отметить, что данные книги, напечатанные в формате подарочного издания, круто проиллюстрированные цветными рисунками, – лучшие образцы местной полиграфии. Что же касается содержания о древнем Курске, то это новый пересказ предыдущих работ данных авторов в сборниках «Курск» (1999) и «Очерки истории Курского края с древнейших времен до XVII века» (2008). Поэтому о времени основания Курска и о дате появления в нем Феодосия Печерского (не ранее 1036 года) ничего, отличного от предыдущего, не сказано.   
Заканчивая главу, стоит отметить, что, кроме перечисленных выше авторов, о древнем и средневековом Курске и Курском крае в разное время писали также И.П. Белоконский, Н.П. Сенаторский, Г.И. Булгаков, П.В. Иванов, А.Н. Бочаров, А.С. Травнина, В.П. Гнездилов, И.З. Баскевич, Р.В. Кабанов, А.А. Терещенко, Г.А. Салтык, Б.Н. Королев, Н.Н. Коротеева, К.В. Яценко, В.В. Просецкий, М.Н. Цапенко и другие.
Подводя итог сказанному, отметим, что городу Курску на сегодняшний день, по мнению авторов этой работы, не 990 лет, а давно за тысячу. Это во-первых. Во-вторых, первое письменное упоминание о нем действительно было в «Житии» преподобного Феодосия Печерского, а вот с датами: 1015, 1032 год или «не ранее 1036»  – по-прежнему большой вопрос. Тут, как говорится, кто во что верует и как верует…
Но это никак не умаляет решение региональных и городских властей отметить юбилей столицы соловьиного края в 2032 году. Пусть лучше с опозданием, чем никогда!


Примечания:

1. Раздорский А.И. О древнем и новом Курске // Друг для друга, 21.08.2012. – С. 11.
2. Повесть о граде Курске яко бе из давних лет (ОР РНБ. Q. IV. 10. Л. 2).
3. Башилов И.Ф. Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и уезда с планами городам и картами уездам. Сочинённое в 1785-м году курским губернским землемером, поручиком Иваном Башиловым (РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18801).
4. Там же.
5. Ларионов С.И. Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нём известиях вкратце, собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором. – М., 1786. – С. 4.
6. Там же.
7. Амвросий (А.П. Гиновский). История о городе Курске, о явлении чудотворной Знамения Пресвятые Богородицы иконы, нарицаемая Курская, о Курском Знаменском монастыре и его настоятелях, сочиненная в 1786 году из разных рукописей, грамот Царских и Патриарших, тако же и из рукописного летописца в Курском Знаменском монастыре находящихся. – Курск, Типография Курского Приказа Общественного Призрения, 1792.
8. Бугров Ю.А. Курское краеведение: периодизация / БКЭ. Т. 2. – Курск, 2010. – С. 190.
9. Александров-Липкинг Ю., Самсонов В. Курск – древний русский город / Ю.А. Александров-Липкинг, В.И.Самсонов // Курск. Очерки истории города. – Воронеж: ЦЧКИ, 1975. – С. 9.
10. Раздорский А.И. Памятные книжки Курской губернии // Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск, 1997. – С. 283. Он же, то же самое. – БКЭ. Т. 2. – Курск, 2010. – С. 248-249.
11. Златоверховников Н., Танков А. Путеводитель по городу Курску. – Курск, 1901. – С. 9.
12. Россия. Полное описание нашего отечества под редакцией В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова и академика В.И. Ламанского. – СПб., 1902. – С. 481.
13. Купчинский И.А. Курск и куряне. М., 1906. – С. 1.
14. Танков А.А. Историческая летопись курского дворянства. Т. 1. – М., 1913. – С. 7.
15. Бугров Ю.А. Курское краеведение. Периодизация. БКЭ. Т. 2. – Курск, 2010. – С. 190-197; Он же. Литературные хроники Курского края. – Курск, 2011. – С. 354-355.
16. Самсонов В.И. Из прошлого Курского края // Родной край. – Курск, 1946. – С. 55.
17. Самсонов В.И. Курск – древний русский город // Курск. Очерки из истории города. – Курск, 1957. – С. 10.
18. Горбацевич Р.В. Из прошлого Курского края // Курская область. Экономико-географический очерк. Воронеж, ЦЧКИ, 1966. – С. 195.
19. Анпилогов Г.Н. О городе Курске X-XVI вв. // Вестник МГУ, 1978, № 5 (Серия 8 «История»).
20. Там же.
21. Там же.
22. Александров-Липкинг Ю., Самсонов В.И. Курск – древний русский город / Ю.А. Александров-Липкинг, В.И.Самсонов // Курск. Очерки истории города. – Воронеж: ЦЧКИ, 1975. – С. 12-13. 
23. Лебедев И. Поющие солнце // Энциклопедия для детей. Звери и птицы / Куриные. – М.: Аванта +, 2003. – С. 79-81.
24. Щавелев С.П. Имя города Курска: обстоятельства происхождения // Курский край. Курск. Научно-популярная серия в 20 томах. Т. 4. – Курск, 11999. – С. 37-38.
25. Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж: ЦЧКИ, 177. – 92 с.
26. Студенцов А.Ф. Тайна происхождения Древней Руси. – Ростов-на-Дону, 2006. – 288 с.
27. Борисов Н.В. Прифронтовой город. – Курск, 2006. – 156 с.
28. Бирюков А.Ю. Тайные письмена древних курян // Друг для друга, № 5, от 3.02.2009 г.
29. Там же.
30. Малик В. Князь Игорь (Витязи червленых щитов). Князь Владимир Галицкий. Слово о полку Игореве. Поэма. М., 1996. – С. 540.
31. Бугров Ю., Корецкая С., Лукашова О. Кур – одна из малых рек Курской области // Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск, 1997. – С. 188.
32. Левченко В.В., Грива Т.А. Встреча с Курском. – Курск, 1993. – С. 8.
33. Чурилова Г.А. Курская земля в древности и в период средневековья // Курский край в истории Отечества. – Курск: КГТУ, 1996. – 206 с.
34. Там же.
35. Там же.
36. Курск. Краеведческий словарь-справочник. – Курск, 1997. – С. 1.
37. Щавелев С.П. Феодосий Печерский – курянин. – Курск, 2008. – С. 23.; Имя города Курска: обстоятельства происхождения // Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X-XVII века. – Курск: изд-во ООО «Учитель», 1999. – С. 12-15.
38. Щавелев С.П. Имя города Курска: обстоятельства происхождения // Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X-XVII века. – Курск: изд-во ООО «Учитель», 1999. – С. 66.
39. Курск // БКЭ. Т. 2. – Курск, 2010. – С. 153.
40. Шпилев А.Г. Северянское Посемье // Очерки истории Курского края (с древнейших времен до XVII века. – Курск, 2008. – С. 215, 303.
41. Бугров Ю., Бордунова А., Симонян Р. Курск – центр Посемья, покровитель малых городов края // Города Курского края. – Курск, 2010. – С. 16.
42. Булгарская летопись // Велесова книга / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – С. 355.
43. Коган В.М. Курское княжество // История Дома Рюриковичей. – СПб., 1993. – С. 79.
44. Вехи истории Курска // Курск. – Курск, 2012. – С. 6.
45. Енуков В.В., Раздорский А.И. О времени основания и первого упоминания древнерусского Курска // Российская история. 2015, № 2. – С. 39-59.