Масквошь. Слово или окончание -ва?

Светлана Каплун
    Сторонники финно-угорских версий происхождения названия Москвы апеллируют к тому, что формант -ва означает в коми языке «вода», «река» или «мокрый». Моск- можно объяснить из языка коми, где оно означает «корова». Либо луговомарийское Маска «медведь» и авА, которое означает «мать». Поводом для данной этимологии послужили многочисленные гидронимы на -ва в северном Приуралье. Вот некоторые из таких рек.

    Колва. Современное название реки - измененное коми-пермяками мансийское "кол'я", что значит рыбная река (у манси "кол" - рыба, "я" - река). Челва соответствует коми-пермяцкому "чел" - тихий. Ульва происходит от коми "уль" (сырой, мокрый) и означает «река, которая течет в низинах, с сырыми берегами». Уньва - тоже коми-пермяцкое и происходит от слова "уна" - много; значит, Уньва - многоводная река. Гайва: "Гай" по коми-пермяцки - отклик в лесу, и слово "гайва" можно перевести как вода с хорошим откликом, эхом. Иньва на коми-пермяцком означает женская вода, женская река; река, красивая, как женщина. Река имеет красивые, живописные берега, одетые пестрым ковром лесных и полевых цветов. Эта особенность нашла отражение и в ее названии. Вильва - происходит от коми-пермяцкого "виль", то есть новый, и означает новая вода, река. Койва: "Кой" - птица; видимо, множество пернатых слеталось сюда в стародавние времена, оставив о себе память в названии реки. Косьва: "кос" восходит к коми-пермяцкому "кэс" и означает сухой (в смысле мелкий) - мелкая вода, река с малыми глубинами, перекатами. Лысьва: "Лыс" по коми-пермяцки - хвоя, то есть Лысьва - хвойная вода, хвойная река, протекающая по местности, поросшей хвойным лесом. Низьва - соболиная вода, соболиная река ("низь" на языке коми - соболь). Пожва - от удмуртского "пож" - мутный; значит, и вода в этой реке мутная. Сылва (от коми-пермяцкого "сей" - глина) означает глинистая вода, глинистая река.

    Конечно, сейчас ни коми, ни марийцы с Москвой не граничат. Но всегда ли так было? В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до н. э.), носители которой являлись далёкими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племён (предков мордвы). Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки. Вот название реки Вятка вам о чём-нибудь говорит?

    Ведь вятичи — восточнославянский племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей). Одно из городищ вятичей найдено как раз на территории Кремля в Москве. Правда, появились они здесь поздновато: в VIII веке. Предки коми к этому времени из Поочья давно ушли.

    Вот цепочка, ведущая к появлению коми-зырян: волосовская культура (IV—III тысячелетие до н. э., Центральная Россия и Поволжье, антропологический тип европеоидный с лапоноидной примесью), приказанская культура (XVI—IX вв. до н. э., Волго-Камье; истоки Приказанской культуры следует искать в лесостепном срубно-андроноидном мире Евразии), ананьинская культура (VIII—III вв. до н. э.; Среднее Поволжье и до реки Камы), гляденовская культура (III в. до н. э.-IV в.), ванвиздинская культура (VI—XI вв.), вымская культура (XI—XII вв., от реки Вымь).

    Волосовцы не были однородны: антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы позднейшего населения этих территорий — славян и балтов. Также на территории Москвы и Подмосковья найдены фатьяновские поселения. А вот фатьяновцы и андроновцы – это не угры, это индоевропейцы, давшие начало индоиранцам и скифам. Не удивительно, что у коми доля R1a составляет 33%, а у марийцев от 29,2 до 47,7%. Раньше эта веточка (в отличие от вятичей) не вела к русским. Она для русских оставалась братской.

    После волосовцев и фатьяновцев в районе Москвы существовали поселения Дьяковской археологической культуры. Она тоже полиэтнична: индоевропейцы с лапоноидной примесью – волосовцы смешались с пришлыми балтскими племенами. Потом, говорят, дьяковцы вымерли по непонятной причине. И пришли сюда вятичи. Но что интересно. Название реки Вятка, до которой дошли марийцы – не финно-угорское!

    Вятка (луговомар. Виче, удм. ВаткА, тат. Нократ) — крупнейший правый приток Камы. По правилам удмуртского языка, в котором нет мягкого звука в, а ударение падает на последний слог, слово Вятка, заимствованное удмуртами у русских, должно звучать именно так: ВаткА. Так вот. В финно-угорских языках нет мягкого в (в'), а русское в перед а никогда не не смягчается. Удмуртское название реки — Ватка (если бы оно было заимствовано русскими) так и звучало бы на русском Ватка, как, например, слово вата. Вятка – русское слово!

    Согласно версии Л. Н. Макаровой, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вятше (вяче, вяще) «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бОльшая». В. Л. Васильев отмечает, что для новгородской традиции было характерно именование территории и её главного селения по водоёму, наименование которого всегда было исходным. В отличие от Л. Н. Макаровой, название реки Вятки он связывает с корнем *vеtъka «ветка дерева, ответвление чего-либо», преобразованным в кривичском диалекте, носители которого видимо были первыми славянскими колонизаторами Вятской земли. Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород (буквально «Новгород[ская река]»), ведь Вятка была крупнейшей водной артерией, связывавшей Среднюю Волгу (Волжскую Булгарию, а затем Казанское ханство) с Сухоно-Вычегодским речным путём и, соответственно, с Новгородской землёй. Выведение татарского названия реки из перс. noqrah «серебро» является народной этимологией.

    В этих учёных изысканиях вы заметили хоть слово о вятичах? По-моему, не везёт им с учёными…

    Вятская земля появилась в XII веке на Средней Вятке и постепенно территориально распространилась на весь бассейн реки. Впоследствии рост земель шёл в основном за счёт включения территорий левых северных притоков реки Вятки — рек Кобра, Летка, Великая и Молога, а также территории проживания удмуртов — реки Чепцы с притоками. Вы ещё не забыли про Нацию Чиппава? Это там, где не было вятичей, зато протекает Масквошь-река… Я же говорю, что вятичам с учёными совсем не везёт!

    Предыстория Вятской земли такова. В I тыс. до н. э. на Вятской земле жили племена ананьинской культуры; в VI—X веках — пермские финно-угорские племена — предки удмуртов и коми. С X века они были несколько смещены на восток устремившимися с запада черемисами (мари). С XII века Вятский край, по летописному преданию «Сказание о вятчанех», осваивался выходцами из Новгородской земли. Я даже что-то слышала про ушкуйников.

    Ушкуйники — новгородские пираты. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме. Могли ли среди них оказаться вятичи?

    В 964—966 (либо 968—969) годах в результате походов князя Святослава вятичи были временно подчинены Киевской Руси. До конца XI века они сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. В «Поучении Владимира Мономаха» упомянуты предводители вятичей — Ходота с сыном: «А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму» (между 1078 и 1084 годами). Земли вятичей вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году. И куда им было податься как не в вольный Новгород!

    Хотя, по поводу вятичей есть интересное сообщение: «…в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение…» Как я понимаю, речь здесь о городе Мценске Черниговского княжества.

    В общем, и Вятка – русская по названию. И Москва имеет русское окончание –ва, москали тому свидетели.