СЕЙД шаманская магия

Какабадзе Манана
Я не знала, что строила – сейд…

На три маленьких хрупких основы

Положила я камень – жизнь…

Я не знала, что сейд – заколдован!

Первый камень – конечно, любовь…

Я ее для себя не просила.

И незваной пришла, и в ночь.

Воротила, крутила, грузила…

Во второй раз ошиблась, впустив

Дружбу в жизнь: широко, нараспашку.

Я не знала, что дружба иным –

Хлопнуть вместе (почаще!) рюмашку.

Третий камень – работа, мой труд,

Нет покоя – ни днем и ни ночью…

Я двужильной была, с ней жила…

Но здоровья уж нет, нет и мочи!

Я стою и гляжу на свой сейд.

Он – красавец, но больно подвижен…

Вдруг покатит? прокатит ли, нет?

Но ещё мне ответ – не слышен…

 

* Сейд, также сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование.

Сейдами также называют артефакты — сооружения из камней. Последние -  это чаще всего, огромные по размеру и весу камни, стоящие на подпорках из более мелких камней. Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии.

Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований.

Из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов. Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области.

Иногда сейды образуют структуры. Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище.

Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней).

Существуют легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд).

Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам.

Известно, что отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.




                ***