Самодостаточность Лермонтова

Светлана Шакула
    В письме к своему другу и постоянному адресату Марии Лопухиной Лермонтов писал:

    – Отвожу душу ответом на второе ваше письмо – назвать вам всех, у кого я бываю? Я сам – вот та особа, у которой я бываю с наибольшим удовольствием; правда, по приезде я выезжал довольно часто к родным, с которыми должен был познакомиться, но в конце концов пришёл к выводу, что лучший мой родственник – это я сам. Видел я образчики здешнего общества – любезнейших дам, учтивейших молодых людей – все вместе они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями!..

    Похожие мысли Лермонтов высказывает и в письме к родственнице Софии Бахметевой:

    – Преглупое состояние человека, когда он принуждён занимать себя так, как занимали некогда придворные старых королей – быть своим шутом!.. Как после этого не презирать себя; не потерять доверенность, которую имел к душе своей... Одну добрую вещь скажу я вам – наконец я догадался, что не гожусь для общества, и теперь больше, чем когда-либо!.. Вчера я был в одном доме, где, просидев четыре часа, не сказал ни одного путного слова; – у меня нет ключа от их умов – быть может, и слава Богу!..

    Этими письмами можно объяснить следующие строки поэта из стихотворения «1831-го июня 11 дня»:

                Так жизнь скучна, когда боренья нет.
                В минувшее проникнув, различить
                В ней мало дел мы можем, в цвете лет
                Она души не будет веселить.
                Мне нужно действовать, я каждый день
                Бессмертным сделать бы желал, как тень
                Великого героя, и понять
                Я не могу, что значит отдыхать.
                Всегда кипит и зреет что-нибудь
                В моём уме. Желанье и тоска
                Тревожат беспрестанно эту грудь.
                Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
                И всё боюсь, что не успею я
                Свершить чего-то! – Жажда бытия
                Во мне сильней страданий роковых,
                ХОТЯ И ПРЕЗИРАЮ ЖИЗНЬ ДРУГИХ.
    ___________________________________
   
    Все великие Творцы были сильными и самодостаточными личностями, поэтому любили одиночество, во время которого отдыхали от менее интересных, чем они сами, людей…)))