Метафизика и диалектика философский дневник Ч. 3

Анатолий Винобер
Третья часть второго философского дневника под названием «Метафизика и диалектика» содержит записи 2015 года. Первый философский дневник имеет название «Интуитивное постижение мира» и был опубликован отдельной книгой в 2014 году. Автор фиксирует отдельные мысли, в которых есть некий философский привкус или
претензии на слегка философское облачение.

01.01.15

У Бердяева в «Самопознании» «… Парадоксально можно было бы сказать, что тело и есть дух. Я люблю форму тела, но не люблю материи, которая есть тяжесть и необходимость. Форма тела относится к личности и наследует личность. Материя же («плоть и кровь») не наследует вечности».
Собственно, без всякого парадокса, тело и есть дух, пока есть в материи («плоть и кровь»). Дух без тела, возможно, это текст, это миф и нечто символическое, что остается после материи в субстрате (круговорот веществ земной).
Материю можно не любить при её истощении, умирании нашей «плоти и крови». Пока материя бодра – от чего же её не любить? От боязни подавления плотским духовного?
Какая форма тела и какая личность наследует вечность – это большой вопрос и в XXI веке. Только наше воображение присуждает нам вечность. Личность и дух наш столь же эфемерны, как «плоть и кровь». Разве что в иных измерениях, недоступных нашему восприятию и отражению, где все устроено по-иному – можно гипотетически предполагать, что личность и дух наши будут принадлежать вечности…. Но, по-моему, это гордыня и самонадеянность – если быть земным прагматиком и реалистом…
Лишь мистика, подобно бердяевскому метафизическому построению, позволяет нам утверждать о наличии параллельных семантических миров, сохраняющих субстанцию нашего духа…

2.01.15

А. Шопенгауэр: «… Тело – условие познания моей воли. Без тела я, собственно, не могу представить эту волю».
Значит, в иных измерениях, или в мире семантического, идеального моей воли уже нет, а только символический отпечаток моего духа, абсолютно безвольный, но подлежащий оживлению…
Чайковский в «Лекциях о доплатоновом знании» примитивизирует древних философов, как и все другие (большинство) историков философии. Это традиция крайнего редукционизма родилась еще в Древней Греции и успешно живет уже более 2500 лет – оттуда же – и навешивание ярлыков, типа: материалист, киник, эклектик и тому подобное. И сведение всего философского учения к одному изречению, типа «Познай себя» или «Многознание уму не научает».
Вся наша культура, все наше научное знание до сих пор паразитирует на этом древнем редукционизме. Это главная особенность человеческого мышления и мироотражения.
Критическое исследование «чистого разума» не спасает нас от редукции, от схематичности и от субъективности в создании образов познаваемого. Отсюда – обилие философских систем, текстов и условно бесконечное разнообразие семантических формул и смыслов (предложений).

3.01.15

Уильям Шекспир, тот, что действительно написал драмы и сонеты – это историк, философ, психолог. Человек эпохи. Актер же, завещавший своей жене кровать и не оставивший после себя никаких записей – это один из многих, которые оказываются вовремя в том важном месте, где судьба встречается с Фортуной.

4.01.15

Бергер и Лукман «Конструирование социальной реальности» – шедевр философско-социалистической мысли полувековой давности, пришедший к нам намного позднее. Весь XX век страна Россия (СССР) занималась социальным конструированием реальности и, несмотря на богатство человеческих и природных ресурсов – результат весьма посредственный. Хотя, для того, кто удобно устроился в «теплом местечке», моя мысль покажется спорной и даже антироссийской…

5.01.15

А. Зиновьев – один из самых ярких и амбициозных философов советского времени – амбиции и тщеславие есть у всех, но большинство успешно их прячет и не выпячивает.
Зиновьев нередко противоречив и избыточно категоричен, но в работе «Глобальное сверхобщество и Россия» он во многом прав. Если бы он пришел к этим мыслям в начале 60-х годов – его судьба сложилась бы совсем иным образом.

6.01.15

80-е годы прошлого века – это был рубеж и шанс изменения мирового развития. Крушение европейского и российского социализма – конечно же, не историческая случайность, но и не закономерность. Всего лишь удачный проект американских спецслужб, которые нащупали благоприятную почву в лагере социализма. Социализм не был безнадежен, но после погружения в старческий маразм и всеобщий подхалимаж, трудно дать дорогу разумному потенциалу, имевшему место в системе социализма 80-х годов.

9.01.15

Кант – путеводная звезда Гегеля, особенно, в сфере претензий на исключительность своих творений. Шопенгауэр здесь тоже близок к Канту и своему конкуренту – антиподу Гегелю: «…В этом исследовании я особенно постарался быть обстоятельным и решаюсь утверждать, что не может быть ни одной метафизической задачи, которая не была бы здесь разрешена, или для решения которой не был бы дан здесь по крайней мере ключ – чистый разум есть совершенное единство…».
Может, это философский стиль эпохи или особенность немецкой классической философии?
Когда говорят, что Гегель – диалектик, а не метафизик – меня разбирает смех. Какая может быть диалектика, когда человек вообразил себе, что через него вещает Абсолютный Дух?
Впрочем, многие философы в прошлом и настоящем (да и в будущем, видимо, тоже) верят в то, что мысли им диктует некая неземная субстанция, подозрительно похожая на Мировой Разум – может быть, так оно и есть на самом деле?!

10.01.15

Несмотря на множество спорных моментов «Лекции о доплатоновом знании» Чайковского изрядно будоражат мысль. Так когда-то будоражили мысль книги Льва Гумилева «Этногенез», «Тюрки», «Хунну» и другие. Можно сказать – ярко субъективный и образный взгляд на историю, умение излагать увлекательно спорный, и, как ни странно, малоисследованный материал. Генезис греческой цивилизации предстает в ином, не шаблонном, свете. Возникает много вопросов и просыпается юношеское желание – погрузиться в тему до самых глубинных оснований.

11.01.15

«Жизнь и учение Канта» Кассирера. Новое прочтение. Новые открытия.
Терминология Канта, на первый взгляд, чересчур абстрактна и занудна, поэтому я и называю в шутку великого творца «чистого разума» главным бухгалтером немецкой классической философии. Но, по крайней мере, язык Канта более прозрачный и однозначный, чем язык его антипода Гегеля.

16.01.15

Хемингуэй – это эпоха экзистенциального романтизма. Это погоня за максимальными ощущениями жизни, в попытках выпить настоящее до предельной самости и испытать транс ускользающего человеческого бытия в самой обостренной форме. Отсюда «Старик и море», отсюда страсть к рыбалке, охоте, корриде, к рому и к женщинам.

17.01.15

Абстракция многомерна и часто трудноуловима. Зришь одну её грань, а все остальные умудряешься не заметить. Всегда казалось, что между философской абстракцией и абстракцией математической пролегает неодолимая бездна.
В течение последнего столетия, возможно, идет процесс обесценивания философской абстракции и роста в цене математической абстракции. Французский постмодерн в значительной степени роняет значимость философской абстракции, превращая её в салонный философизированный треп…

18.01.15

«Эта странная жизнь» Д.Гранина – это срез хронологии жизни отдельного ученого XX века. Такое же есть у Вернадского в его дневниках. Только Вернадский часто выражает свое субъективное отношение к персонам и событиям, а Любищев стремился максимально формализовать и «оцифровать» свое жизнетворчество.
Это две яркие модели идеального ученого: Вернадский и Любищев. В биографии Тимофеева-Ресовского – больше противоречий, больше разгула буйности, открытой миру души, которую втискивает в свои жесткие рамки эпоха.
Какие идеальные модели ученых будут в XXI веке – это вопрос для специальных глубоких исследований.

20.01.15

Марк Аврелий – император-философ (что может быть труднее?).
Мечта Платона о том, как философы будут управлять государством – была воплощена. Если бы Юлиан не бросился завоевывать Персию – мы могли бы получить еще более яркого философа-императора.
Но, как показывает мировая история, философы-правители мало чего могут изменить в потоке человеческой истории.

22.01.15

У В.В. Ильина в «Теории познания» обнаружил любопытную мысль: «Гносеологическая утопия внутренне самоочевидного, принудительно необходимого, во всех частях доопределенного, неопровержимого знания, некритически смешивавшая должное с сущим, желаемое с действительным и неизменно (без малого триста лет) питавшая классику, потерпела фиаско…». Трудно однозначно понять, о какой гносеологической утопии, потерпевшей фиаско, говорит уважаемый автор, но на мой взгляд, гносеологическая утопия успешно трансформировалась посредством информационных технологий в нетократическую утопию, основанную на антиутопии Оруэлла, а прежние гносеологические утопии просто вымерли естественным путем. Остались мутанты и приспособленцы, и с десяток чудаков…

4.02.15

Более активно работаю над текстом «Метафизика социогенеза». Пока до конца не представляю, что это будет – либо несколько статей, либо несколько трактатов. В моем понимании, трактат – это не обязательно толстый том, объемом 300-400 страниц. Это может быть маленькая книжица карманного формата, но изложенная с позиций системного подхода к теме или феномену. Любой феномен, и да и любая тема – они неисчерпаемы.

12.02.15 

«Интуиция – как филогенетическая реакция» – давненько собирался погрузиться в эту заманчивую тему, но постоянно что-то мелькает более доступное и более ясное, что отодвигает на задний план мое желание – проникнуть в филогенетические дебри человеческой интуиции. Вообще-то, человеческая интуиция не одна, а их много разновидностей. Для сравнения: интуиция охотника и интуиция философа – совершенно разные явления.

14.02.15

У Льва Платоновича Карсавина в «Философии истории» есть одна любопытная и очень продуктивная (по своим последствиям) мысль: «Историк часто страдает от недостатка фактических данных. Он стремится к возможно большей индивидуализации и конкретизации познаваемого. Он «вычитывает» из текста всегда более того, на что текст его уполномочивает…». Очень многозначная мысль для всех гуманитарных дисциплин. Если говорить о философе, то этот тип может из одного изречения извлечь текст в несколько томов…

21.02.15

Вневременность идеального – это мировые семантические полевые структуры, невидимые человеческим взглядом, но иногда воспринимаемые чутьем и интуицией. Тогда – идеальное также вечно, как и материя, как и пульсирующая вселенная.

28.02.15

М.Хайдеггер. «Пастух» бытия, придумавший оригинальный «поворот», оставляющий на обочине истории философии больше семи сотен лет оригинальных философских штудий ярких умов Европы. Надо же выдумать такой бред, что в течение столетий и даже тысячелетий мировая философская мысль забыла о существовании «сущего» и «бытия», а он – простой баварский парень – взял и вспомнил! Почти как в старом анекдоте про индейцев , где Зоркий Сокол обнаружил на четвертые сутки, что одной стены у сарая нет… Пришел Хайдеггер, сделал резкий поворот (в стиле средневековой схоластики, но явно вдохновляемый Гегелем) – и миру стало наконец видно и понятно, что такое «сущее», «бытие», «Ничто» и «время». А позднее – десятки тысяч восторженных статей и монографий по поводу удивительного прозрения баварского мага!..
Жаль, Шопенгауэр не дожил до этого удивительного времени – он мог бы издать новую книгу афоризмов, про очередного немецкого философа с гегелевским прохиндейским уклоном, который водит за нос не только немцев, но и всю Европу (благодаря достойному последователю Жаку Деррида), Америку, Россию и Японию…

10.03.15

Замечательные белорусские философы забыли включить в свой замечательный «Новейший философский словарь» Бернарда Больцано (или может, они его под другим именем где-то осветили?). Почти как Людвиг Витгенштейн, который забыл упомянуть его в своем логико-философском трактате, используя структуру больцановского трактата и ряд его идей. Склероз в философии – широко распространенное явление. Как, впрочем, и в науке, религии и политике. Склероз спонтанный или глубоко умышленный. Надо бы написать книгу в стиле французских постмодернистов под названием «Склероз как двигатель современной цивилизации». Если, конечно, не забуду!..

18.03.15

Честно признаюсь: в Достоевском не силен… Начну читать его произведения – и через десяток страниц прекращаю. Сплошные страдания, убогие, обездоленные и несчастные. Правда, «Дневники» Достоевского читал с удовольствием. Потому что «Дневники» это уже публицистика, и, видимо, ко времени написания «Дневников» жизнь у Достоевского наладилась. Поэтому, про Достоевского как философа не могу сказать что-то особенное. Говорят, что в своих романах он намного опередил Оруэлла (по поводу массовой шпиономании в государстве будущего). Надо будет внимательно перечитать.
Антиутопия Оруэлла уже была реальностью во времена Юстиниана I, Маздака и некоторых императоров Рима.
А в нашем просвещенном XXI веке – это повседневная обыденная реальность. Можно сказать – проза нашего бытия.

19.03.15

О бесконечности замолвим слово… Что мы есть, на фоне бесконечности вселенной? Самоуверенные кварки суеты или маленькие самовлюбленные мыльные пузыри… Но какой пафос, какие амбиции! Сколько навыдумывали категорий, субстанций, аксиом и мудрых изречений!
Мир бесконечно многообразен на фоне тупого однообразия пороков человеческой цивилизации. Войны, интриги, геноцид и вечные гонения инакомыслящих и инакорожденных – такая вот земная бесконечность, которая в конце тоннеля уже зримо видит свет своей неизбежной конечности.

2.04.15

Олег Николаевич Яницкий хорошую книгу написал про «эпоху Великого передела». Это про то, как мы предали и поделили наш могучий Советский Союз, и погрузились с головой в процесс глобализации. Определенно, какой-то злой рок висит над Россией уже которое столетие… Ни «крокодил не ловится», ни «кокос не растет», а вечное ожидание «манны небесной» и вечная вера в «царя-батюшку» и его добрых опричников – защитят, оборонят от врагов-басурманов, и тогда заживем, как в сказке, как в раю…
Годы идут, столетия проносятся, но всё остается по-прежнему, как при мифическом царе-Горохе или во времена Ивана Грозного…

7.04.15

Связь с космосом пропала, и канал интуиции отключился. Абстракция резко тупеет и теряет понятийную смелость. Смысл бесконечности и проникновения в идеальное – стремится к нулю. Опустошение, энергия души замерла на пределе: будет ли возвращение или спектакль уже окончен?
Потихоньку выползаю из под обломков великих фантазийных утопий и бреду по торной дороге в Ничто.
Вот она, сермяжная правда смысла бытия… Вот он мир, который уж не спасет никакая красота и никакой разумный Логос…

8.04.15

А. Тойнби искал пути спасения земной цивилизации и говорил, что они могут быть в «единении духа» и в создании «вселенской религии» - вроде бы всё ясно и понятно. Теософы и Николай Рерих (и еще немало других) тоже твердили о единении и вселенской религии – вопрос за малым – кто воплотит эту чудесную утопию спасения земной цивилизации?

10.04.15

Об идеалах современной науки можно написать не один десяток книг. Но наука состоит из индивидуумов, каждый из которых «носит» свои идеалы. Полное совпадение идеалов бывает только в «фэнтези». Но почему-то так хочется верить, что в науке могут быть светлые идеалы, и она, наконец, обратится к спасению мира, прекратив размножать всевозможное оружие уничтожения людей и природы…

12.04.15

50 и 60-е годы XX века – небывалый взлет научной и теоретической мысли, ожидание скорейшего прорыва в космос… «Сумма технологий» Станислава Лема, пожалуй, самая знаковая книга того удивительного времени бурного роста космического мышления.
Как говорит С. Лем: «До тех пор, пока теория плетется в хвосте технологической практики, конструкторская деятельность человека во многом напоминает используемый эволюцией метод «проб и ошибок». Это полностью соответствует тому, что мы имеем в сфере геополитики и развития общей планетарной цивилизации.

15.04.15

Жан Бодрийяр – один из самых симпатичных французов-мыслителей конца XX века. В отличие от пустоцветной болтовни большинства своих коллег, у него немало точных формул и диагнозов в отношении современности и будущего.
И «Симулякры», и «Соблазн» и «Подделки социальности» – это повседневная проза нашего бытия в XXI веке.

19.04.15 

Интуиция гения Спинозы – предтеча Шопенгауэра, Бергсона и Н.О. Лосского… А до разумной этики Спинозы мы еще так и не доросли («вечные недоросли»).

30.04.15

Думаю (иногда): если бы Макс Шелер дожил до возраста Ясперса и Хайдеггера, мы бы имели совсем иную (чем сейчас) философскую антропологию.
Разве потеряла значение для современной цивилизации и философской антропологии такая мысль: «Поскольку индивидуальная личность каждого человека непосредственно укоренена в вечном бытие и духе, поскольку не существует никакого общезначимо истинного мировоззрения, но есть лишь индивидуально-значимо истинное и одновременно обусловленное исторически в мере своего совершенства и адекватности «содержательное» мировоззрение. Существует, однако, строго общепризнанный метод, по которому каждый человек – кто бы он ни был – может найти «свою» метафизическую истину»…

1.05.15 

Надеюсь, в первом приближении, закончить первую часть «Метафизики социогенеза» в ближайшие месяцы. Задумал её в июне 2007 года, будучи на острове Ольхон, и вот до сих пор еще не сумел материализовать в тексте. Это банальная неорганизованность, приобретенная мною в детстве, когда я жил вольно и малорегламентированно со стороны общества и близких мне взрослых. Свобода и анархия – это мои вечные путеводители.

5.05.15

Социальной философии, в прикладном её смысле и значении, увы, у нас нет. По большому счету, мы – общество без социальной философии и ясной мировоззренческой парадигмы. Вместо этого у нас есть многокомпонентный бульон из трудно совместимых ингредиентов, над которым висит древний транспарант: «Разделяй и властвуй!».

7.05.15

Иногда, на горизонте сознания мелькает иллюзия, что я осознал главные смыслы своего кратковременного бытия… Но сейчас чаще думается, что действительно иллюзия и кратковременный проблеск сознания, как отдаленный отзвук возрождения былой Веры.

14.05.15

Философствовать о смысле нашего настоящего и будущего – это и есть прикладная социальная философия любого критически мыслящего индивидуального интеллекта. Это не роскошь, а повседневная необходимость. Но общество устроено так, что выше означенный императив воспринимается как блажь и заумь, присутствующая у отдельных возомнивших о себе «яйцеголовых». А все остальные – есть прагматики и практически здоровые (в интеллектуальном и психическом соотношении) граждане своего времени, имеющие максимально утилитарный интеллект.

17.05.15

Много «за» и много «против» гения Спинозы. Но две главных печали – усовершенствование разума не приводит к Добру, а доказанная геометрически этика – любопытна только философам, логикам и математикам.

22.05.15

Социальная генетика метафизики, скорее, удел идеалистов, чем политологов. Про политиков можно промолчать – у них нет времени на чтение книг и на размышления о моделях социального дарвинизма. Они куют металл…

23.05.15

Когда сравниваешь Афины V века до нашей эры, которые описывает А. Тойнби, и Афины, которые описывает Ю. Чайковский, создается два несовместимых образа. Но мне почему-то кажется, что они оба далеки от истины, а история и жизнь тех знаменитых перикловых Афин была совсем другой и еще не прочитана как следует современной наукой.

24.05.15

История философии – это бездонная тема. Полигон для огромного числа моделей и гипотез – и трудно на этом поле обнаружить нечто общепризнанное для всех, прежде всего потому, что сама философия и вся её история – вселенная нескончаемой субъективности.
Простой пример: мне симпатичны Гераклит и Эпикур, но я с трудом постигаю Платона и Аристотеля и вообще не могу себе уяснить, как их можно сделать праотцами христианской философии – но ведь сделали же!..
Или Гегель… С чего взяли, что «тезис – антитезис – синтез» - это изобретение Гегеля?

27.05.15

Жизнь моя, или чья-то другая, как и жизнь всего человеческого конгломерата, называемого красивым словом «общество» всегда предельно метафизична. Но кто будет фиксировать эту метафизику «здесь и теперь» в «самой себе», в своей неповторимой сущности?
По-моему, с такой задачей не справится даже большой любитель отвлеченного метафизирования Мартин Хайдеггер… Может быть, только Гераклит, Эпикур, Боэций, Спиноза и Ницше?

2.06.15 

Между «я» и «ты» - зыбкая, почти эфемерная связь. Возникает и исчезает. И нет никакой силы, чтобы этот диалог между «я» и «ты» был равным, предельно искренним и надежным. Также как и нет такой надежной и искренней связи с самим собой и своей глубинной сущностью.

7.06.15

Одним из самых экзистенциальных философов XX века был Лев Шестов. Глубоко трагичный и искренний. Меня всегда задевают его тексты, его мысли. Но я не могу проникнуться понимающей симпатией с Серену Кьеркегору, которого Шестов считал близким себе мыслителем, а многие числят первым экзистенциалистом… На мой взгляд – первый экзистенциалист – это Эпикур. И этого просто не заметили из-за избыточного оптимизма Эпикура, который позволил ему не превращать свою жизнь в трагедию.

8.06.15

Неизменяемый вечный смысл жизни Е.Н. Трубецкого, по большому счету, до сих пор недоступен.
Каждый ищет свой крестный путь к богу – и нет единого алгоритма для всех и для всего человечества – так говорит человеческая история.

10.06.15

Два контрастных произведения из разных полюсов российской истории XX века: Учение Николая Рериха о живой этике и рассказы-воспоминания Варлама Шаламова. Первая реальность – фантазийная, утопичная, сконструированная в течение ряда лет вольной творческой жизни и придуманных экспедиций в экстремальные районы мира, в поисках земных и небесных откровений.
Вторая реальность – максимально приземленная проза выживания человека в условиях нечеловеческих, искусственно созданных «оазисов перевоспитания и строительства светлого будущего».
Хорошо жить в первой реальности, и не дай бог – угодить во вторую.
И где здесь правда жизни, разумный человек, прогресс? И чем в это время занят всевышний?

12.06.15

Герменевтика – ключ к разгадке всевозможных литературных, научных и более всего – философских текстов. Отпрыски философии XX века (в завершенном виде) – герменевтика и методология.
Герменевты воркуют и манипулируют над текстами, а методологи – манипулируют, в основном, над сознанием и деятельностью отдельных персон и социальных групп (иной раз добираясь до сознания народа целой страны). Иной раз хочется выпить за герменевтов – пусть себе копошатся и колдуют над текстами в тиши своих научных кабинетов. За методологов можно выпить только в одном случае – при их полной пожизненной изоляции от общества. Пусть себе манипулируют в одиночестве со своим отдельно взятым сознанием – может их постигнет философское озарение на тему подлинного бытия человека разумного, что не пытается быть конструктором духовного мира других сознаний, а лечит только свое собственное…

19.06.15

«Мы существуем двояко, будучи причастны и времени, и вечности…»
До сих пор не могу понять парадокса исторической философии: почему более глубокий философ как Плотин – всего лишь «неоплатоник», а мудрейший Гераклит – всего лишь «досократик»…
Да и сама «метафизика» - всеобъемлющая и всепроникающая  - всего лишь «после-физики»…
А если вдруг начинаешь мыслить самостоятельно – то тогда ты «эклектик» и «воинствующий дилетант».

21.06.15

«Мировая воля» Шопенгауэра в сущности своей может быть древней космической программой постоянного возобновления вечного движения в любой пригодной точки вселенной, где есть в наличии самый минимальный субстрат для рождения мысли или вещества.

28.06.15

Один из самых уникальных экспериментов мировой философии реализовал в XX веке Георгий Петрович Щедровицкий – придумал технологию искусственного тиражирования всевозможных методологов и игротехников, воображающих, что им присуща тайна для особо посвященных и причастных к миру мыследеятельности. И главное – для овладения тайной – не требуется долгих лет учебы и постижения смысла философской мудрости тысячелетий. Достаточно сказать: «Я – Ваш! Внушайте мне любые идеи, конструкции и поступки – я хочу мыслить по-новому, быть умнее всех, быть таким же дерзким, волевым и сообразительным как вы!» И вот, в считанные часы (или месяцы) рождается новый мыслитель-манипулятор «философствующий методолог».
… И несть им числа. Скоро мы займем первое место в мире (или уже заняли!) по числу методологов. Остается реанимировать старый транспарант: «Жить стало лучше! Жить стало веселей!».

3.07.15

Единое, Ум и Мировая Душа – три великие сущности Плотина, творящие по его мнению весь наш мир, весь космос.
Если основываться на знаниях науки XXI века – сущности Плотина создают самую устойчивую картину происхождения и существования нашего мира и нашего бытия.
Но может ли быть эта картина единственно верной и соответствующей реальному мирозданию, в котором мы пребываем (амбициозные наномикроскопические существа – по масштабам космоса и Единого)? Или это опять – всего лишь одна из вероятностных теоретических моделей, коих философы и космологи наплодили не одну сотню? И вообще, есть ли правдоподобная степень вероятности, что мы когда-нибудь приблизимся к пониманию подлинной реальной картины космоса, созданного Единым?

18.07.15

Деррида и его новейшие конструкции смыслопорождения порождают устойчивые ассоциации с построениями Гегеля и Хайдеггера. Только все более запутано и безответственно.
Гегель слегка (а может, и основательно) вообразил себя подобным богу – как единственный на тот момент носитель Абсолютного Духа, а Хайдеггер погрузился в чудесный мир поэтической схоластики, сконструированный на почве гуссерлианской феноменологии, удобренной многими иными философскими, поэтическими и мистическими ингредиентами (доморощенными добавками и специями) и далеко улетел от грустной реальности своего века…
С Деррида – всё намного проще. Как говаривал Хейзинга: «Вся жизнь – игра!». Уподобясь Хайдеггеру, Деррида создал свой неповторимый стиль игры - совершенно круглый и постоянно обтекаемый – нигде нельзя его «ущучить» в связи с реальностью вещественного мира… Впрочем – у каждого – своя реальность…

20.07.15

Книгу М. Веллера «Всё о жизни» я прочел в первый раз в начале 1999 года. Как-то она удачно ко мне попала – в разгаре с трудом скрываемого от посторонних глаз довольно острого депресняка. Влияние идей и мыслей Веллера оказалось благотворным – я стал легче относиться к своим новым и застарелым проблемам, и проникся некоторым зарядом оптимизма.
Нельзя сказать, что чтение было откровением – многие идеи и мысли Веллера встречались на жизненном пути не однажды, но именно их комбинация и легкое, адаптированное для лиц пролетарского происхождения изложение всего текста толстой книги, позволило «проглотить» весь текст в течение нескольких дней, а позднее – перечитывать небольшими фрагментами на протяжении двух или трех месяцев (пока не пришло долгожданное сибирское лето).
Главный вывод: философия бывает для всех, и философия бывает для избранных. Первая философия легче лечит души.

21.07.15

Данило Маркович – весьма известный в Европе и России (ранее – в СССР) социолог из Сербии (Югославии). И, кроме прочего, он написал книгу по социальной экологии, которая несколько раз переиздавалась в России. Однажды, в 2008 году, мне посчастливилось общаться с ним течение нескольких дней (на Байкале и в Иркутске). Действительность превзошла ожидания. За сухим, логически построенным и нередко скучноватым текстом, скрывался мудрый философ жизни, тонкий психолог и остро мыслящий ученый – почти любую идею он понимал и оценивал во время её произнесения – изречения и сразу видел её потенциал и значение.
Честно признаюсь – мне очень мало встречалось в жизни таких проницательных людей. Общаться с ним было роскошь и удовольствие.

23.07.15

Артур Шопенгауэр, безусловно, монстр философской мысли (в хорошем смысле слова) – в 31 год завершить такой фундаментальный труд, который потом будут читать сотни лет (при условии сохранения человеческой цивилизации) – это достижение достойно гения.
Но думаю, что общаться с ним многим было не под силу – его сарказм и черный юмор могли шокировать любого собеседника. Еще говорят, что он мало кого любил слушать, а много больше – самовыражаться. По-моему, это удел значительной части философов – постоянно самовыражаться и пребывать в одиночестве.
В наше время большую популярность обрели идеи компьютеризации повседневной жизни. В начале появились умные компьютеры, потом «умные дома». Сейчас – в моде уже «умные города». Но никто не замечает, что в России давно уже в моде «умные стены». Даже в самой застарелой «хрущевке» могут быть «умные стены», а что тогда говорить о публичных библиотеках и университетах…

24.07.15

Фрагментарность познания Барух Спиноза воспринимал как ложность, ограниченность, поверхностность… Но какое познание не может быть фрагментарным? Всё человеческое познание от начала и до конца , является фрагментарным. Разница только в степени этой фрагментарности. В том числе и геометрическая искаженная и доказанная этика – такой же фрагментарный случай, как и логический трактат Витенштейна или теория поля Ландау и Лифшица… А что может быть более фрагментарным, чем теория относительности Альберта Эйнштейна? Как, впрочем, и «Критика чистого разума» и «Феноменология духа» - такие же фрагментарные философские произведения, как и фрагменты достопочтенного Гереклита.
Всё, что претендует на абсолютное познание в человеческом исполнении – это всего лишь юношеские грёзы…

2.08.15

Генезис земной природы и генезис человеческого общества можно представить как разные этапы эволюции живого вещества. Вполне вероятно, что В.И. Вернадский развивал такую гипотезу, в итоге вылившуюся в учение о ноосфере, как завершающей стадии земного живого вещества. Учитывая, что Вернадский был убежденным сторонником неземного происхождения жизни (в отличии от Дубинина и его последователей), то мы приходим к заключению, что генезис земной природы и генезис человеческого общества есть явления космического происхождения или космического замысла (либо космической творческой спонтанности).
Можно ли считать выше изложенную точку зрения креационной – нельзя ответить однозначно и убежденно. Мы так ничтожно мало знаем о космических истоках живого, в т.ч. и социального (не говоря уже о символическом и идеальном).

6.08.15

В.В. Ильин в своей «Теории познания» придумал (или откуда-то извлек?) формулу «означенную сигнатурой гуманитарного знания как автономной отрасли знания».
Не буду её здесь приводить, чтобы не перегружать бессмысленной абстракцией пространство моего обыденного текста. Смысл в том, что таких сигнатур и таких формул можно напридумать не одну тысячу, уподобясь честным математикам. Но подобные логико-математические ухищрения мало чего дают для понимания «особой смысловой человеконесущей реальности».
Как и заявление о том, что совестливость просто есть или её нет и её нельзя объяснить с позиции традиционного причинно-следственного подхода (?).
Объяснить происхождение вселенной и человека мы можем и всегда объясняем, как и объяснен фило и онтогенез человеческой психики, социализации личности, мотивация человеческих поступков и ценностные ориентации. А вот происхождение совестливости – почему-то никак не представимо для отдельных философов.

7.08.15

Вся философия, от истоков до наших дней, это единый социальный процесс интеллектуального обоснования субъективных мировоззрений, убеждений, верований, в котором участвуют по собственному желанию отдельные персоны, склонные к самовыражению и тщеславию. Разница в степени тщеславия и в природной одаренности, позволяющей с разным успехом выражать себя в текстах либо в устных высказываниях.

9.08.15

Наши мнения и убеждения в большинстве случаев основаны на фрагментарности и ограниченности нашего знания. Поэтому субъективность и разнообразие наши предпочтений и взглядов на мир (как и наши условные «системы ценностей») довольно редко приходят к общему знаменателю. Например, я не знаю, почему мне симпатичен Анри Пуанкаре, как ученый и мыслитель (хотя я мало чего понимаю в его научных произведениях и мало с чем соглашаюсь в его философских высказываниях), но я без всякого энтузиазма воспринимаю его успешного конкурента Альберта Эйнштейна (хотя про него написаны сотни фолиантов, какой он был мудрый и великий). Это просто мое субъективное предпочтение, основанное на многолетних размышлениях. Может, это объясняется тем, что за Анри Пуанкаре я вижу гигантский (титанический) труд реального математика, ученого, мыслителя, а за Эйнштейном почему-то (мистика какая-то!) не могу разглядеть трудный путь становления ученого и мне не совсем понятно, как он вдруг неожиданно оказался в числе первых умов человечества в XX веке…

11.08.15

Когда мы ясно видим свои недостатки, свое несовершенство – мы обретаем в этом видении свое величие – так однажды выразился Блез Паскаль. Можем ли мы точно утверждать, что это мысль философская? Или здесь преобладает религиозное убеждение? Ведь тот же Паскаль говорил, что сердце и разум всегда говорят на разных языках  и редко пониманию друг другу…

15.08.15

Прочел (в первом приближении) «Конец вечности» Жюльена Бенда, французского философа и эссеиста первой половины XX века. Запомнил для себя всего лишь пару мыслей: 1) фундаментальное несоответствие реальности рациональному и 2) разум всегда революционен, потому что он универсален. Но в целом, его «Конец вечности» очень похож на интеллектуальный бред, лишенный логической взаимосвязи между фрагментами авторских высказываний. Может, это предыстория французского постмодерна, истоки Деррида, Делеза, Лакана и иже с ними?

30.08.15

Как-то не принято в России в начале XXI века говорить о «социальной атомизация», о том, что в нашем обществе идет цепная реакция распада межличностных связей и замена этих связей на обезличенные вещественные отношения. Вполне вероятно, что мы скоро превзойдем американцев и европейцев по количеству «автономных одиночек» в обществе, как уже догнали и тех и других по количеству автомобилей на душу населения… Впрочем, истоки этого явления можно обнаружить глубоко в русской и советской истории, во времена Ивана Грозного и Иосифа Сталина. Видимо, в связи с бурной глобализацией «социальная атомизация» вышла на новый уровень своего обезличено-вещественного развития.

5.09.15

Герман Вейль: «… Теперь мы возвращаемся к точке зрения древних греков, согласно которой каждая область вещей влечет свою, на собственной основе определяющую числовую систему». Почему бы не предположить, что каждая область вещей влечет за собою свою, на собственной основе определяемую метафизику? Тогда могут успешно развиваться метафизика квантов или метафизика нейронный сетей, а «чистая абстракция» и «чистый разум» могут иметь практически бесконечное число измерений, излучающих бесконечное число картин мира, наполненных беспредельным хаосом необозримых смыслов - практически тоже самое, что мы имеем в современной математике.

6.09.15

Если бы Боэций своевременно оставил свою политическую карьеру и полностью отдался работе над философскими текстами, мы бы имели сейчас совсем иную историю европейской философии, возможно, более яркую и рационально обоснованную. Но мы бы не имели трактата «Утешение философией» и такого яркого исторического образа философа, равного Сократу и Джордано Бруно, но наполненного более поучительным примером для всех философствующих.

9.09.15

Ницше, покинутый друзьями и судьбой, страдал от физического недомогания, взлетая к прозрениям. Характер его бытия совсем мало доставлял удовольствия философу, но он мечтал о том, когда-нибудь будут найдены новые ценности, новые смыслы, новые идеалы… А после его смерти – всё умудрились свести к учению «о белокурой бестии»  и сделали из него флагмана нацизма.
«Я пошел ко всем и не нашел никого»

19.09.15

В философии и в истории часто бывают примеры сравнения двух философов или исторических персон, но гораздо реже рассматриваются одновременно три философа или три исторические персоны. Думаю, что вариант с тремя лицами позволит создавать более неожиданные сравнения, например, Декарт и Паскаль на фоне Анаксагора…

22.09.15

«Природа моральной философии» Джорджа Эд. Мура оказалась для меня неподъемной. Просто потому, что мы жили в разных мирах и исповедовали разную этику. Бывает, что очень умные люди, очень недоступно излагают свои идеи и мысли на бумаге, создавая свою «Метафизику любви», в которой невозможно обнаружить живого чувства. Но, скорее всего, «моральная философия» Мура слишком абстрактна и мало доступна для случайных прохожих, ищущих только собственный жизненный интерес.

27.09.15

Ясперс, как часто бывает, оказался прав! Я пока еще не встречал такой монографии, как «Философия осевого времени».
А как было бы замечательно сделать тотальное сравнение Лао Цзы и Конфуция, например, с Гераклитом и Парменидом! Или осуществить глубинный диагностический анализ всех философов осевого времени!

30.09.15

Иосиф Бродский, как философ… Почти любой поэт почти всегда немножечко философ… А такой редкий поэт, как Бродский: «И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой» или «При всем своем сиротстве, поэзия основана на сходстве бегущих вдаль однообразных дней» или «Рабство всегда порождает рабство даже с помощью революции». Вот вам три случайных философских тезиса из поэзии Бродского.

4.10.15

Мозг – «вместилище желаний всех и наших размышлений». Формально считается, что у всех H.S. он устроен одинаково и последние 40 тысяч лет практически не эволюционирует… А как же тогда удивительные различия в интеллекте и многочисленные болезни мозга? Почему у одних он прекрасно функционирует в 90-95 лет, а у других – уже к 70 годам теряет многие функции.

7.10.15

Глобалистика и глобальная экология – весьма разные научные направления. В первом – политическая и финансовая доминанта. Во втором – биосферология. Биосферология – более фундаментальна и первична для обеспечения жизни на Земле, в первую очередь – жизни человечества. Но глобалистика правит бал, и в недалеком будущем будет полностью предопределять (регулировать или уничтожать) жизнь и эволюцию биосферы.

22.10.15

По гегелевской «Философии права» написаны десятки, если не сотни монографий и тысячи статей. И философы, и юристы, и социологи – все упражняются в препарировании трудно читаемой «Философии права» и многие называют это произведение гениальным. «Всё действительное – разумно». Гениальная формула, логически переходящая в «каждому – свое» на воротах Бухенвальда.
Иногда утверждают, что Гегель стремился примирить идеи естественного права с правом позитивным. Но вглядитесь внимательно в текст – полноценной концепции естественного права вы там не обнаружите – одни замысловатые абстрактные рассуждения, далекие от подлинных идей естественного права. Идея мирового духа, вселившаяся в законы прусской монархии. Абсолютная идея, абсолютный метод, абсолютных дух, отраженный в логике … и абсолютная «философия права» неповторимого Гегеля, певца свободы и торжества абсолютной монархии. Субстанция государства как абсолютная власть идеального целого… Неизбежность войны и её нравственная сущность, и абсолютизация права государства на вечные времена – и это всё – великий Гегель – праотец будущего пролетарского права и «красного террора».

26.10.15

Символическое насилие государства у Пьера Бурдье не имеет четких границ и не говорит о неизбежности трансформации символического в психологическое и физическое насилие. Ушедщий XX век был весьма богат переходами символического насилия в насилие физическое,  не знающее пределов.

31.10.15

Юнговские архетипы оседлали плотно нашу повседневную реальность. Их никто не видел, но многие ссылаются на них, как на самые реальные факты бытия. Вероятно, что очень скоро, помимо нейронных сетей в моделировании, мы будем повсеместно конструировать архетипы – в экономике, политике, в культуре и даже в промышленном производстве. И мировая нейронная сеть заполнится бесконечным разнообразием искусственно выдуманных архетипов.

11.11.15

Н.Н. Моисеев считал, что экологический императив с неизбежностью порождает императив нравственный. В настоящее время – ни тот, ни другой – никак не могут получить своего развития в контексте бурно прогрессирующей глобализации. Скорее всего (и чаще) идет отрицание и экологического, и нравственного императива, а доминируют императивы «после нас хоть потоп» и «обмани ближнего».

14.11.15

Еще 45 лет назад Жорж Сименон отмечал (в своих диктофонных эссе), что всякий человек – и великий, и ничтожный – испытывает потребность оставить лестное представление о себе.
Философы, тоже, разумеется, не исключение. Но что удивительно – количество геростратов неумолимо растет в геометрической прогрессии. Права была старушку Шапокляк из мультфильма про Чебурашку и крокодила Гену…

16.11.15

Кроме архетипов, Карл Густав Юнг открыл в психике человека и человечества много интересных феноменов, в частности, энергетику души, таинственные силы жизни и многое другое. Но мне нравится его утверждение о том, что люди всё еще пребывают в стадии детства (отсюда все военные, политические, финансовые игры, спорт, тотализатор и прочее). Сумеет ли повзрослеть человечество и успеет ли оно по-взрослеть – это главный вопрос текущего столетия.

28.11.15

Когда Габриэль Тард и Леон Петражицкий говорили о том, что человеческая деятельность и правосознание в основном определяются психическими эмоциями и иными психическими реакциями, они были намного ближе к реальности, чем все философы и экономисты XX века. И до сих пор, современная наука и вся мировая геополитика норовят игнорировать доминанту психического, утверждая о каких-то иных идеальных и материальных причинах поведения отдельных индивидуумов и целых народов.
Оттого простое человеческое взаимопонимание и взаимоуважение имеют такую низкую цену в основной массе человечества и особенно – в сознании правящих элит.

4.12.15

«Хаос и структура» Алексея Лосева – сочинение для избранных либо для очень отвлеченных философствующих математиков, либо для абстракствующих философов… Понятно, что это я выражаю сугубо субъективную точку зрения. Думаю, что «Хаос и структура» требуют серьезного уединения и полного погружения в текст (как, собственно, требует такого к себе отношения многие философские тексты, за исключением эссе и афоризмов). Вторая попытка погружения в «Хаос и структура» снова не удалась (первая была 15 лет назад). Буду мечтать о третьей попытке. Иногда, как у штангистов, вес бывает взят в третьей попытке. Главное отличие философов от штангистов (кроме особенностей интеллектуального мышления) состоит в том, что у философа может быть и четвертая, и двадцатая (если он настолько настойчив и целеустремлен). Не исключаю, что есть гениальные философы постигающие любой текст с первой попытки. Но объять необъятное дано не всем.

12.12.15

Творческая биография Владимира Соловьева, сотворенная Алексеем Лосевым – одна из самых ярких в отечественной философии. Как и философская судьба самого Владимира Соловьева. Но сказать, что Лосев проник во все уголки творчества российского гения системной и интуитивной мысли – конечно же нельзя. Прежде всего потому, что Вл. Соловьев и А. Лосев – люди различного философского и бытийного темперамента . Соловьев – более страстный, более мистичный, более отдающийся чувству мироотражения, более образный, чем Лосев. Лосев – внешне – сухой, педантичный, флегматичный и усидчивый. Но никак из него не выгонишь Гуссерля и Гегеля. Соловьем мог впечатляться Гегелем, а позднее – нещадно его низлагать.
По темпераменту Вл. Соловьев похож на Бердяева. Точнее – Бердяев на Соловьева. Только Бердяев менее строг в своих понятиях, бифуркирует и фонтанирует своими отвлеченно-образными абстракциями как истинный француз…
Но в физическом смысле у Лосева было два физических срока Соловьева. Соловьев сгорел за один срок, а Есенин – еще быстрее.

28.12.15

Дискуссия Кассирера и Хайдеггера в 1929 году (в Давосе) имела большие последствия для европейской философии, и особенно, для самого Хайдеггера. Думаю, что его поворот во многом произошел в 1929 году. Если «Бытие и время» - это, в основном, вещь феноменологической школы, то поздний Хайдеггер, в недостаточно полной степени, экзистенциальный культуролог. «Вирус» Кассирера был для него как мина замедленного действия (по изменению стиля мышления).
Идея Кассирера – язык как процесс обновления – глубоко засела в подсознании Хайдеггера. Посмотрите Кассирера: «… человеку все яснее видны очертания своего «мира». Имя не просто присоединяется к готовому предметному представлению как внешний знак, в нём запечетлевается определенный путь, способ и направление познания».
Не правда ли – очень созвучно с поздним Хайдеггером. Осталось разобраться, кто у кого заимствовал эту идею. Мне кажется, тут совсем уже нет гуссерлианской феноменологии.

30.12.15

Завершение одного условного отрезка бытия и начало другого. Ушел с работы в бюджетной организации на «вольные хлеба». Последняя попытка «быть вольным художником». В житейском плане, безусловно, риск. В плане творческой самореализации – хороший шанс, но без гарантий.
Начинаю систематически мыслить и работать над текстами, о которых давно думал, но не находил для них времени.

31.12.15

М. Хайдеггер «Пролегомены к истории понятия времени». В этом систематическом лекционном курсе Хайдеггер на 95% истый гуссерлианец. Остальные 5% - явный левый уклон в экспликацию вот-бытия и нового осмысления понятия времени.
После 1929 года (Давос) Хайдеггер  неумолимо двинется в сторону экзистенциальной культурологии, завуалированной схоластическим средневековым стилем. После кратковременных идеологических блужданий (или заблуждений – Бодрийяр бы сказал «соблазн, искушение») послевоенный Хайдеггер – это синтез культурологии, поэзии, мифологии, схоластики и философской мистики. Позднее, в 60-х, произойдет философское оплодотворение французов или впадение французов в соблазн по имени а-ля Хайдеггер, только в более обедненном варианте – французы выбросят поэзию и экзистенцию.


Опубликовано: Винобер А.В. Метафизика и диалектика (второй философский дневник). 2015 // Вестник Института развития ноосферы. 2019. №9(11). С. 62-94