польское кино выбралось из кризиса

Григорий Аванесов
"О фильме Три цвета. Цвет белый"

Автор Людмила Куликова-Хынку

В 90-е годы польское кино выбиралось из кризиса.

С одной стороны –  свобода от цензуры, с другой -  конкуренция с американской продукцией, захлестнувшей рынок.
 В конце девяностых Ежи Штур откопал всеми забытый сценарий Кшиштофа Кесьлевского и снял по нему фильм «Большой зверь».
В сценарии –  история супружеской пары Савицких, которые трогательно заботились о найденном верблюде.

Но за несколько лет до истории с верблюдом появилась трилогия «Три цвета». По сценарию того же Кесьлевского и им же поставленная.
«Цвет белый» - второй фильм трилогии. История стара, как мир.
 Развод супружеской пары. Муж- польский мигрант, бывший парикмахер и неудачник, жена – красавица-парижанка.

Причина развода - та же, что в викторианскую эпоху привела к расторжению брака между известным писателем и теоретиком искусства Джоном Рескиным и его молодой красавицей – женой   Эффи Грей – отсутствие интимных отношений. С той лишь разницей, что в первом случае не было любви и желания исполнять супружеский долг, а во втором – при страстной любви и желании была  потеря мужской сексуальной способности.

Закон о расторжении брака с эпохи королевы Виктории мало изменился, и данная ситуация явилась веским основанием для развода. Нежелаемого для Кароля (Збигнев Замаховский) и вожделенного для Доминик (Жюли Дельпи), выставившей экс-супруга на улицу с одним чемоданом.
В этом же огромном чемодане Кароль возвращается домой, в Польшу. Хитроумный план возврата он придумал вместе с вновь обретенным приятелем Миколаем (Янош Гайош), увидевшего Карела в момент, когда тот был на «дне», а точнее, в подземке метро, и играл на импровизированной губной гармошке щемящее душу танго.
Путешествие в чемодане, чудесное появление соотечественника Миколая, волшебное превращение простака-парикмахера во влиятельного нувориша, скупающего земли и недвижимость - конечно, факты неправдоподобные, но вполне вписываются в игру сюжета и правдоподобие социального фона.
Польща девяностых – зеркало перевернутой экономики восточноевропейских стран постсоциалистического периода: воровство и разбой, торговля прямо у выхода из метро, растущие как грибы обменники валют и солидная недвижимость, которую можно купить за бесценок.

Хотя режиссер замыслил вторую часть трилогии «Три цвета» как комедию, на «выходе» получилась личная драма на социальном фоне с примесью триллера и комедийных нот.
По риторическому замыслу режиссера – белый – цвет равенства и свободы.

 В фильме образно-ассоциативный ряд этого цвета шире. Белый говорит о чистоте и романтике чувств: в начальных и заключительных кадрах перед Каролем появляется образ Доминик в белом подвенечном платье; белый цвет – это и попытка начать жизнь с чистого листа, и стремление к обновлению, освобождению от неприятностей, и символ одиночества неприкаянной души, потерявшейся в современном мире, прагматичном и расчетливом.

Мечта увидеть хоть малую толику ответных чувств приводят к хитроумному плану. Большие деньги помогли его осуществить. Кароль инсценировал собственную смерть, чтобы увидеть экс-жену, плачущую у его могилы. Она приехала, чтобы получить по его завещанию наследство.

Слезы его поразили. На вопрос «воскресшего» Кароля, почему она плакала, Доминик ответила: «Потому что ты умер».  Она сострадала, как сострадают любому человеку, ушедшему из жизни. Но сострадать можно и не любя.  Продолжает любить лишь Кароль.
Сквозь слезы, застилающие стекла бинокля (эпизод, как и все другие, сыгран  актером великолепно), - Кароль вглядывается в силуэт жены в окне тюремного окна.

Доминик же остается спокойной, безмятежной и холодной.

Как белый снег, выпавший в Варшаве перед Рождеством.
___________
Я очень рад! Поляки удивили меня ещё раз! Польское кино развивается и становится все более профессиональным!

Пик интереса к польскому кино в СССР пришелся на 1960-е годы. Со второй половины 1950-х до середины 1960-х пришелся взлет «польской киношколы».

"Польская киношкола" относится к неформальной группе польских режиссеров и сценаристов, действовавших с 1956 по 1963 год.

Группа находилась под сильным влиянием "Итальянских неореалистов" и "Французской новой волны".

Две основные тенденции развития движения: молодые режиссёры, как Анджей Вайда, исследовал героику польского народа, а другая группа (наиболее заметный из которых — Анджей Мунк) анализировали польский характер через иронию, юмор и развенчание национальных мифов.

Среди ярких режиссёров Польской школы кинематографа выделялись: Ежи Кавалерович, Войцех Ежи Хас, Тадеуш Конвицкий.

"Знахарь" Польша, 1981, драма, которая меня порясла. И конечно же запомнилась молодая и очень красивая актриса Анна Дымна.
В главных ролях: Ежи Биньчицкий, Анна Дымна, Томаш Стокингер.
Герою фильма приходится пережить несколько лет скитаний и горя.
рейтинг фильма Кинопоиска 8.161, рейтинг фильма IMDb: 7.80

"Сексмиссия" Польша, Чехословакия 1983, моя любимая комедия.
В главных ролях: Ежи Штур, Ольгерд Лукашевич, Божена Стрыйкувна, Богуслава Павелец, Беата Тышкевич, Ханна Станкувна.
«Амазонки 21-го века» благополучно решили проблему размножения без оплодотворения.
рейтинг фильма Кинопоиска 7.161, рейтинг фильма IMDb: 7.70

"Пепел и алмаз" Польша, 1958, драма, мелодрам. Третья, завершающая часть трилогии.
В главных ролях: Збигнев Цибульский, Эва Кшижевска, Вацлав Застшежиньский.
1945 год, весна, последние дни Второй мировой войны.
рейтинг фильма Кинопоиска 7.777, рейтинг фильма IMDb: 7.80

"Фараон" Польша, 1966, драма, исторический.
В главных ролях: Ежи Зельник, Веслава Мазуркевич, Барбара Брыльска, Кристина Миколаевска, Эва Кшижевска.
Любовь и ненависть сжигают сердца юного фараона Рамзеса XIII, бесстрашного воина и пылкого влюбленного. Любовь к двум женщинам не приносит ему счастья. Сын от еврейки Сары не может стать наследником трона, жрица Кама не имеет права на плотскую любовь.
рейтинг фильма Кинопоиска 7.641, рейтинг фильма IMDb: 7.40

"Крестоносцы" Польша, 1960, хорошо костюмированная драма, военный фильм.
В главных ролях: Уршуля Моджиньска, Гражина Станишевска, Анджей Шалявский.
Борьба поляков против рыцарей Тевтонского ордена в конце XIV - начале XV века.
рейтинг фильма Кинопоиска 6.831, рейтинг фильма IMDb: 6.80

"Одиночество в сети" Польша, 2006, драма.
В главных ролях: Магдалена Целецка, Анджей Хыра, Эльжбета Чижевска, Анна Дымна, Агнешка Гроховска.
Фильм по книге Вишневского. Считааю, что книга "Одиночество в сети" намного лучше её экранизации. Эва живет в Польше, а Якуб — в Германии. Они случайно знакомятся в глобальной сети.
рейтинг фильма Кинопоиска 5.236, рейтинг фильма IMDb: 4.00

"Всё на продажу" Польша, 1968, драма. Фильм о польском кинематографе.
В главных ролях: Беата Тышкевич, Эльжбета Чижевска, Анджей Лапицкий.
Правдивый рассказ о жизни кинематографической богемы 60-х годов. Анджей Вайда снял полудокументальный фильм посвященный Збигневу Цибульскому. Продают жизнь ради красивой истории. Жизнь превратили в кино!
рейтинг фильма Кинопоиска 7.375, рейтинг фильма IMDb: 6.90

"Рукопись, найденная в Сарагосе" Польша, 1965, драма, фэнтези.
В главных ролях: Збигнев Цибульский, Ига Чембржынска, Эльжбета Чижевска.
Во времена Наполеоновских войн, молодой офицер находит рукопись, относящуюся к истории его дедушки, капитана охраны - Альфонса ван Вордена. Много юмора, сарказма и пародии на нравы старинной дворянской Испании. С первого раза не понял фильм. Пошло только со второго раза.
рейтинг фильма Кинопоиска 7.606, рейтинг фильма IMDb: 7.90

"Гангстеры и филантропы" Польша, 1963, комедия, боевик.
В главных ролях: Густав Холоубек, Веслав Михниковский, Ханка Белицка, Магда Целувна.
Две забавные сатирические новеллы. Ограбление банковского автомобиля было задумано как идеальное. Гениальный главарь бандитской шайки по кличке "Профессор" рассчитал посекундно все действия. Вторая новелла — о филантропах.
рейтинг фильма Кинопоиска 7.397, рейтинг фильма IMDb: 7.40

"Ева хочет спать" Польша, 1958, комедия.
В главных ролях: Барбара Квятковская-Ласс (запомнилась), Станислав Микульский, Стефан Бартик.
Забавные и сюрреалистические приключения. Огромное количество комичных ситуаций с настоящим польским юмором. Все хотят помочь девушке, а более всех — преступники.
рейтинг фильма Кинопоиска 6.994, рейтинг фильма IMDb: 7.20
Лента получила:
 - премию «Золотая раковина» за лучший фильм и «Альма» за лучший сценарий на кинофестивале в Сан-Себастьяне (1958).
 - приз за лучший фильм на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1959).