Колониальный спецназ. Уничтожение Сен-Терез

Игнат Костян
Славную страницу своей истории Роберт Роджерс перевернул в период подготовки так называемой «Монреальской кампании» – ведение боевых действий между Англией и Францией за обладание Монреалем.
К 1759 году войскам Великобритании в Северной Америке удалось захватить у французов форты Тикондерога, Ниагара и Квебек, в чем немалая заслуга колониального спецназа под управлением Роберта Роджерса.
Но французы благодаря массовой поддержке этнических колонистов и разумеется многочисленных индейских племен, воевавших на их стороне, сдаваться не собирались, и продолжали вынашивать реваншистские настроения.
В апреле 1760 года несмотря на то что французам под командованием маршала Франсуа-Гастона де Леви удалось одержать победу в битве при Сент-Фуа расположенного в непосредственной близости от Квебека, сам город, в ходе его трехнедельной осады отбить у британцев не удалось.  Поэтому де Леви ничего не оставалось делать как отвести войска под Монреаль и организовать его защиту от неизбежного британского вторжения.
Главнокомандующий британскими колониальными войсками лорд Амхерст планировал нападение на Монреаль с трех сторон: со стороны озера Шамплейн, озера Онтарио и со стороны Квебека . В ходе «Монреальской кампании» англичане планировали завершить войну, в этой связи требовалась дополнительная резвединформация о силах противника, сосредотачивавшего живую силу в фортах расположенных вдоль реки Решелье. Форты Шамбли, Сен-Жан, Иль-о-Нуа к общей своей численности пополнились дополнительными силами на 1800 человек, включая ополченцев и индейцев .
Роджерс и его рейнджеры базировались тогда в форту Краун-Пойнт, купаясь в лаврах собственной славы после налета на Сент-Франциск.  Понимая важность для французов объектов на реке Решелье, лорд Амхерст приказал Роджерсу готовить экспедицию, целью которой должно было стать нанесение максимального ущерба материальной базе противника (уничтожение продовольствия, вооружения, транспорта). Кроме того, отряду Роджерса численностью 275 рейнджеров предписывалось решить задачу по отвлечению внимания французов при наступлении Амхерста на Монреаль .
В отличие от предыдущих экспедиций, когда требовалось приложить максимум усилий для их подготовки, данную экспедиции Роджерсу долго готовить не пришлось. Практически вся его команда была готова выйти в поход тот час же, потому как находилась в превосходной боевой форме.
2 июня 1760 года отряд Роджерса покинул Крунт-Пойнт как обычно ночью на четырех судах и двух вельботах. Через день дойдя группа рейнджеров под командованием лейтенанта Роберта Холмса высадилась на берегу залива Миссискуи. Этой группе было поручено совершить налеты на французские посты Вигвам-Мартиник и Ямаске, расположенные к западу от реки Решелье. Четверых из рейнджеров Роджерс отправил пешком в Квебек с донесением генералу Мюррею от лорда Амхерста.
Для отвлечения французов на негодный объект или точнее сказать для прикрытия действий основного отряда Роджерса, несколько судов, укомплектованных прикомандированными к рейнджерам горцами 77-го шотландского полка под командованием капитана Александра Гранта должны были совершить маневры непосредственно на озере. Роджерс, с остальными двести тринадцатью бойцами был переправлен на северо-западный берег озера Шамплейн, и высадился в месте впадения в него реки Чази.
Несмотря на то что горцы 77-го шотландского полка старательно выполняли свою задачу, пытаясь отвлечь силы французов от двигавшейся в их тыл разведгруппы, к тому времени уже полковник де Бугенвиль вскоре узнал о месте нахождения Роджерса и распорядился организовать его преследование силами трехсот пятидесяти франко-канадских ополченцев и индейских разведчиков под командованием офицера морской пехоты Пьера Пепена Ла Форса, которому было приказано устроить на берегу озера засаду .
Пока люди Ла Форса определяли возможное направление движения рейнджеров для того, чтобы устроить засаду наверняка, рейнджеры заняли позиции на полуострове Пуэнт-о-Фер на берегу залива Кингс-Бэй. Слева от позиций рейнджеров на берегу находились перевернутые рейнджерские лодки, справа простиралось болото залива Сэтфиш. Роджерс решил направить семьдесят рейнджеров в тыл французов через залив Сэтфиш на случай того, если противник надумает атаковать с этого направления .
 Утром 6 июня Ла Форс предпринял попытку атаковать рейнджеров, занимавших позиции у Кингс-Бэй, прикрывавших группу семидесяти, которая должна была форсировав болото, ударить французам в тыл. Ла Форс намеревался своими действиями вовлечь рейнджеров в наступление, и, таким образом, вывести их к устроенной индейскими разведчиками засаде.
Силы Роджерса (144 бойца) превосходили силы Ла Форса в соотношении почти три к одному, поэтому Роджерс мог сдерживать атаку французов достаточно долго. Также Роджерс разгадал замысел Ла Форса по вовлечению его людей в наступление. Для того чтобы не смущать оппонента, Роджерс сделал вид что «повелся» и приказал половине отряда для создания видимости развить наступление. До засады дело не дошло. Та часть отряда рейнджеров, которая атаковала, практически разбила в пух и прах силы Ла Форса, последний во избежание полной катастрофы вынужден был отступить в западном направлении. Преследуя отступающих, рейнджеры дезориентировали и измотали их настолько, что им ничего не оставалось делать как укрыться в кедровом болоте, вместо того, чтобы занять оборону у засады, с позиций которой французы собирались разгромить рейнджеров. Обрушившийся стеной на воюющие стороны ливень положил конец этому противостоянию .
Бой длился три часа. За это время рейнджеры потеряли 14 человек убитыми, 10 ранеными. (по Г.Зэболи 17 убитыми и 11 ранеными см ниже: «На передовой») Французы и индейцы же потеряли около 50 человек включая смертельно раненого в грудь Ла Форса .
В качестве боевых трофеев Роджерс собрал 34 орудия и его рейнджеры сняли три индейских скальпа .
Далее для перегруппировки своих сил Роджерс переправился на остров Ла Мотт, куда для усиления подтянулись и стокбриджские разведчики могикане. Завершив перегруппировку, рейнджеры на лодках 9 июня добрались до устья реки Чази и двинулись на север параллельно западному берегу реки Решелье к форту Сен-Жан.
 Добравшись до форта Роджерс выслал непосредственно к его стенам разведчиков, которые установили, что подступы к форту охраняются дополнительными патрулями. Более того, разведчики Роджерса каким-то образом дали противнику себя обнаружить, в следствие чего Роджерс передумал нападать на форт и дождавшись ночи, покинул его окрестности, отправившись к форту Шамбли .
Спускаясь вниз по реке Чази, в направлении форта Шамбли, рейнджеры в темноте немного отклонились от маршрута и не заметили, как подошли к форту Сент-Терез на местоположение которого указывали уведенные ими в тумане частокол и постройки. Как оказалось, Сент-Терез располагался в пяти милях южнее форта Шабли.
Роджерс сразу прикинул, что появления его отряда здесь никто не ожидает, более того, ему было не известно о стратегическом назначении этого форта, поэтому он решил атаковать в «темную», так сказать на удачу.
Утром 16 июня разведчики обследовали подступы к форту, доложив об отсутствии в нем большинства обитателей, которые занимались заготовкой сена вне форта. Роджерс разделил людей на две группы, одна из которых должна была занять скрытные позиции у ворот форта, другой же предназначалось установить наблюдение за фермерами на лугу и лишить их возможности в ходе начала атаки возвратиться в форт .
Завидев приближающуюся к воротам форта телегу с сеном, Роджерс с несколькими бойцами бросились к ней, захватили ее, забрались в повозку под сено и направились к воротам форта. Как только ворота были открыты, Роджерс и его парни выскочили из повозки, вслед ними во внутрь форта хлынула остальная масса рейнджеров. Менее чем за десять минут форт пал к ногам Роджерса.
Рейнджеры без единого выстрела захватили 24 французских солдата, после чего еще 78 человек солдат и фермеров вне форта.  Несколько жителей окрестных фермерских домов все же бежали в форт Шамбли, чтобы сообщить о нападении рейнджеров на Сент-Терез.
Допросив пленников, Роджерс узнал, что Сент-Терез являлся важным стратегическим объектом, с позиций которого осуществлялось снабжение фортов, расположенных на реке Решелье. Долго не думая Роджерс приказал разграбить, а потом сжечь Сент-Терез. Рейнджеры сожгли все: дома фермеров, частокол, лодки, каноэ, повозки, продовольствие и домашний скот. Пленников из числа женщин и детей Роджерс распорядился отпустить у дороги на Монреаль. Иных же (27 человек) рейнджеры увели с собой .
После пересечения реки Решелье рейнджеры возвратились к озеру Шамплейн, и оттуда выдвинулись к мысу Уиндмаил, чтобы встретиться с капитаном Грантом и его шлюпами. У берегов залива Миссискуи, разведчики из арьергарда установили, что из Иль-о-Нуа за отрядом рейнджеров идут преследователи численностью около 800 человек .
Для сдерживания противника, а также для прикрытия отхода основных сил своего отряда, Роджерс распорядился устроить засаду, в результате чего французов удалось отбросить. Осознав численное превосходство врага, Роджерс ускорил темп. Для того чтобы пленники успевали за рейнджерами, Роджерс приказал сделать им из штанов шорты.
Добравшись до Уиндмаил-Пойнт Роджерс отправил пленников в сопровождении пятидесяти бойцов, а также свой письменный отчет о проделанной работе в Краун-Пойнт генералу Амхерсту, а сам с остальными людьми остался ожидать подкрепления – отряд Холмса, чтобы осуществить нападение на еще одни французский пост Вигвам-Мартиник.
Но этой операции так и не суждено было осуществиться, поскольку на подходах к этому посту, рейнджеры, соединившиеся с отрядом Холмса, столкнулись в превосходящими силами французов. «Они словно лягушки облепили берег, поэтому мы реши просто уйти» , – отмечал Роджерс.
Через два дня 23 июня, успех рейда к фортам на реке Ришелье рейнджеры и их командир бурно отпраздновали Чимней-Пойнт.
«Уничтожение Сент-Терез, – как полагает историк Джон Лок, – можно по праву считать самым успешным рейдом Роджерса за всю историю кампаний проведенных его рейнджерами в годы «Франко-индейской войны» .
Амхерст был доволен результатами налета На Сент-Терез. Англичане взяли в плен около 100 французских солдат и ополченцев, а также уничтожили склады с провизией, предназначавшейся для организации обороны Монреаля. Французы долго пребывали в шоковом состоянии после понесенных потерь. Среди французских колонистов стали преобладать упаднические настроения, увеличилось количество дезертиров из числа ополчения, латифундисты стали покидать Америку и возвращались во Францию.
В результате проведенной «Монреальской кампании», в которой рейнджеры Роджерса также принимали участие в составе группировки войск полковника Хэвилэнда, 8 сентября 1760 года, Монреаль пал, несмотря на то, что французы успели укрепить его оборону, перебросив туда 3000 солдат регулярной армии, индейских разведчиков и ополченцев .