Это наша земля

Владислав Хенкин
Это наша земля.
Именно это говорят герои многих художественных фильмов о патриотах.
А что такое наша земля?

Вот, предположим, живет человек на земле. Он родился на ней. Его родители родились тоже на этой земле. И их Родители тоже. Важно ли, сколько поколений прожили на этой земле? Одно или два - важно, а вот три и более? Если все предки, которых я лично знал, родились здесь, то это моя земля. Три поколения или двадцать три. Это моя земля. Моя и моих предков.

Теперь другой вариант.
Моих предков выгнали с их земли. Несколько поколений: одно, два, три…., двадцать три, сто двадцать три (важно ли это?) Родители передавали своим детям сказание о том, что где-то есть наша настоящая Родина, на которую мы поздно или рано вернёмся. И вот мы возвращаемся. И даже если я здесь не родился, и мои родители не родились, и их Родители тоже, это моя земля и я считаю, что имею право на эту землю, и хочу, чтобы мои дети родились и жили здесь. И дети детей. И их дети.
Какой из этих двух вариантов верный? Более верный? Кто больше имеет правонарушению землю, когда эти два варианта сталкиваются?

Такое столкновение имеет место в очень многих местах на Земле. Армения и Азербайджан, Израиль и Палестина, очень многие приграничные территории европейских государств, Америка, Сибирь, Кавказ и многие другие.

Во всех ли предложенных примерах вы будете на одной и той же стороне. То есть на стороне тех, кто живет много лет на какой-то территории, или на стороне тех, чьи предки жили когда-то на этой территории? Думаю, что наверняка где-то вы скажете: ну, это совсем другое.

А что это вообще значит, когда представители какого-то народа говорят: это наша земля. Что из этого следует?

Они прогоняют представителей других народов, претендующих на эту землю? Они разрешают им там жить, но ущемляют в правах? Они не разрешают им избираться в управляющие органы? Они не разрешают им говорить на родном языке? Они пытаются ассимилировать другие народы или уничтожить их?

Почему разные народы, чьи предки жили на этой земле и в разное время являлись ее хозяевами, не могут договориться и жить вместе? Что мешает?b

Разные религии? Сегодня подавляющее число религиозных деятелей считают и проповедуют как минимум спокойное отношение к представителям всех религий. Не суди, да не судим будешь в христианстве. В Исламе говорится о том, что Аллах рассудит и объяснит людям их ошибки. В светском обществе сегодня религия должна остаться дома и в доме молитвы. Человек может показывать своим внешним видом приверженность к определенному религиозному культу, но в таком случае и вести себя должен так, чтобы у окружающих формировать только положительные эмоции с его культом связанные. В этом нет ничего плохого. Если же религия проповедует ненависть, то это экстремизм, с которым должны бороться представители той религии, под именем которой такой культ пропагандируется, а также пресекаться государством. Нормальные религиозные отношения не должны воспитывать ненависть в представителях разных культур.

Разные языки? В чем проблема? Почему бы не ввести в школах обязательное изучение обоих языков? Если народы слишком малочисленны, то хотя бы обеспечить все условия для изучения национального языка всеми представителями этого народа и всеми желающими?

Ведь язык - это одна из основ национальной культуры. Нет плохих народов. Нет плохих культур. Нет плохих языков. И очень было бы хорошо, если бы представители разных народов, живущих на одной территории, изучали культуры друг друга, особенно языки, хотя бы а знак взаимного уважения.

Пару веков назад было жизненно важно закрепить землю за каким-то народом. Тогда же было нормальным захватывать чужие территории.

Если сегодня времена изменились, то нужно менять и своё отношение друг к другу. Если же уверять себя, что времена всегда одинаковы, то это дорога в никуда. То есть дорога к уничтожению друг друга. Дорога ненависти.

Смогла объединиться Европа. Сколько войн было между европейскими народами на протяжении всей истории? Пусть не все гладко, но вырабатываются основы мирного сосуществования и сотрудничества.

В 1995 году состоялся последний референдум о независимости Квебека. Голоса разделились почти поровну. Что сегодня? Разговоры об отделении практически не слышны. современные молодые люди практически все владеют обоими языками на достойном уровне, а многие затруднятся вам ответить, какой язык они знают лучше: английский или французский.

Израиль. Евреи предлагают арабам жить вместе. Дружно. Нет никаких ущемлений в правах для арабов. Что предлагают арабы? Они объявили священную войну до полного изгнания евреев из Израиля. Как евреи с ними могут договориться? А ведь хотелось бы, чтобы договорились, и это привело бы к процветанию палестинского народа и к лучшей жизни для всех жителей Израиля.

При всем разнообразии подобных споров все сводится к одной дилемме: либо продолжаем воевать и ненавидеть друг друга, мешая развитию и взаимному процветанию, радуясь неудачам друг друга.

Либо…

Ищем решение, как можно жить вместе, уважая друг друга и культуры друг друга, мирно сосуществуем, что способствует процветанию друг друга.

Война или мир?
Ненависть, смерть, отставание или нормальные взаимоотношения, счастливая мирная жизнь и процветание. Что лучше?

Вопрос риторический.

Так почему же не договориться? Ответ прост, и он на поверхности.

Есть сильное меньшинство, кому войны выгодны, кто наживается на них за счёт своих же народов. А народы позволяют этим меньшинствам собою руководить. И пока это не осознается большинством, до тех пор и будут эти конфликты, которые не приносят никакой пользы ни одной из сторон, в этих конфликтах задействованных. А приносят лишь барыши тем, кто эти конфликты раздувает, вкладывая в них средства, чтобы получить бОльшие средства. Бизнес и ничего личного. Ничего национального. И ничего патриотического.

Хотя осуществляется все это под патриотические лозунги о национальном достоинстве, но ведут они лишь к обнищанию, смертям, горю, отставанию народов, а потому не могут считаться ни патриотичными ни национальной-освободительными.