Первая зарплата

Тамара Чаплинская
         

      В 1955 году я окончила школу, и поехала поступать в институт в Москву. Не прошла по конкурсу. На работу меня не брали по состоянию здоровья (инвалид с детства после перенесенного полиомиелита). До июня 1956 года была настоящей домохозяйкой. Закупала продукты, варила обеды на всю семью (семья из 5 человек), стирала , гладила, шила, вышивала, вязала, а главное готовилась к вступительным экзаменам. Критерием для выбора профессии (а значит и института) являлась польза, которую я смогу принести  людям.
        1956 год ! Снова неудача. Снова не прошла по конкурсу. Пыталась завербоваться на строительство первой атомной электростанции в Томске. Не взяли. На лесоразработки тоже не взяли. Чувствовала себя лишним, не нужным стране человеком. А мне так хотелось быть нужной!
С  этими чувствами и мыслями я отправилась в Кремль на прием к Ворошилову.   
         В приемной Ворошилова мое внимание привлекла необыкновенная женщина. На фоне всех посетителей, она казалась царицей, которая попала сюда совершенно случайно. Её бледное лицо излучало доброжелательность и благородство. Густые черные волнистые волосы были уложены в традиционную японскую прическу. И совсем неожиданно огромные голубые глаза, с густыми и длинными ресницами. Я села рядом и мы разговорились.
         У «царицы»  была за плечами трудная жизнь, её судьбу я   приняла близко к сердцу.  Родители  несчасной женщины работали на КВЖД (Китайская Восточная Железная Дорога).  После японской оккупации Маньчжурии в 1932 году,  КВЖД была продана Японии. Сначала всех сотрудников КВЖД эвакуировали из Харбина, а затем (в 1937 году) началась массовая чистка прибывших харбинцев. Репрессии коснулись и  их детей.      
       Родственников распределяли в разные города. Кого-то расстреливали, а кого-то направляли в исправительные колонии. Никто не знал , куда отправили их близких и что с ними.         
     ( «По данным исследователя Сергея Пудовского, изучившего протоколы наркома внутренних дел и прокурора СССР с 1937 по 1938 годы, к высшей мере наказания приговорены более 21 тысячи человек, к исправительно-трудовым лагерям – 10 тысяч, ссылкой и надзором "отделались" менее тысячи»)
       Моя новая знакомая была приговорена к исправительно-трудовым лагерям.  Этой женщине пришлось валить лес в тайге с 1937 по 1953. Когда мы с ней познакомились, ей было уже 36 лет.  С 1955 года она пела в  хоре большого театра в Москве.  Жилья у неё не было и родственников тоже. Ни родственников, ни знакомых. Небольшая зарплата и язва желудка  (результат ущербного питания в лагерях).
             Я сразу поняла, что просто  не смогу нормально жить, если не буду ей  помогать.
     Из приёмной Ворошилова в Киев пришло указание, по которому меня приняли на работу намотчицей на завод «Реле и Автоматики».
Свою первую зарплату я отослала своей знакомой в Москву.
.