Мужество

Олег Крымцев
Мы разговорились о мужественных русских людях, которые не теряют присутствия духа в самых сложных и критических ситуациях. Нередко судьба вознаграждает их за это, сохранив им жизнь на довольно длительное время.
  Алексей задумался немного, а затем поведал нам об одной из таких историй, рассказанных ему отцом, Василием Павловичем, активным участником изложенных событий. Этот рассказ отца произвёл на сына очень глубокое впечатление, и он не только хорошо запомнил сказанное, но и впоследствии пошёл по стопам отца, став, однако, морским спасателем и служа на Северном флоте СССР.
  Летом 1931 года дизельная подводная лодка типа АГ, бортовый номер 16, во время проводимых на Чёрном море учений потерпела аварию и затонула на глубине 32 метра.Она была просто малышкой, имея водоизмещение всего сотни тонн против тысяч тонн у современных подводных лодок. Длину лодка имела всего 46 м, а сама состояла из 4-х герметичных отсеков. По счастью, в местах её залегания грунт оказался твёрдым и корпус подводной лодки не засосало в него. Что и облегчило последующую работу спасателей флота.
  Когда поток воды с громким шумом ворвался во второй отсек, электрики из 3-го отсека попытались закрыть дверь водонепроницаемой переборки между отсеками лодки, как это предусмотрено в таких случаях. Но полностью сделать это им не удалось: помешала наступившая темнота в лодке и суматоха, не позволившие увидеть посторонние предметы между дверью и клинкетом люка. Погасший свет затруднял движение личного состава отсеков.
  Поступавшая под давлением 3-х атмосфер вода заставляла всех подводников перейти в кормовой отсек. Но беда и там не отступала. История с неплотно закрытой дверью повторилась из-за противогаза, занесённого потоком воды из 3-го отсека. Вследствие этого и последнее убежище уцелевшего экипажа оказалось под угрозой затопления, как и первых отсеков лодки. Не удивительно, что кое-кто в эти страшные минуты несколько растерялся. И тут главным действующим лицом в борьбе за живучесть 4-го отсека стал его хозяин, старший команды мотористов Василий Нижний, не раз до того проявлявший мужество в сложных походных условиях подводного корабля.
  Как только в лодке погас свет и вода начала заполнять отсеки, кромешную тьму лодки прорезал яркий луч света. Это В.Нижний включил повешенный на его груди аварийный фонарь. А сам же, полностью промокший, пытался законопатить щели в  закрытой двери  в их отсек. Вся пакля и найденная ветошь ушли на эту работу, но вода продолжала фильтровать через щель в двери, находя новые неплотности во вроде бы закрытой двери. Тогда моряки пустили в ход снимаемое с себя бельё. Затем, с большими усилиями, один матрос, раскровянив пальцы своих рук, сумел вырвать мягкую часть зажатого дверью противогаза. Вода поступать перестала с этого мгновенья. Однако, то что налилось в отсек, смешалось с мусором и соляром, смытым с механизмов этого отсека.
  Подводники верили, что их не оставят в беде и ждали помощи. В то время на лодках не было специальных спасательных устройств и снаряжения для выхода из них в аварийных ситуациях. Поэтому командование флота, обнаружив место затопления лодки, решило поднимать её вместе с экипажем. Тогда к работе приступили флотские спасатели из широко известного ЭПРОНа(Экспедиции подводных работ особого назначения, созданной при тогдашней ВЧК). Первым делом спустили водолазов для обследования положения и состояния лодки. Громкий стук свинцовых подошв водолазов, ходивших по стальному корпусу лодки, вызвал бурю восторгов у её команды. Каждый водолаз также отчётливо слышал подводников, и доложил наверх по своей телефонной связи о том.
  А В.Нижний сразу же предложил,чтобы все поудобнее устроились на механизмах и поменьше, только при необходимости,разговаривали в целях экономии  воздуха. Люди  в лодке слышали работу водолазов по промывке туннелей под корпусом лодки и по заводке через эти туннели подъёмных стропов.
  Постепенно в полузатопленном отсеке становилось всё холоднее, да и дышать становилось трудно. Кое-кто оказался без сознания из-за накопившегося в отсечном воздухе углекислого газа.
  Периодически тишину нарушали мелодические звуки колокола громкого боя лодки, по которому молотком бил старший отсека, чтобы водолазы знали: люди в лодке пока живы, значит, им нужно поторапливаться со спасением экипажа. Затем он обходил отсек и пересаживал ослабевших повыше, крепче привязывая их, чтобы люди не свалились в холодную и загрязнённую воду на палубе отсека. Его уверенность в спасении и оптимизм подкрепляли павших духом людей.
  Но вот шум и грохот снаружи вдруг прекратились, и в отсек сначала полилась вода, что было напугало подводников, а потом зашипел подаваемый снаружи воздух. Это водолазы после долгих усилий подсоединили воздушный шланг к специально изготовленному ими штуцеру. Однако, вскоре, те, кто послабее, стали терять сознание из-за повышенного в три раза по сравнению с атмосферным парциального(приходящуюся на него часть атмосферного давления) давления углекислого газа в отсечном воздухе.
  Нужно было вентилировать отсек, т.е. не только подавать свежий воздух, но и стравливать его из лодки. Это позволило бы уменьшить содержание вредного для дыхания газа в помещении. Но тогда подобных устройств на лодках не было.
  В.Нижний и в таких условиях нашёл решение. Он начал понемногу стравливать воздух через клинкет газоотвода дизелей, находившихся, к счастью, в этом последнем отсеке.
  Днём и ночью эпроновцы не останавливали свою работу, готовя эту лодку к подъёму. Наконец, килекторное судно оторвало лодку от грунта, и её, с помощью кранов, отбуксировали на меньшую глубину. Там её переостропили, сократив судоподъёмные стропы на величину между прежней и нынешней глубиной её затопления. Затем вновь переостропили, используя ступенчатый метод судоподъёма. Так проделали несколько раз.
  Наступил долгожданный момент заключительного этапа подъёма лодки уже на поверхность. Когда она показалась из воды, все спасатели замерли в тревожном ожидании: живы ли люди в лодке до сих пор и смогут ли открыть свою крышку входного люка в отсек, которая могла открываться только изнутри. Наступившую тишину нарушали только крики чаек, летавших у самых плавсредств. Прошло несколько томительнейших минут, и вот крышка сначала медленно, а затем всё быстрее пошла наверх, и, наконец, полностью открылась. Первым показался В.Нижний. В грязной, оборванной и мокрой одежде, с чёрным от мазута лицом и с аварийным фонарём на груди он казался выходцем с того света. У многих, особенно у старых крановщиков, не выдержали нервы - они плакали и кричали от радости.
  Одна только операция по подъёму лодки заняла 18 часов, а всего спасённые пробыли без пищи и пресной воды почти двое суток. Но они всем существом верили, что их высвободят из подводного плена и они останутся живы.
  Эта авария ускорила оснащение лодок, собранных и спущенных в городе Николаеве( это теперь он стал украинским городом) ещё в 1-ую Мировую войну(блоки отсеков и оснащение были куплены в Северной Америке, ныне, в США), специальные аварийно-спасательные устройства ставили на все лодки. Впоследствии подобные средства не раз позволяли подводникам выходить из беды.
  Участники же судоподъёма, как и оставшийся в живых экипаж лодки, за проявленное мужество и мастерство были награждены высокими правительственными наградами. А главный герой - подводник В.Нижний ещё много десятков лет служил на Черноморском флоте. Он успешно воевал на своей подводной лодке в период Великой Отечественной войны, не раз проявляя высокое знание дела, примерное умение и мужество. Он никогда не терялся в самой сложной обстановке. Два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Красная заезда и множество медалей украсили его грудь за боевые подвиги и трудовые заслуги в послевоенные будни. Передаваемая из поколение в поколение русская черта характера многих русских людей, являющаяся неотъемлемым в их натуре - доблесть, в нём проявилась достаточно ярко. Нашим потенциальным противникам такое надо учитывать при взаимоотношениях с нашей страной.
  Мы разговорились о мужественных русских людях, которые не теряют присутствия духа в самых сложных и критических ситуациях. И нередко судьба вознаграждает их за это, сохранив их жизнь на долгое время.