Дед Аполлинарий или проблемы с орфографией

Дмитрий Спиридонов 3
Работает у нас в конторе по изготовлению памятников менеджер Лиана. Очень славная девушка эта Лиана. У неё вообще недостатков нет. То есть это мы думали, что у неё недостатков нет, а оказалось – есть всё-таки у нашей Лианы один недостаток.

Получила наша Лианочка по телефону срочный заказ на памятник. Родственники усопшего просили сделать побыстрее и обещали двойную цену за скорость. Продиктовали Лиане всё, что нужно на памятнике выбить, - и попрощались.

Спускается Лиана в цех к гравёру Степанычу и говорит:

- Николай Степаныч, бросай всё! Срочный заказ, двойная оплата. У кого-то там дед помер. Бери плиту, заводи свою шарманку и пиши.

- Дык без проблем, - говорит Степаныч. – Давай текст, давай имя дедушки и всю эту байду.

- Я на бумажке записала, - говорит Лиана. – А то планшет сегодня глючит. Покойного звали Аполлинарий…

- Первая буква имени «А» или «О»? – уточняет Степаныч.

Этого подлого вопроса Лиана не ожидала, и он поставил её в некоторый тупик. Она призналась, что затрудняется определить правописание имени, и обычно в таких случаях запрашивает подсказку у Гугла, но сегодня её планшет дико тормозит.

Повисло некоторое молчание, во время которого гравёр хмыкнул, крякнул и закурил. Затем он спросил, а как записано у неё в бумажке?

Лиана созналась, что её бумажка – не показатель, поскольку она черкает заказ на слух и на скорую руку, а потом ищет в интернете правильный вариант и исправляет ошибки.

- Ну, хоть от фонаря, - говорит Степаныч. - С какой буквы он у тебя записан?

- Через «О», - говорит Лиана.

- Значит, «Ополлинарий»? – говорит Степаныч.

- Да, - говорит Лиана. – Но не уверена. Я думала, вы знаете.

- Я в школе давно учился, - говорит Степаныч. – И честно говоря, учился плохо.

- А я училась в школе недавно и хорошо, - говорит Лиана. – Но хорошо… не по всем предметам. Литература и русский как-то выпали из круга моих интересов. Вместе с математикой, физикой, географией и ещё пятью-шестью дисциплинами.

- И что теперь делать? – говорит Степаныч. – Всё-таки «А» или «О»?

- Оставьте место в начале, - решила Лиана. – Чтобы времени не терять. Потом интернет появится, проверю - и допишем.

Гравёр Степаныч оставил место для «А/О» и вывел букву «п», но здесь снова случилась заминка. Гравёр спросил у менеджера, сколько «п» пишется в имени «Аполлинарий» - одна или две?

Этого вопроса менеджер Лиана тоже не ожидала. И даже как-то погрустнела.

- Заковыристый клиент попался, - говорит она. – Наверно, потому и двойную цену дают. Как я не распознала подвоха?

- Держись, Лианочка, - сказал гравёр. – Дальше будет хуже. По ходу, сколько «л» в «Аполлинарии» - ты тоже не знаешь.

Последовала очередная пауза, во время которой Лиана закурила уже вместе с гравёром.

- Н-да, - сказала она. – О покойных плохо не говорят, но чем дальше, тем больше не нравится мне этот дед. Не мог себя нормально назвать, что ли? Николаем Степанычем, например?

Гравёр Степаныч здраво рассудил, что вопрос об имени надо адресовать не покойному деду, который всё равно уже преставился, а его маме с папой.

- Кстати, о папе, - говорит он. - Давай хоть отчество покойного пока выбьем?

Менеджер Лиана посмотрела в шпаргалку и упавшим голосом сообщила, что с отчеством, кажется, тоже полное ёпэрэсэтэ, поскольку деда звали Аполлинарий Пантелеймонович.

В цеху послышался запах гари: это Степаныч уронил окурок себе на башмак.

- Удружил твой дед! – говорит он. – Ладно, пойдём сначала. Как думаешь - «Пон-» или «Пан-»?...

- Я думаю, зря мы схватились за этот заказ, - говорит Лиана. – Может, проверочное слово будет «пончик»?

- Не исключено, - говорит гравёр. – Тогда пишем «Пон…»

- Стойте! – говорит Лиана. – А если проверочное слово «панда»?

- И это не исключено, - говорит гравёр. – Тогда я напишу «Пан…» Но если я из-за тебя запорю мраморную плиту за двадцать кусков…

Здесь между старым и молодой коллегами произошёл небольшой производственный конфликт. Менеджер Лиана заявила, что Степанычу должно быть стыдно - тридцать лет малевать памятники и не знать, как пишутся обычные русские имена!

На это Степаныч возразил, что он не профессор, а скромный гравёр-оформитель. Он готов воплотить в мраморе и граните любой заказанный текст, но не обязан знать, как проверяется имя Пантелеймон – через «пончик» или через «панду». То есть стыдно должно быть как раз не ему, а безграмотной приёмщице Лиане, которая недавно окончила школу и принимает заказы на всякую непроизносимую хрень.

Некоторое время оба рассерженно молчали, пока гравёр не напомнил, что время идёт, заказчики в пути и пора, чёрт побери, предпринимать какие-то действия. Например, выбить на мраморе хотя бы фамилию усопшего.

Лиана посмотрела в бумажку и сказала, что фамилия покойного Аполлинария, мать его, Пантелеймоновича была Шилоносов.

- «Ши-» или «Шы-»? – спросил гравёр Степаныч безо всякой надежды.

Менеджер Лиана бросила блокнот и разрыдалась. Она сказала, что сегодня явно не её день, ещё немного – и она разделит участь несчастного деда, который всю жизнь мучился с такими кошмарными паспортными данными. А всему виной – планшет, который сегодня тормозит.

На это гравёр Степаныч безжалостно заметил, что Лиана отрастила корму как у морского верблюда, но тормозит ещё больше чем планшет. И если она будет и дальше валять орфографического дурака, то он снимает с себя всякие полномочия.

- Это ещё не всё, - убито сказала Лиана. – Усопший дедушка был очень культурным человеком. Говорят, он даже матом ругался лишь в исключительных случаях – когда видел по телевизору Госдуму.

- Договаривай, - сказал гравёр Степаныч. – Что уж теперь.

- Родственники сказали, что старик очень любил литературу, и просил выбить ему на памятнике рубаи Омара Хайяма…

Здесь гравёр Степаныч заявил, что сейчас сам кое-кого пошлёт ко всем Хайямам и отказывается работать с таким тупым менеджером. Он обозвал Лиану ЕГЭнутой, а она его – гравёром-старпёром.

Обстановка становилась взрывоопасной, когда Лиана вдруг в сердцах стукнула планшет об колено – и он заработал! Счастливая Лиана закричала, чтоб Степаныч срочно делал чёртову надпись, пока заказчики не приехали!

Всё пошло как по маслу. Вызвав Гугл, Лиана сразу узнала, что в имени  «Аполлинарий» первая буква - «О», и отчество «Пантелеймонович» тоже пишется через «Пон-» с проверочным словом «пончик». Хотя источник этого утверждения остался в тайне….