В первый день весны

Татьяна Цыркунова
В первый день весны мы с мужем посетили Жировицкий Успенский ставропигиальный мужской монастырь. Святой обители более пяти сотен лет. Жировицкая обитель пережила множество тяжёлых испытаний. Удивительно то, что она сохранила верность православию. Ведь власть на этой святой земле менялась многократно. Но очевидно, что суетное и временное не может ни в коей мере соперничать с Вечным...
«Монастыри — тихая пристань; они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех  к своей тишине...»
Так говорил святитель Иоанн Златоуст, поясняя мощное влияние монастырей на духовность в частности, и на общую культурную составляющую любого народа. Православие всегда чтило подвижничество, паломники посещали святые обители, чтобы побеседовать с монастырскими насельниками, благими старцами и старицами, духовно обогатиться и получить наставления   по нравственной и мирской жизни.
«Монастыри — это как бы запасные водоёмы живой воды религиозного воодушевления. Они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим...» — так говорил о монастырях почётный Экзарх всея Беларуси, Высокопреосвященнейший митрополит Филарет (Вахромеев).
Моё знакомство со святыней белорусской земли состоялось давно, ещё во времена Советского Союза, при воинствующем атеизме. Нашу семью приобщил к обители ныне уже почивший, преподаватель Минского института иностранных языков, Анатолий Мирский. Он много знал об истории знаменитого монастыря, в его квартире я увидела прекрасные иконы и книги о жемчужине земли белорусской.
Краткая история жемчужины земли белорусской такова...
Жил некогда на белорусской земле в селении Жирово вельможа Александр Солтан. Имение его окружали леса дремучие, реки полноводные, поля плодородные...
На лугах паслись стада тучные. А пасли животных пастушки — ребятишки, дети селянские...
Чудо произошло в 1470 году. В лесу непроходимом заблудились коровы. Пастухи отправились на поиски пропавших животных. Обратили внимание на необычное свечение... Подошли поближе и увидели в ветвях старой дикой груши маленький каменный образок. Сняли его и рассмотрели. Увидели изображение Богородицы на тёмном камне... Помолились и передали образок своему хозяину, Александру Солтану. Тот, едва взглянув на маленькую икону, небрежно опустил её в ларец... И благополучно забыл о найденном сокровище.
Спустя несколько дней к вельможе пожаловали гости. Хозяин в разговоре вспомнил об иконе и решил показать её. Открыл ларец, но икона исчезла... Тщательно всё осмотрел... Не нашёл ничего... Рассказал об исчезновении иконы пастухам. И те снова нашли её на старой груше. Возвратили вельможе...
Только тогда он понял, что явилось чудо...
И пообещал построить церковь на месте явления чудесной иконы Богородицы... От места явления иконы и произошло название чуда: Пресвятая Богородица Жировицкая...
Был построен небольшой деревянный храм, который сгорел в 1520 году. К великой скорби верующих икона древняя пропала...
Чудо повторилось... На камне женщина сидела...  в её руках был чудотворный образ.  Дети, возвращавшиеся из школы, увидели женщину небесной красоты с образом в руке... Так икона возвратилась к людям. На ней остался заметный след от пожара.
В 1672 году на месте камня был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне он называется Явленской церковью.
Легендарный камень сохранился и ныне он находится в храме.
Позже была построена Крестовоздвиженская церковь. Она является символом Голгофы, места страдания Спасителя.
В начале шестнадцатого века в Жировицах был основан мужской монастырь. Какое-то время в нём жили монахи греко-католического уклада.
Это был тяжёлый период насильственного обращения православного населения в католицизм.
Святым Жировицам пришлось на время стать форпостом церковной унии в Белой Руси.
Но митрополит Иосиф (Семашко) начал святую работу по воссоединению униатов Белой Руси с Православной церковью.
В 1828 году в Жировицах была создана Литовская духовная семинария,  впоследствии переведенная в Вильно. А в Жировицах оставалось уездное духовное училище.
В 1867 году завершёно строительство Успенского собора с тремя приделами. Центральный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый — в честь Покрова Божией Матери и левый — в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святого пророка и учителя Христа.
Войны наносили ущерб святой обители. Однако Богородица сохранила Свой Удел в Белой Руси.
 В 1945 году при Жировицком монастыре начали работать курсы подготовки духовных пастырей. В 1947 году курсы были преобразованы в Минскую духовную семинарию.
Это короткое изложение исторических фактов не даёт полноты картины, не перечисляет подвижников, которые своим святым трудом сохраняли и приумножали сокровища святой обители.
Цель моего труда —  коротко ознакомить читателей с чудом земли белорусской.
20 апреля 2020 года мой муж посетил с бригадой врачей-инфекционистов Жировицкий монастырь. Произошла вспышка ковидной инфекции среди семинаристов и монахов. За один день пришлось обследовать многие десятки заболевших. Кто-то из них переносил инфекцию в лёгкой форме, кто-то болел тяжело и нуждался в госпитализации. Бригада приехавших из Гродно врачей работала с полной нагрузкой. Мой муж является главным внештатным специалистом по инфекционным болезням Гродненской области.  Приходится работать сверхурочно...
К счастью, летальных исходов болезни в монастыре не было. С помощью Богородицы справились со страшной вспышкой ковида в этом закрытом сообществе.
За самоотверженный труд мужа наградили медалью «В честь 500-летия Успенского Жировичского мужского монастыря. 1520-2020». Белорусский Экзархат Московского патриархата.
В первый день весны мы приехали в Жировицы. Поклонились могиле Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вахромеева). Возложили цветы на его могилу. След, который оставил на Земле  Филарет, настолько глубок и значим, что об этом будет писать не одно поколение белорусов. Подвижник самого высокого образца, приверженец морали, чести и великого достоинства.
Встретились с семинаристами, которые собрались в актовом зале семинарии. Меня удивило отношение семинаристов к тому, что советовал им мой муж. Они слушали его рекомендации с большим вниманием. После лекции о ковиде посыпались вопросы. Семинаристов интересовали как меры профилактики, так и эффективность лечения, его результативность. Мне было приятно слушать семинаристов. В них чувствовалась культура и подготовленность.
После выступления мужа дали слово и мне. Я начала общение с семинаристами с того, что представилась и коротко рассказала о себе. Прочитала написанную мною к тому времени поэму «Жировицы». Они были несколько удивлены тем, что человек, далёкий по профессии от того, чем они занимаются, так глубоко проникся чудом появления иконы Богородицы Жировичской.
После посещения обители некая благодать снизошла на нас.
Я написала несколько стихотворений, посвящённых святой обители.
Эта святая земля заслуживает и поклонения, и почитания, и благодарности...