Ливан в гражданском противостоянии

Аникеев Александр Борисович
     Вот что пишет по этой теме Алимир Мехидиновский.

     <<Неопределенность помноженная на бессилие что-либо изменить вселяет в людей страх и отчаяние, так как психика человека рефлексирует независимо от того, насколько он мужественен и храбр. Чем дольше длится это состояние, тем больше накапливается отрицательной разрушительной энергии. Если эта энергия подогревается путем разжигания религиозных чувств, сопровождая давлением на чувство несправедливости, то  отрицательная энергия неизбежно выливается в насилие. Человек начинает искать объект для насилия и выплёскивает свои эмоции для освобождения от невыносимого гнета разрушающей злобы.

     В условиях конфессионально-общинного социума с товарно-денежной экономикой, когда жажда наживы развивается почти у всех, эта разрушающая всё человеческое энергия набирает большие обороты за счёт замкнутости общин и того, что люди друг друга заводят эмоционально и информационно несправедливостью такой экономики. которая пущена на самотёк и никем не организуется и почти не контролируется.

     Человек может долго бороться с этим поедающим его изнутри чувством растущей несправедливости в обществе и разрушительной отрицательной энергией, если он взрослый и сознательный. Хотя и он не всегда может сдерживать эмоции, особенно когда право на труд никак не гарантирует право на жизнь достойную труда, и даже зарплата пропорционально труду, согласно трудового договора, никаких гарантий не даёт.

     Рациональное мышление сменяется иррациональным сознанием, активируя правое полушарие головного мозга. Особенно подвержены выплеску отрицательной энергии молодые люди, у которых помимо прочего происходит гормональный всплеск от растущей несправедливости.

     В таких условиях происходит переход от рационального логического сознания к мифическому, религиозному и наружу выплёскиваются все старые обиды, сомнения, допущения.

     Среди представителей каждой общины появляются свои герои, которые получают лицензию на убийства под религиозными лозунгами, когда с одной стороны религиозность людей стремится прикрывать людей от насилия,  а с другой стороны насилие ищет прикрытия в религии и тогда насилие обретает ореол святости "священной войны". На передний план массового сознания выходит священная религиозная война. В христианстве эта война обретает форму «борьбы за Христа» в стремлении к единству христиан своей конфессии, в исламе она имеет форму «священного джихада» и тоже стремление к единству мусульман-единоверцев «для борьбы с неверными». И никто не думает об организации справедливой экономики для удовлетворения насущных потребностей населения страны.

     Последние годы можно наблюдать рост исламского радикализма на Ближнем Востоке и проявления воинственного кровавого джихада. Не следует при этом забывать, что и в христианстве есть традиция религиозных войн. Если в Европе последние столетия религиозные страсти давно улеглись, то в Ливане проявления воинственности у христиан были сравнительно недавно.

     В 1975 году радикальные христиане атаковали палестинцев и объявили войну палестинским группировкам. В 1982 году молодчики партии Катаиб после убийства президента Башира Жмайеля устроили кровавую резню в лагерях Сабра и Шатиля, зверски убивая женщин, стариков и детей под лозунгами христианства.

     Насилие обычно проявляется и выплёскивается не по отношению к сильному противнику, а по отношению к тому, кто наиболее слаб и кого можно убить, выплеснув всю злобу. Опыт гражданской войны в Ливане (1975-1990) об этом ясно свидетельствует.
 
     Если в 70-89-е годы объектом насилия стали палестинские беженцы, то сегодня ими могут стать сирийские беженцы. Предпосылки к этому весьма серьёзные, ибо приходилось наблюдать некоторые стычки между разгоряченными христианскими молодчиками и сирийскими беженцами. Молодые парни, христиане, самопроизвольно установили блокпост в одном поселении и останавливали сирийцев на мотоциклах, избивая их. Это было в 2017 году. Тогда вмешался один авторитет, представитель шиитского племени, сделав молодым беспредельщикам выговор.

     В период последних выборов президента Сирии в этом году (2021) колонна сирийских беженцев, направлявшаяся в Бейрут для голосования и поддержки Асада, подверглась нападению христианских молодчиков в районе Назхр аль-Кальб в прибрежной зоне.

     У радикальных христиан давно растет неистовое недовольство по отношению к сирийским беженцам. В целом, все христиане выступают за скорейшее выселение сирийских и палестинских беженцев из Ливана. Есть те, кто хотят решения проблемы мирным путём, но всегда есть и радикальные элементы.

     Не следует забывать о воинственности такой политической партии как Ливанские Силы. Помимо кедра в красном круге у них есть и другой символ - крест с заострённым в виде лезвия меча низом.

     На сегодняшний день Ливанские Силы состоят в союзе с суннитским движением Мустакбаль, которое выступает в поддержку сирийских беженцев. Харирианцам согласно их логике, выгодно усиление позиций суннитов за счёт притока сирийских беженцев, тоже суннитов. Мустакбаль и ЛС совместно выступают против Башара Асада.

     Однако укоренение сирийских беженцев в Ливане рассматривается ЛС как угроза христианам, поскольку полностью меняет конфессиональный баланс в стране. Если сегодня, в 2021 году, сохраняется некий баланс (грубо говоря, треть населения -христиане, треть - сунниты, треть - шииты), то при учёте палестинских и сирийских беженцев картина кардинально меняется, т.к. беженцы составляют по примерным оценкам около двух миллионов людей, что около половины от всех граждан Ливана.

     Натурализация сирийских и палестинских беженцев неизбежно приведет к исламизации страны.

     В этой связи становится актуальной позиция Самира Джааджаа по федерализации государства и создания христианского кантона. Для создания такого кантона (субъекта федерации) Ливанским Силам придется "очистить" территорию от мусульман, в частности от сирийских беженцев.

     Это грозит стычками и столкновениями. Например, в Библосе (Жбейль), где есть шиитское население. А также других районах, где есть беженцы.

     Сложной может оказаться ситуация в горном Ливане, где есть смешанные деревни и поселения. Противостояние может набрать обороты в Захле и окрестностях города, поскольку вокруг города растут мусульманские поселения, а также есть сирийские лагеря.

     Чем дольше длится кризис в Ливане, тем актуальней звучит идея федерализации. Чем актуальней становится федерализация страны, тем актуальней становится проявление агрессии и выплеска насилия.

     С одной стороны активность набирают политические силы, прикрывающиеся религиозной риторикой; с другой - можно будет наблюдать активизацию светских партий, у которых свои "священные войны".

     У социалистов, например, становится все более актуальной борьба за гуманизм, равноправие и социальную справедливость при развитии прав трудящихся, что усиливает их позиции в профсоюзах и в парламентах.

     В целом, Ливан планомерно погружается в фазу горячего гражданского противостояния. Если есть негативная энергия, то она неизбежно будет выплеснута. Вопрос состоит в том, как все это произойдёт и что за этим последует...

     26-08-2021>>

     Примерно то же самое можно сказать и про Афганистан.