В память об отце

Надежда Осипенко
                Об ушедших в мир иной можно
                говорить либо хорошо,
                либо не говорить совсем.

Мой отец прожил так, что плохо о нём просто нечего говорить. И это не моё мнение, дочки, которая «души в нём не чаяла» с детства, это мнение всех родственников и знакомых. Папа жил просто - по совести.
23 января 2021 года он ушёл в мир иной, мир, нам неведомый, мир духов. Он вернулся домой. Перед Новым годом у него случился инфаркт, а потом присоединился ковид и сердце его не справилось с нагрузкой. Дыхательная недостаточность, реанимация, ИВЛ. Отец хотел жить… не для себя, ради жены, внуков. Но, видимо, там, папа сможет больше, и он ушёл в свои 75 земных лет.
Родился он в многодетной семье в год окончания войны. Его старшая сестра шутила-«Ты мальчик мира, я –девочка войны (она родилась в 1941 году)». Три сестры и он, набожная мама родом из кулаков и работяга отец. Переехав в Ленинград из-под Костромы, бабушка устроилась дворником и ей дали квартиру. Маленькая трёхкомнатная квартира была тесна для всех. Подрастающие дети стремились устроить свою жизнь. Две сестры вышли замуж и уехали, отец поступил в Морскую Академию им. Макарова на полное государственное довольствие. Это было хорошее решение, его семья жила бедно.
Так проучившись с отличием в академии, отец после окончания связал свою трудовую деятельность с этим учреждением.
«В 1968 году он окончил с отличием Электромеханический факультет, затем аспирантуру ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, защитил кандидатскую диссертацию и всю жизнь проработал в родном вузе. В 70-80 годах отец работал в отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Электродвижение судов» кафедры «Электродвижение и автоматика судов» в должностях от инженера до старшего научного сотрудника. В 90-е годы перешел на преподавательскую работу на должность доцента кафедры «Судовых ядерных энергетических установок». В 2012 году был избран профессором кафедры «Основ судовой электроэнергетики», где и работал все последующие годы. Автор более 100 научных трудов, в том числе учебника «Метрология, стандартизация и сертификация» для судовых электромехаников.» - так писал в некрологе его непосредственный руководитель.
Мне и моим детям есть чем гордиться.
Но это сторона его жизни всегда была для меня загадкой и чем-то сторонним. Для меня он был просто «любимый папочка», который всего себя в свободное время отдавал семье и детям.
Естественно папа не был ангелом, не был тем, который сюсюкается, носит на руках, балует своих дочек. Он был строгий, требовательный и осторожный, «сгущал краски», везде видел опасность. В то же время, он никогда не отказывался проверить уроки или помочь их сделать, вечером шёл с нами гулять, по выходным вывозил куда-нибудь, а в магазине его можно было «раскрутить» на игрушку (за что его ругала мама). Подростковый возраст, мой характер отдалили меня от него. Его взгляды на жизнь, излишняя осторожность, требовательность, представление как должно быть, мне не нравились. Я хотела больше свободы. Быстрее выйти замуж и сбежать из этих ограничений.
Старшая сестра так и сделала. В 18 вышла замуж, переехала к мужу и отношения с папой стали спокойные (она то с ним не очень уживалась, в отличии от меня), по необходимости. Тем не менее, помощь в её сторону не прекратилась. Первый внук был окружён заботой, в последующем помощью в поступлении в Академию.
Я же, родив первенца без мужа, первые два года жила с родителями. Конечно же мой папа стал прекрасным дедом. Который все свои навыки, умения старался передать внукам. Сколько свободного времени, поддержки, помощи у меня было, благодаря моим родителям. Всё это понимаешь позже, когда становишься зрелой, оглядываешься назад и осознаёшь свою жизнь.
Моя сестра, как и большинство маленьких девочек, любя своих пап, хотят за него замуж. Я же отвечала-«Нет. Он же старый будет». При этом очень долго старалась быть поближе к папе. Я любила его слушать. Он был очень умным. У отца была хорошая память, способность долго говорить, подбирать слова понятные для ребёнка. Конечно же у меня мало что осталось в памяти, но ощущение доброй благодарности и удовольствия от этих бесед до сих пор со мной.
Взрослея, уже воспитывая своих детей, я стала обретать понимание, как мне повезло с родителями. Папа был не только интеллектуально умён, но и мудр. Конечно не всегда, идеальных людей нет. Но в вопросе взаимоотношений и сохранений хороших отношений между людьми, старался не доводить до ссор и разрывов. Искал компромисс и уступал, если ситуация накалялась.
Я всё больше и больше понимала, что папа своей жизнью давал правильные ориентиры. Честность, нравственность, трудолюбие, семья, дети, супруга, работа, ответственность, помощь, размышление, просчитать последствия-этими словами можно описать жизнь отца.
Конечно же было то, что мне не очень нравилось-контроль, но, как в последующем поняла, всё это было из-за страха, из-за беспокойства за нас.
Папа всегда заботился о своей семье. У него отсутствовал эгоизм, всё что он делал, это было с желанием оставить внукам то, что он мог бы дать. Отец всегда, даже с возрастом, брал на себя львиную долю заботы и дел по хозяйству, давая маме, с не очень хорошим здоровьем, отдых и освобождение от лишних хлопот.
Я становилась взрослее, моя семья увеличивалась, и всё больше и больше мне открывалось какой у меня отец. Он даже своей смертью позаботился о своих внуках, дав возможность моей дочки переехать учиться в город, а не ездить в училище с пригорода. Маме, его жене, быть окружённой вниманием, которого ей было мало из-за того, что у дочерей свои заботы и семьи.
В жизни было всякое, но всё это внешнее, тленное, опирающееся на эмоции и разность взглядов, интересов. Это всё не может перевесить того, что представлял из себя мой папа. Не уменьшит того наследия, который он оставил нам. Не умалит того, что он сделал для меня и моих детей, своей жене, старшей дочке и внуку, родне и своим студентам, да даже для страны. Ведь его изобретение стоит на ледоколах, без него они не могут хорошо функционировать.   
Светлая память тебе, мой дорогой и любимый папочка.