Экранизация романа английского писателя Сомерсета

Марина Геннадиевна Куликова
Экранизация романа английского писателя Сомерсета Моэма«Театр»
В юности я очень увлекалась английской классической литературой, читала все, что находила. Роман Моэма » Театр» был прочитан мной довольно в раннем возрасте и не произвел на меня никого впечатления. Поздняя любовь, по моим семнадцатилетним представлениям, совершенно пожилой дамы, показалось мне полным бредом. Ну, кто может влюбиться в таком возрасте..?

 В моей юном понимании банальнейшая история.

 Представительная , сорока шестилетняя , успешная актриса, замужняя дама Джулия Лэмберт, одна из самых известных театральных актрис Англии того времени, влюбляется в молодого клерка, бухгалтера театра , которым владеет муж Джулии, Майкл.

Жизнь полностью состоялась Джулии, у неё хорошая семья, муж Майкл, владелец и режиссёр театра , где служит искусству Джулия, взрослый образованный сын Роджер.

Предмет же любви Джулии моложе её на двадцать пять лет.

Джулия же, испытывая удивительное  обновление чувств, жизни,любви и бросается в эту любовную авантюру , забыв обо всем на свете, не помня, как говорится, себя.

Возлюбленный Джулии не бескорыстен, он принимает дорогие подарки Джулии , как данность, как само собой разумеющееся.

Кроме того , он очень тщеславен , и не стыдиться того, что сам же,не по-мужски, не держит связь с Джулией в секрете, об их связи ползут очень неприятные для Джулии слухи.

В довершении всего, возлюбленный Джулии увлекается более молодой актрисой,и имеет наглость с помощью Джулии , которая очень на тот момент боится разрыва с ним, устраивает свою новую пассию в театр мужа Джулии.

 Самолюбию влюбленной Джулии пришлось перенести два серьезных удара, во-первых Джулии узнает , что ее возлюбленный собирается жениться на своей новой пассии, молодой совершенно бездарной актриске, а во вторых , сын Джулии говорит, что полностью разочарован в матери, что он больше не верит матери и считает, что мать больше не является для него авторитетом,он считает, будто бы за теми ролями, которые  мать исполняет в реальной жизни, не осталось ничего, только одна пустота.

Роман заканчивается триумфом Джулии в спектакле, в котором дебютировала молодая актрисы , новая пассия возлюбленного Джулии

Джулия,собрав все духовные и эмоциональные силы, виртуозно своим опытом и талантом актрисы, убивает дебют молодой и очень самонадеянной актриски вместе с её еще несостоявшейся карьерой.

В конце романа Джулия, полностью разочарованная в жизни, в любви , в людях, в искренности   человеческих чувствах, произносит сакраментальную фразу  «Говорят: игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность».

Эта фраза очень созвучна с мнением Моруа об искусстве.

Когда вышел на экраны фильм » Театр» я побежала при первой же возможности его смотреть.

Дело в том, что мы жили с родителями в районе Риги , где в то время проживало много известных людей, и Вия Артмане, актриса главной роли фильма, была одной из наших ,правда,не совсем близких, соседок.

Фильм мне в отличиии от романа понравился значительно больше,  актерскими работами, сохранением того духа  времени, атмосферы Англии  самого начала двадцатого века , о которой я много читала и хорошо  знала и понимала.

Возможно, фильм понравился больше от того,  что стала старше с момента прочтения романа.

Режиссер фильма Янис Стрейч.

Актерский состав фильма был очень хорош. Молодой, очень в то время интересный и перспективный актер, Ивар Калныньшь исполнил роль возлюбленного Джулии, а опытный и маститый  актер Гунар Цилинский выступил в роли мужа Джулии. Удивила и очень понравилась актриса Илга Витола, исполнившая роль прислуги Джулии, «старой коровы».

Но и тогда , и сейчас считаю экранизацию романа Моэма очень удачной редкостью, когда экранное произведение становится более интересным и понятным,чем литературное.

Такие серьезные экранизации литературных произведений не забываются и не уходят в прошлое и, как правило, не бывают лучше тех, что созданы поздней.

Шедевры ни в жизни, ни в искусстве повторить невозможно.