Про суеверия

Олег Славянов-Далин
Ранним субботним утром к придомовой помойке в одном из районов Москвы, изрыгая лютую брань, подошёл обросший, обрюзгший, дурно пахнущий и потерявший всякий человеческий образ мужчина лет пятидесяти.
Знакомьтесь, - Игорь Иванович Доверяло, некогда, каких-нибудь лет двадцать-тридцать назад, богатейший предприниматель России, филантроп, похититель дамских сердец и непримиримый конкурент состоявшихся людей в борьбе за рынок и женское внимание, а теперь – «почётный» нищий города Москвы, мизантроп, похититель чужого мусора и непримиримый конкурент помоечных кошек, собак и голубей за кусок чёрствого хлеба.
Как же случилась такая перемена?! Его история достойна быть услышанной.
Игорь Иванович был остер умом, хорош собой и даровит, с уверенностью смотрел в будущее и не позволял себе застаиваться на одном месте.
Его молодость пришлась на тот период, когда всё вокруг пришло в движение, закипело, забурлило, но он не испугался шторма, а, сориентировавшись и несколько проплыв в верном направлении, вышел из пучины житейского моря прямо на живописный пляж жизни.
Одна беда: всё случилось слишком быстро, не многолетним упорным трудом, не чередой взлетов и падений, а как-то в одночасье. И Игорь Иванович, освоившись в приобретённом богатстве, стал не на шутку волноваться, как бы всё нажитое не исчезло тем же чудесным образом, каким появилось.
Питаемые страхом и неверием, на ниве его души стали очень быстро плодиться суеверия: сперва он всячески избегал встреч с черными кошками, подолгу гляделся в зеркало, если приходилось вернуться домой или в офис за забытой вещью; затем его жизнь наполнилась собранными из разных уголков мира всякого рода талисманами и оберегами, и он ни начать, ни закончить ничего не мог без того, чтобы подержать, покрутить или потеребить какой-нибудь из «аккумуляторов успеха»; наконец, он перестал спокойно спать, и его гостиная, некогда место блистательных приёмов, наполнилась всякого рода «просветленными» шарлатанами.
Одни учили его сакральной лингвистике, другие - сакральной алгебре, третьи – сакральной геометрии, четвертые – каким-то иным сакральным знаниям предков, но все вместе указывали на тленность и эфемерность бытия. И все требовали внесения богатых добровольных «пожертвований», - иные сразу и в форме предоплаты, иные - потом и как бы исподволь.
И последнее особо удивляло Игоря Ивановича, - как все эти «старые души», проповедующие ему тленность временных благ, требуют их себе в таком количестве, как будто видят впервые?! Но, как человек обеспеченный, привыкший платить всем и за всё, он своевременно вносил «пожертвования» по предложенному прейскуранту.
Он усердно определял числовые значения имён, упорно перемножал круги с квадратами, вычленял «подлинные» смыслы слов, следил за траекториями движения небесных тел, выучил наизусть модные предсказания, ходил, дышал, стоял, тянулся, но так и не приобрел утраченной уверенности в завтрашнем дне.
Страх грядущих гипотетических потрясений окончательно победил его, - впечатления перестали развлекать, сон - приносить отдохновение, еда и вино - удовольствие, а богатство – удовлетворение. Впервые со времен начальной школы Игорь Иванович ощутил себя совершенно беспомощным перед жизнью.
Не известно, чем бы всё закончилось, если бы кто-то из доброжелателей не порекомендовал выписать гастролирующего по России «просветленного» из Индии.
«Просветленный» обладал жуликоватым взглядом, прекрасным аппетитом и стремлением за умеренную плату сделать всех людей здоровыми, богатыми и знаменитыми.
Закатив глаза куда-то под лоб, индийский «просветленный» внимательно выслушал долгое повествование, а потом, глядя в лицо Игорю Ивановичу, но как-то мимо него, убедительно изрек через переводчика следующий приговор: - Временное иллюзорно, тленно и обременительно. У Вас очень старая душа. В прошлой жизни Вы были Чингисханом. Не портите карму приобретательством. Сегодня вечером за деньгами заедет мой помощник.
- А что? – подумал Игорь Иванович, - в прошлой жизни я уже завоевал половину Мира, теперь можно и отдохнуть. А, если захочу завоевать и в этой, так всегда можно вернуться и повторить.
И, проводив восвояси «просветленного», развеселился. О сохранении нажитого он больше не переживал, и впервые за долгое время уснул сном младенца.
В течение недели предприятие было распродано, во взгляде Игоря Ивановича снова появился блеск, а на лице румянец. Он принялся с азартом восьмилетнего мальчишки созерцать и смаковать жизнь, открывая заново давно забытые вкусы.
Но течение времени не замедляет своего хода: один за другим ушли из жизни его друзья и партнеры, один за другим ушли на покой все сильные мира сего, с которыми он был некогда знаком, произошли экономические потрясения в стране, - всё состояние, которого должно было хватить до старости, сперва скукожилось перед лицом новых цен и налогов, а потом и вовсе утекло сквозь пальцы. Впервые в жизни встал вопрос о продаже личного имущества.
Но Игорь Иванович не задрожал, не стал искать себе партнеров, понимающих сегодняшний день, а просто доверил свою жизнь очередному модному столичному «просветленному», который, посмотрев куда-то в глубину хрустального шара, заверил, что в сложившейся ситуации не о чем переживать.
Услышав вожделенные слова, сверившись с гороскопом и потеребив все имеющиеся в его распоряжении талисманы, Игорь Иванович вспомнил, что в прошлой жизни он был Чингисханом, собрал имение в кулак и сделал уверенный шаг в житейское море.
Случается, что мореплаватель, давно не выходивший в море, интуитивно находит благоприятное подводное течение, и приходит к бухте изобилия без существенных потерь, но бывает, что на месте, где некогда пролегало течение, мореплавателя встречает водоворот. Так Игорь Иванович оказался на улице и без гроша в кармане.

- И что же?! – возразите Вы, - Человек потерял всё. Грустно, конечно, но чего же в этом удивительного?
Иные скажут, что причиной всему - вера в суеверия, иные – самоуверенность, иные – доверие шарлатанам всех мастей. Возможно, кто-то сможет указать на какие-то более фундаментальные причины.
Но меня поражает другое: Игорь Иванович потерял состояние довольно давно, нет человека, помнящего его лучшие годы, о нём не снято ни одного фильма, ни одной телепередачи, ему не посвящено ни одной статьи, даже маленькой заметки.
Так почему же сейчас у него так много последователей среди наших соотечественников? Отчего столь многие из нас доверяют свои жизни шарлатанам всех мастей?