Письмо в никуда. Эпилог

Владимир Федулов
     И после всего мистического цикла, связанного с потусторонней перепиской и иной реальностью, пусть выдуманной нашими современниками, а то и ( кто знает?) реально- петровской, -  просто так уйти, хлопнув дверью? 

     Нет, это не по мне!
    
     Все-таки жил реальный человек загадочной судьбы - советский писатель Евгений Петров (Катаев) -  дружил и любил, вдохновенно творил и  достиг общенародного признания, ценил жизнь, друзей  и воевал за свою Отчизну...
     На месте его гибели в  1942 году, когда над Ростовской областью разбился тот боевой самолет, установлена памятная табличка…
    
     Но мистика, связанная с Евгением Петровым, не покинула его и за гранью жизни. Пусть не из Новой Зеландии, но  письменный ответ после своей внезапной гибели он все-таки получил – и не от анонима, а от  друга и сослуживца, тоже известного  писателя Константина Симонова!
                *  *  *
      
       ПАМЯТИ  ДРУГА –
       эпилог

     Но вернемся в то тревожное время 1942 года, когда под Ростовом у села Маньково разбился военный самолет, на котором погиб военный корреспондент батальонный  комиссар Евгений Петрович Петров ( Катаев). Из 11 пассажиров, спавших во время полета, погиб лишь один  проснувшийся к тому времени писатель Петров, который  почему-то именно в момент удара о землю  встал со своего места и прошел к кабине пилотов. Как свидетельствовали его попутчики, не сойди он со своего места, тоже остался  бы  жив…

    А так  вместе с ним погибли пилот и штурман самолета.

    Вот свидетельства очевидцев тех событий:

     • Санитарка Антонина Захаровна Дудина –
    « Все, кто остался в живых, находились в тяжелом состоянии. Наши врачи сделали все, что смогли. Наложили швы, шины на переломы, провели операции.
    Хорошо помню  Петрова. В гимнастерке, в галифе с красными кантами. У него не было видимых повреждений, кроме пролома височной кости…».

     • Житель села Маньково Иван Пантелеевич Онуфриенко –
     « Тела погибших привезли на полуторке. Борта машины были открыты, три гроба обтянуты черным.
        Играл военный оркестр, говорили прощальные речи, люди плакали…Солдаты дали прощальный салют.
        Было несколько незнакомых людей. Некоторые выступали. Рядом шептали - брат приехал…».

    (Валентин Петрович Катаев – старший брат Евгения, известный советский писатель, автор книг «Сын полка» , «Время- вперед» и др. После войны возглавлял журнал «Юность», заслужил звание Героя Социалистического Труда, но посмертной знаменитостью не стал.
     В новой России его считают циничным служителем  советского режима, а все награды и регалии – «выцарапанными» у властей ценой унижений и предательства! Мол, он ценил в жизни лишь деньги, угоду властям и собственное благополучие, что позволило ему без ущерба для карьеры  шагнуть из белой гвардии в красную и  коленопреклоненно служить новому режиму).
       Не время и не место обсуждать сии метаморфозы, но мистики в биографию его младшего брата Евгения это добавляет.

      Знаменитый писатель Евгений Петров был похоронен 6 июля 1942 года в  селе Маньково, что севернее Ростова. Слева от него похоронили пилота самолета, справа – штурмана. Поскольку над селом кружили фашистские самолеты и могли бомбить, обелиски на могилках ставить не стали -  просто на холмики положили полевые цветы.

       А через несколько дней, 12 июля, в село Маньково вошли немцы… Они сравняли с землею могильные холмики, проложив по ним дорогу.
       
      Но уже 19  декабря село Маньково было освобождено. Местные жители восстановили могильные холмики. Над захоронением Петрова установили фанерный памятник.
 
     Фамилии похороненных рядом с ним летчика и штурмана того самолета  по сей день остаются неизвестны …
               *  *  *
   
   Очень тяжело переживал  гибель фронтового коллеги и близкого друга фронтовой корреспондент писатель Константин Симонов, который посвятил в 1942 году памяти Евгения Петрова поэтические строки, шагнувшие в наше время.

   Да извинит меня читатель, но не могу удержаться, чтобы не напомнить их здесь. Итак, Константин Симонов – «Смерть друга»,  письмо к нам из  1942 года:

«Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, заметен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано  друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего.
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук тот груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к Победе донесет!».
        _______

Все  в точку и лучше не скажешь!
Про Петрова, Симонова, наших фронтовиков…
Именно так мы и прошли через все испытания, мистику и свершения той войны  к светлой и великой Победе!
              *  *  *
   
    После войны, в 1952 году, на месте захоронения Евгения Петрова в центре села Маньково, неподалеку от церковного храма Х1Х века, был торжественно установлен высокий памятник из розового гранита. На стеле рядом с портретом писателя выбиты слова « Писатель Е. Петров ( Катаев) погиб на боевом посту в годы Великой Отечественной войны. 30.Х1-1903 – 2.УП-1942 г.».

   А наше повествование хотелось бы закончить пророческими словами одного из литературных героев Ильфа и Петрова: «Жизнь прекрасна, несмотря на недочеты»! У кого их нет - недочетов?

   И пусть советский писатель Евгений Петров еще долго смотрит нам в душу со своего красочного портрета, представленного в этой главке, завершающей  цикл  приключений его загадочной судьбы…
       ____________

Фото из интернета