Чем гордость от ЧСД отличается?

Роман Дудин
    Чем отличается гордость от чувства собственного достоинства? Все понимают по-разному. Для кого-то гордость явление негативное, а для кого-то и позитивное. Например, «Мы гордые – мы не встанем на колени!» подразумевает, что кто-то другой в определённой ситуации встал бы, а мы нет, потому, что мы как бы чем-то лучше. А вот если «гордость помешала извиниться», это значит, что слишком уж заносчиво оказалось нежелание в чём-то умалять своё значение, чтобы ради этого хватило сил признать что-то невыгодное, пусть даже это была бы и правда.
    Неоднозначная штука получается, гордость – что-то такое, в отношении чего всегда подразумевается, что она есть не у каждого, а вот хорошо оно или плохо, все думают по-разному. С чувством собственного достоинства (далее – ЧСД) иначе: если у человека есть ЧСД соответствующего уровня, а агрессивные силы от него требуют встать на колени, то ЧСД не позволит ему это сделать, так же, как и гордость. Но вот если человек в чём-то действительно неправ, и в где-то требуется извиниться, то здесь оно препятствием не станет, каким бы сильным оно не было. Ему может быть неприятно, оно может быть будет уязвлено, но оно заставит себя это сделать. Потому, что, если оно этого не сделает, оно потеряет что-то такое, что, собственно, и делает чего чувством собственного достоинства. Адекватность понимания – это часть достоинства, и терять свою часть адекватное достоинство не захочет. Гордость же с адекватностью не всегда идёт рука об руку. Она предпочитает видеть себя безошибочной, и через это убеждение ощущать свою максимальную значимость.
    Чем отличается гордость от чувства собственного достоинства? Я бы объяснил так: ЧСД – это то, что может быть у каждого, и адекватная реализация чего оставит столько же места для реализации того же самого для всех остальных. Т.е., если человек не встаёт ни перед кем-то на колени и ощущает своё достоинство в этом, это не помешает никому другому вести себя так же. И если человек допустит ошибку, но признает свою неправоту, то это не умалит ничьи возможности поступать аналогично. С гордостью немного иначе. Если гордость помешает извиниться, тогда чьё-то оскорблённое достоинство останется без удовлетворения (ну или чья-то гордость). И с не вставанием на колени тоже нюанс есть – гордость подразумевает свою особенность в том, что она в данном случае не такая, как другие, а если все будут одинаковыми, она почувствует некое умаление. И она бы не захотела, чтобы все оказались такими, и возможно, если бы это от неё что-то зависело, что-то сделала для того, чтобы все не могли быть такими, какая она.
    В этом суть гордости – она всегда хочет того, чего на всех не хватит. Ей требуется больше места под солнцем, чем нужно ЧСД, чтобы оставить остальным каждому по столько же. Она хочет быть первой. Она хочет быть лучшей. Она хочет быть элитой. Она хочет быть в центре внимания – чтобы все уделяли ей то, чего всем уделить не хватит. ЧСД потенциально бесконфликтно; гордость ведёт к конфликту интересов.
    Крайняя форма гордости – гордыня. Это ощущение себя самым-самым. Настолько важным, что своё существование и интересы имеют приоритет перед существованием и интересами всех остальных. Гордыня всегда конфликтует со всем в остальных людях, кроме такой же крайней формы мазохизма – желания пресмыкаться, служить, и беспрекословно раболепствовать перед ней. А просто гордость – это более умеренная форма потребности в свое самости. Не самая бескомпромиссная, но зато более удобная для большинства гордецов.
    Есть одно явление, связанное с гордостью, называется словом «гордиться». Гордиться – значит, придавать себе какое-то дополнительное значение в связи с объектом гордости. «Я горжусь тем, что я / мой брат / друг / соотечественник то-то…» Вот я горжусь тем, что у меня самые высокие показатели в работе. Вот я горжусь тем, что у меня больше всех лошадиных сил под капотом, вот я горжусь тем, что побывал там-то (где другие не бывали), и т.д.. Это значит придавать себе (и рассчитывать на получение от других) какого-то особого значения в связи с тем, что имеешь то, что говорит о том, что у тебя есть какие-то особенности, которые нужны, чтобы это заиметь.
    Придаванием значения себе в связи со своими достижениями гордость не ограничивается. Она иногда хочет гордиться достижениями других. «Я горжусь тем, что мой брат – чемпион. / Я горжусь тем, что мой друг – влиятельный человек. / Я горжусь тем, что мой соотечественник совершил подвиг и всем показал, что мы…», и т.д.. Отличился другой, но значение в связи с этим ты придаёшь и себе. Тут весь вопрос в адекватности оценки своей роли.
    Вот допустим, ты гордишься тем, что твой родственник – звезда. И он в лучах славы, а ты в тени. Но только вы вдвоём знаете, сколько ты для него сделал, чтобы у него всё получалось. Сколько ты болел за него, верил в него всей душой (когда никто не верил), сколько ты помогал ему, подбадривал, подкидывал идеи, убеждал, что ему надо идти вперёд и у него всё получится (когда даже он сам сомневался), сколько ты помогал решать ему вопросов, которые были на его пути восхождения. Сколько ты находил для него нужных контактов. Сколько ты помог найти ему выгодных предложений. Сколько его славы существует благодаря тебе – это может быть, он сам даже до конца не знает, а вот ты знаешь. И вот ты придаёшь себе в связи с этим какую-то значительность.
    Или, допустим, ты гордишься тем, что твой друг – влиятельный человек. Ну тут тоже можно понять – серьёзный человек с кем попало дружить не будет, так что, если ты сумел такого себе в друзья заиметь, значит, ты тоже чего-то да из себя представляешь. Но вот допустим, твои соотечественники в прошлые времена совершили какие-то подвиги.– какая значительность в связи с этим должна тебе обрыбиться? Зачем гордиться чужими подвигами? Чужие подвиги можно уважать, почитать, прославлять, но гордиться то тут причём?
    Хочешь уважить – уважь. Хочешь воздать должное – воздай. Хочешь прославить – прославь. И воздай столько, сколько нужно, и прославляй столько, сколько считаешь правильным. Вот только гордиться не надо. Ты пришёл к чужому кургану славы – возложи то, зачем пришёл. А себе в карман с него ничего не отсыпай. Гордиться надо своими достижениями. И работать над тем, чтобы они были.
    Впрочем, гордиться чужими достижениями чаще всего проще, чем работать над своими – это понятно. ИМХО.