Кому сказать спасибо? Конец

Магда Кешишева
   Итак, Нижний Новгород отмечает 800-летний юбилей вместе со всей огромной страной. Как много счастливых лиц - на сцене и в зале! Смотрю, слушаю и на душе такая благодать, словно нет в мире ни пожаров, ни наводнений, ни падающих самолётов, ни звуков выстрелов, ни больных детей ...

   И вдруг - волшебная музыка Грига, "Песня Сольвейг" и "белоснежный" танец замечательного Сергея Полунина. Стало интересно - где музыкальные истоки великого
норвежца, кто привил ему любовь к музыке, дал ему первые уроки, кто первый заметил его дар и предрёк судьбу композитора.

   Григу посчастливилось родиться в благополучной семье, где царили любовь, взаимоуважение и взаимопонимание. Отец мальчика общительный и добродушный, был консулом и общественным деятелем и при этом любил литературу и музыку. Может показаться удивительным, что он руководил домашним театром министра юстиции и писал для него пьесы.
   Мать Грига - прекрасная пианистка и дирижёр, каждую неделю устравала дома музыкальные вечера, на которых исполнялись отрывки из опер, пел хор, выступали музыкальные ансамбли. Маленький Григ рос в атмосфере  музыки, а с шести лет мать давала ему первые фортепианные уроки. В дальнейшем он говорил, что музыкальное дарование унаследовал от матери...

   Одним из источников любви к музыке для юного Эдварда стала народная музыка, народные песни, игра народных скрипачей, рокот северного моря, суровая природа Норвегии.

   Огромное влияние оказал на Грига гений норвежского скипичного искусства Уле Булль. Григу было 15 лет, когда Булль прослушал его импровизации и сказал: "Ты должен поехать в Лейпциг и стать музыкантом". Булля Григ называл "волшебником", а слова его стали добрым напутствием для него...

   Григу везло на хороших, добрых людей. Одним из них был великий  Андерсен, лирическая поэзия которого была родственна Григу. Андерсен чутко отнёсся к молодому композитору, высоко оценив его дарование. Встречи с Андерсеном много дали Григу: он лучше понял народную жизнь и душу народа. Вдохновлённый поэзией Андерсена Григ создал романсы и фортепианные пьесы...
 
   Удачей была и жениьба Грига на Нине, музыкальный талант которой сразу взял его в плен: девушка прекрасно играла на фортепиано и пела. Правда, обе семьи не одобряла этот союз, т.к. во - первых, Нина была двоюродной сестрой Эдварда, во - вторых, материально он, сочиняюший музыку, как они считали, "для несуществующих слушателей", был не обеспечен...

   Несомненной удачей было знакомство Грига с выдающимся норвежским  композитором Рихардом Нурдроком, энтузиастом народной музыки, автором гимна Норвегии. Григ считал, что именно Нурдрок укрепил в нём веру в свои силы, в своё призвание. Григ был застенчив и робок и уверенность в успехе, которую подарил ему Нурдвок, была для него самым нужным лекарством...

   Особая страница в биографии Грига - знакомство с великим Листом. Испытывая материальные трудности, Григ решился хадатайствовать о материальной помощи, не надеясь, однако, на успех. И в это время, совершенно неожиданно, руку помощи протянул ему Лист, с которым он не был лично знаком. В письме Лист дал высокую оценку самобытному таланту Грига и в очень тактичной форме предложил ему помощь и всяческую поддержку. Это письмо сыграло огромную роль в дальнейшей судьбе Грига: и материально ему помогли и общественное мнение  изменилось в его пользу. А уж встречи с живым, артистичным и обаятельным Листом, его совершенная игра, внимание и дельные замечания, навсегда покорили Грига. Напутствие Листа - "Продолжайте! У вас для этого есть все данные. И не позволяйте себя запугивать!" - Григ помнил всю жизнь. Лист никогда не забывал Грига: следил за его творчеством и широко его пропагандитовал...

   Кто же не знает великого норвежского драматурга Генрика Ибсена, его пьесы и стихотворения! А уж в Норвегии он знаком каждому с детких лет. Григ, тогда ещё мальчик, слышал про Ибсена, пьесы которого шли на сцене Национального театра. Но знакомство и творческое содружество двух великих норвежцев произошло много позже и было непростым. Оба, щедро одарённые  природой, почитаемые и уважаемые, они были диаметрально противоположными личностями. Насколько Григ был общителен, дружелюбен, отзывчив, настолько Ибсен - холоден, саркастичен, резок, угрюм и язвителен. Но Григ обладал способностью расшевелить собеседника. И ему удалось сделать Ибсена общительным и весёлым, проявить спрятанные где - то глубоко фантазию и блестящий юмор. Произошло это не сразу, но привело к частым встречам, жарким беседам о простом и возвышенном, совместному слушанию народных музыкантов...

   А начиналось всё с обращения Ибсена к Григу с просьбой написать музыку к его драматической поэме "Пер Гюнт", которую он готовил к постановке. При этом он поставил такое количество условий, что, ознакомившись с ними, любой современный композитор тактично отказался бы, а про себя послал бы автора куда подальше.
   Самым подробнейшим образом Ибсен изложил, что, и как должен сделать Григ. Указания Ибсена относились всех пяти актов: где мелодекламация, где речитатив, где свадебная плясовая, где пением изобразить птичьи голоса, где колокольный звон и пение псалмов, где громкие аккорды, где тихие голоса, где американские, английские и французские мелодии, где хор, где пение псалмов, где колыбельная ...

   Понимая всю сложность задачи, Григ, тем не менее, дал своё согласие, полагая, что быстро справится с поставленной задачей. Обычно он даже сложные произведения заканчивал за несколько дней. Тут было всё иначе. Над сюитой к драме Ибсена Григ работал несколько месяцев, но это было оправдано. Музыка Грига дала "Пер Гюнту"  вторую жизнь и способствовала его мировой славе.
   А последняя "Песня Сольвейг" - вершина, совершенно невероятая музыка, дарящая наслаждение и навсегда покоряющая слушателя.
   Послушайте ещё раз её и погрузитесь в бездонный мир удовольствия ...