1964 г. Школьный поход в крымские горы

Вадим Качала
На фото вид на Ялту с Ай-Петри (фото из Интернета)

В Евпатории после окончания 10 класса мне хотелось сводить ребят в поход по крымским горам, поскольку многие из них там не были. Я был в горах дважды. Дополнительно перечитал всю литературу и ясно представлял, куда можно сходить.

С походом возникали две проблемы: достать экипировку и собрать ребят.
С экипировкой была серьезная проблема. Палаток, спальных мешков и рюкзаков ни у кого не было. Единственное место, где их можно было взять в аренду – это турбаза в Симферополе. Я съездил в Симферополь взять хотя бы рюкзаки. Сначала их не хотели давать, потом дали, но у меня было только два рубля, а надо было 10 рублей, поэтому потом пришлось платить в двойном размере. Так что мы собирались в поход без палаток и спальных мешков.

О планируемом походе я известил всех ребят, но почему-то наибольшее желание проявили девушки. Последние дни перед походом бегал с утра до вечера, собирая группу. Несколько раз группа разваливалось и собиралось снова.

Планировалось, что мы пойдем в поход без учителей, но девчонки сказали, что они не пойдут без взрослого руководителя, а еще вернее, их не пускают мамы. Я стал искать учителей, которые согласились бы пойти с нами в поход. Но все отказывались. Согласился только учитель географии Николай Романович. Сначала он дал согласие, но на следующий день сказал, что не сможет поехать, и чтобы я говорил всем, что он идет с нами в поход, но выедет позднее. Пришлось оббежать всех девочек и успокоить (обмануть), что учитель с нами будет.

Второго августа мы выезжали рано утром. Окончательно нас набралось 11 человек: четверо парней и семь девочек. Мы поехали в следующем составе: Боря Лисицкий, Валя Кучеренко, Галя Подколодная, ее брат Витя, Люда Воронина, Таня Кудряшова, Нина Логвинова, Роза Шойхет и Борин сосед – Жорик.

На автостанцию пришли родители провожать некоторых девочек. Пришлось им еще раз сказать, что Николай Романович поедет попозже, так как ему надо проводить дочку.

Мы разместились в автобусе, и я решил включить свой ламповый переносной радиоприемник «Турист». Но он не работал – корпус автобуса не пропускал радиоволны к внутренней антенне. Тогда Люда Воронина собрала у девочек шпильки и сделала внешнюю антенну.

2-х часов в дороге и мы на Южном автовокзале в Симферополе. Я пошел и купил билеты на автобус до села Соколиное, который отправлялся часа через четыре. Девочки удивились, что мы не дожидаемся Николая Романовича. Пришлось сказать им правду. На меня все враз набросились и стали ругать, почему я не сказал это сразу. Некоторые собрались уехать домой, но, в конце концов, все поехали в Соколиное. 

Два часа в пути, и мы в Соколином. Красивейшее место – село в долине, окруженной горами. Описывать можно много и долго (лучше прочитать на просторах Интернет). Мне это место хорошо было знакомо, так как мы здесь жили целую неделю классом, когда я учился в другой школе. Нам надо было заработать деньги на поход, и мы работали на уборке лепестков чайной розы.

Как только мы вышли из автобуса, меня подозвал мужчина и сказал передать Люде, чтобы она переодела шорты, а то ее оштрафуют. (О времена, о нравы! Как мы были запуганы Строем: послать бы этого мужчину подальше, но мы послушались. От этого унижения до сих пор противно. Мы не очень даже задумались – кто мог нас оштрафовать в горной деревне).

Сначала решили подняться на Орлиный залет (гора Седам-Кая, высота 1026 м). Ориентировочно маршрут от Соколиного занимает 6 часов. Пошли по шоссе Бахчисарай–Ялта. По дороге справа должна начинаться тропа на гору, но туда ведет несколько пешеходных маршрутов, и все они подразумевают довольно крутой подъем. В то время маркировки маршрута мы не обнаружили и выбрали тропу по наитию.

Стали подыматься по тропе, подъем был очень тяжелым: я часто вытаскивал Розу за палку. Прошедший дождь еще сильнее осложнил наш путь. Периодически мы сбивались с тропы и просто карабкались по склону. Наконец, добрались до пещеры Данильча-Коба (карстовая пещера-грот с куполовидным сводом высотой до 5 м, площадь 12;14 м). Там было озеро глубиной около 2 м и много маленьких озерков, с потолка капало, вокруг было сыро. Сыро и мокро было везде вокруг, так как до нашего прихода прошел дождь.

Развели костер из полусухих веток. У нас не было ни палаток, ни спальных мешков, а только шерстяные одеяла. Спать решили сидя на рюкзаках в пещере. Люда с Борей и Жорой ушли спать в сторону от пещеры под карнизом. Девчонки тут же стали осуждать Люду за ее поступок (осудил ее и я). Мы покрыли камни влажной травой, на которую сели, обернувшись одеялами. Сначала мы сидели, потом легли, так как все решили, что лучше простудиться, чем не спать. Я спал 1,5 часа. Некоторые вообще не спали, а другие спали около 6 часов.

Утром позавтракав, разведали окрестности и недалеко от пещеры обнаружили тропу, ведущую вверх. Далеко по тропе не стали подыматься, а решили спускаться. Спуск был тяжелее подъема, ноги непрерывно скользили. Девочки очень часто садились и ехали на пятой точке. В результате кое у кого протерлись штаны. Периодически моросил дождик.

Спустились на шоссе и пошли в Соколиное не выспавшиеся, не просохшие, раздраженные. Нашли летнее кафе, где решили плотно поесть и обсудить, что же делать (куда идти) дальше. Шел дождь, поэтому в Большой каньон идти нельзя, да и ночевать на природе под дождем  без палатки – не самое приятное дело. Были пораженческие предложения возвращаться домой, но были другие предложения: ехать в Севастополь или Ялту. Вопрос на чем? Из Соколиного нет автобусов ни в Ялту, ни в Севастополь. Пока спорили, дождь перестал и настроение улучшилось.

Решили идти до Ай-Петри пешком (22 км), а там искать ночлег. Прикинув нашу среднюю скорость около 5 км/ч, вычислили, что на вершине мы будем часов через 5. Оптимисты! Не учли, что дорога идет в гору, да и девочки не имели опыта ходить с рюкзаками. За первый час прошли около 3-х км, начался дождик. Скорость замедлялась. На седьмом километре нашего подъема нас догнала грузовая машина. Мы проголосовали и нас взяли! Мы ехали в кузове, накрывшись от дождя брезентом. Так мы доехали до плато (яйлы) Ай-Петри. Спрыгнули с кузова и пошли по плато, а машина развернулась и поехала обратно (мы так и не поняли куда же она ехала). Мы почему-то не заплатили шоферу (было очень неудобно, хотя об оплате проезда вообще разговора не было).

Было около 6 часов вечера, на плато солнечно и ясно. Плато представляло собой холмистую поверхность почти без растительности. Среди камней развели костер и стали готовить ужин. К нам подошел мужчина с мальчиком лет 8, и попросил покормить его горячим. Они путешествуют из Севастополя, но горячей еды давно у них не было. Мы все вместе поужинали, и они подсказали нам место ночевки. Пошли к южному обрыву Ай-петри. По карте выходило, что до Ялты 8 км – неужели на спуске мы не дойдем до нее за пару часов? (Мы попали в Ялту на вторые сутки). Пока мы любовались Ялтой с вершины и готовились к спуску, к нам подошел парнишка и сказал, что у его дедушки есть место для ночлега.

Мы пришли к большому сараю, вдоль стен которого были расположены деревянные сплошные настилы. На них лежали школьные маты – это и были спальные места. Мы били и такому рады: не на земле, не под дождем. Там можно было бы разместить около 20 или более человек. Заплатили по 30 копеек за человека и легли на свободные места.

Только мы более ли менее расположились и даже немного уснули, как включается свет и в сарай вливается толпа цыган. Они долго гомонились, мешая нам нормально заснуть. Ночью перед рассветом мы встали, чтобы посмотреть восход солнца – то, ради чего приезжают сюда экскурсанты.

Когда мне было около 10 лет, была экскурсия в Ялту от нашего санатория. Мы ехали в кузове санаторного грузовика, повторяя наш маршрут. При подъеме на Ай-петри по серпантину меня сильно укачало, а поскольку при спуске в Ялту нас ждал такой же серпантин, то был настроен остаться на Ай-петри. Но спуск, хотя и был еще более извилист, для меня прошел хорошо. На Ай-петри мы ночевали в коридоре гостиницы, а перед рассветом уже были на смотровой площадке Ай-петри и наблюдали восход солнца, которое плавно выплывало из моря. В этот раз не повезло – небо было затянуто тучами.

Утром стали спускаться в Ялту. Она хорошо просматривалась с горы, и как нам объяснили, по прямой до нее около 8 км. Мы прикинули, что к обеду, в худшем случае к вечеру, будем в городе. Но…

Пошли не по серпантину (около 30 км), а по тропе. Нам казалось, что мы быстро пройдем 8 км (по прямой!), но тропа то спускалась вниз, то снова подымалась вверх. Спуск был очень тяжелым, местами тяжелее, чем на Орлином залете. В одном месте пришлось спускаться почти по вертикальной стене, держась за арматурную проволоку метров 6–8. Часть девчонок отказалась спускаться, когда все остальные уже были внизу. Некоторые заплакали и сказали, что пойдут назад, но, после уговоров, со страховкой все же спустились.

По пути на высоте 848 метров над уровнем моря нам попалась Серебряная беседка, построенная в 1894 году в честь окончания работ по сооружению крупной дороги, соединяющую Ялту и Бахчисарай. Около беседки нас задержал лесник и предупредил, что здесь нельзя разводить костры, а нам уже хотелось есть. Лесник предложил проводить к водопаду Учан-Су. Водопад был неинтересным – летом он представлял собой струйку воды, лившуюся с горы.

Лесник предложил заночевать в его доме и приготовить во дворе на костре пищу. Люда и Галя стали варить вермишель, но они сначала насыпали вермишель, а потом залили холодной водой и стали варить. Получилась каша, которую пришлось выбросить. После этого сварили картошки, добавили тушенки и пообедали-поужинали.
Спать девчонки легли на кровати и на двух раскладушках, а мальчики на полу.

Утром, позавтракав, мы продолжили спуск в Ялту. К обеду наконец вышли на набережную. Я пошел к моей двоюродной тете Наде, которая жила в центре Ялты. Тетушки не оказалось дома, и мы сели на катер и поехали в пгт Никита, где располагался Никитинский ботанический сад. Там мы перекусили в кафе около пляжа, после чего стали купаться. Я тем временем пошел искать жилье. После длительных поисков нашел одну комнату, в которой нас согласились разместить, правда там была всего 1 кровать.

Вечером через дырку в заборе мы забрались в Ботанический сад. Сад располагался на склоне горы и тянулся от трассы Ялта–Алушта почти до моря. Мальчишки пошли вверх, а девчонки осматривали нижнюю часть сада.

Ночью три девочки спали на кровати, а все остальные на полу.

Утром я всех отпустил на все четыре стороны, а сам с двумя ребятам поехал в Ялту к тетушке, но ее опять не было дома. Мы проехали по кольцевой линии ялтинского троллейбуса. После обеда сидели на набережной, когда мимо нас проходила тетя Надя, которая, узнав меня, пригласила нас к ней домой. Там я наконец-то побрился, а то за 4 дня сильно зарос.

Утром все поехали на катере до Алушты, где пересели на троллейбусе до Симферополя. Из Симферополя на автобусе добрались до Евпатории.
Походом все остались довольны, даже девочки, которые сначала не хотели ехать без учителя.

В целом поход мне понравился, но стоил больших нервов, что закаляло меня как будущего руководителя.

Продолжение: http://proza.ru/2022/01/12/1588