Дневник писателя. Рай и ад

Полина Ребенина
Несколько лет назад я написала книгу под названием "Шведский рай". К этому времени я прожила в Швеции уже около 20 лет, и жизнь шведскую представляла очень хорошо. Не просто представляла, но прочувствовала ее изнутри, такой, какой никогда не увидят ее веселые туристы, приехавшие за границу на 1-2 недели, или даже на месяц, чтобы отдохнуть. Я хорошо знала не только эмигрантское существование, но и жизнь коренных шведов, так как работала врачом, а врачу рассказывают все, ведь болезни часто непосредственно связаны с образом жизни.

К этому времени я уже знала, что за благополучным, зажиточным фасадом скрывается жизнь трудная, однообразная, скучная. Работают все и очень много, самая страшная трагедия для шведа - это потерять работу. Ведь это означает потерять жилье, которое приобретено за огромный долг в банке и потерять необходимые средства на жизнь. На социал лучше не надеяться, его выплачивают неохотно и в самых скаредных размерах. Знала я, что за притворными шведскими улыбками часто кроется отчаяние и нежелание жить.

Однако шведы, узнав о написанной мной книге недовольно меня спрашивали:
 - Ты что подразумеваешь "шведский рай" - в кавычках?"
 - Ну, конечно же,- отвечала им я,- а как же иначе"   

Шведам это не нравится, ведь они - народ сплоченный и патриотичный, на свою страну жаловаться не станут, как бы трудно им не жилось. А ведь в Швеции огромные налоги, самые высокие в мире, от зарплаты отчисляется в государственный бюджет до 58 %. На все непомерно высокие цены- на жилье, на еду, на электричество, на воду, на мусор.. Труднодоступная медицинская помощь, плохое образование.. Однако шведы ругать свою страну не станут, особенно перед иностранцами. Это здесь- табу. Они будут всегда улыбаться и повторять внушенную с раннего дества мантру: "Швеция- лучше всех". 

А в России- все наоборот. Живут люди хорошо, но постоянно жалуются, все им не так. Поэтому, если бы я написала о России подобную книгу, то назвала бы ее "Русский ад". Ад, конечно же в кавычках. Все познается в сравнении, но русские люди судят поверхностно и любят свою жизнь и страну ругать. Все им не так - и жизнь плохая, и президент не тот, и правительство, и местная администрация не устраивают. Ведь наверняка, что все - воры, и бедному россиянину это обидно и немного завидно. Русские люди ноют, что денег им не хватает, при том, что многие не работают, и на работу устраиваться не желают. Как мне заявил один неработающий молодой человек 28 лет: "Не хочу я на дядю горбатиться".
"Горбаться тогда не на дядю, а на себя, открой предприятие, придумай интересное дело, работай, трудись, а не спи до 12 часов каждый божий день"- в сердцах хотелось сказать ему. Молодежь болтается без дела- играет в компьютерные игры, курит, пьет, кто-то живет за счет родителей, кто-то за счет бабушки-пенсионерки. Даже семью заводить не хотят, ведь это значит взять на себя ответственность, а возможно, что на работу устраиваться придется. Нет, это им никак не подходит! Хотят все жить не напрягаясь, но при этом иметь кучу денег, машины, дома и т.д. А если всего этого нет, то значит, что Рашка- хуже всех! И понятия патриотизма, благородства, любви к Отчизне им не понятны. Похоже, совсем другую мантру усвоили они с детства - безразличия и пренебрежения к Родине-матери.