Кошачьи истории, и не только...

Надежда Турчина
Сегодня мир сильно изменился, изменилась и кошачья жизнь, прежде всего в городах. Кошки (собаки и другая живность) стали для многих домочадцев дорогими членами семьи, а для одиноких людей спасением от одиночества. Кошек холят, лелеют, покупают различные аксессуары, корма и т.д. Существует целый бизнес с магазинами кормов, аксессуаров, аптек, лечебниц, парикмахерских по уходу за домашними питомцами. Сейчас, наверное, даже в небольших поселках есть в магазинах отделы по продаже кормов для кошек и собак. И это хорошо, но это другое существование животных, живущих тысячелетиями рядом с человеком. В своих «кошачьих историях» я расскажу о не далёком прошлом, когда не было этой мировой индустрии по уходу за животными у нас в стране. Кошки, собаки жили в доме, были членами дома, но их поведение не очеловечивали. Для них не шили специальную одежду, не водили в парикмахерские, не чистили им зубы, не стригли им когти. Это было время, когда и для людей туалетная бумага была дефицит. Я выросла в небольшом городке, где кошки считали своей территорией дом, огород, гоняли чужаков, гуляли сами по себе. Накормлена кошка или нет, за этим особо никто не следил, хорошо, если не забудут в миску положить остатков от обеда, налить молочка. К собакам было отношение, как к сторожу, охотнику, потому их всегда кормили, варили специальную похлёбку. Кошка в доме была для того, чтобы ловила мышей. Она была свободна в передвижениях и могла сама себе добыть пропитание: поймать мышек, птичек, лягушек. Были и такие в кошачьем семействе, особенно жившие у рек и озёр, умевшие ловить рыбу. При особенно тёплых отношениях, как правило с хозяйкой дома, которая их кормила, они приносили добычу и клали к её ногам.
                Мурка-труженица.
В своём раннем детстве помню обыкновенную серо-полосатую кошку. Она была большая и какая-то поджарая. Жили мы в первое послевоенное десятилетие очень бедно, кошке мало что перепадало с обеденного стола, она сама в основном заботилась о своём пропитании. Эта кошка Мурка, хотя не помню, чтоб она мурлыкала, иногда приносила хозяйке подарки: крысёнка, лягушонка, птичку и клала их перед мамой, показывая ей, что и она работает, и ждала похвалы, на которые та не скупилась. Так Мурка выражала своё отношение к дому, хозяйке. Мне было где-то четыре-пять лет, и я была одна дома, сёстры ушли в школу, родители по своим делам. Это была весна, но кое-где ещё лежал снег. Утро. Заскреблась кошка, я открыла дверь. Мурка держала в зубах здоровенную крысу, которую поймала и притащила.  Мурка осмотрелась и положила её передо мной, при этом выразительно на меня смотрела, как будто хотела сказать какая она молодец и ждала похвалы. Я это отлично помню, хотя была и маленькая. Дети и животные ещё на одной волне и потому хорошо друг друга понимают. Я же испугалась подарка и залезла на стол. Кошка ушла, крыса не шевелилась, мне надоело сидеть на столе. Я слезла со стола, любопытство заставило подойти к крысе, чтобы лучше её рассмотреть. Она была рыжая-рыжая с толстым хвостом, никогда после не видела крыс такого окраса. Смутно припоминается, что я её зачем-то завернула в тряпочку, толи уложила её спать, толи, чтобы похоронить. Как-то раньше, после грозы, мы малыши нашли раненую ласточку, пытались её оживить, но она умерла. Мы вырыли ямочку и похоронили её,  из двух палочек смастерили крест. Придя домой, родители быстро забрали Муркин подарок и выбросили его на помойку. Выходя на улицу, я видела на помойке кошкин подарок и как его клевали вороны, и мне от этого было грустно. А ещё  помню, как умирала Мурка толи от старости, а скорее всего, отравилась подтравленной крысой. Я так плакала, а мама меня успокаивала. Это была кошка-труженица, ни до, ни после этого, никакая другая кошка не умела так  расправляться с крысами.
                Кот-охотник.
Васька, большой белый с черно-серыми пятнами кот был охотником, а скорее ворюгой. Кот таскал у соседей уже довольно больших, подростков цыплят, гусят, утят и даже крольчат. Что интересно, домашнюю живность, и, даже у ближних соседей, не трогал. Уходил он довольно далеко от дома и там успешно охотился. Добычу приносил на свой огород и прятал среди кустов картошки. Как-то сосед, живший довольно далеко от нас, пришёл к отцу и потребовал отдать ему на расправу нашего кота разбойника. Кот же, как только увидел, этого соседа мгновенно шмыгнул в подпол. Отец соседу заявил: «Из дома кота тебе не отдам! Поймаешь, делай с ним, что хочешь!» Сосед: «Хитрый черт! Я уже, сколько за ним охочусь. Кролят таскает, лапой дверцы клеток открывает» Я  помню, так боялась, что папка отдаст Ваську (злому, раз хочет убить кота) дядьке. Как сосед не уговаривал отдать ему кота, отец не соглашался на эту расправу, ни в какую, чем очень разозлил соседа. Прошло довольно много времени, пока однажды тот сосед, в конце концов, выследил кота и одолел его. Где-то совсем поздней осенью он подстерёг Ваську с добычей и заколол его вилами, принёс и кинул кота к нам на двор. Мои старшие сёстры и я с ними похоронили Ваську на огороде под кустом смородины.
Иногда, характеризуя, кого-то бестолкового говорят: «Безмозглое животное». А ведь животные разные по своему поведению, по отношению к людям и даже по выразительности своей походки. В нашем небольшом хозяйстве были куры, козы с козлятами и все они со своими характерам, повадками. Да, еще однажды были кролики. Отцу кто-то подарил совсем маленького крольчонка, он был с отцовскую ладонь. Так как уже было холодно, то крольчонка держали дома. Он сильно привязался к отцу, ходил за ним следом, спал у него, как кошка, на кровати в ногах. Правда, в благодарность, погрыз тулуп, который остался у отца от той поры, когда он сторожил какой-то склад. Кролик вырос в большого красавца, был чистоплотный, в туалет ходил в одном месте, у порога. Кроля, как мы его называли, стал родооснователем всех остальных наших кроликов, и умер от старости.

                Петух-главнокомандующий.
В моём далёком детстве у нас во дворе был петух, который всех стоил, и даже людей. Вышагивал он, как генерал, смотрел на всех свысока, поворачивал голову с великолепным гребнем с каким-то высокомерным достоинством. Признавал он только отца, при нём не смел, никого обижать. Маму же он просто терпел, она ведь кормила, а нас детей строил по полной мере. Через двор мои старшие сёстры не ходили, а бегали, прикрыв чем-нибудь голову. Подружки сестёр перестали к нам приходить, боялись петуха. Я же младшенькая, просто отказывалась выходить из дома бес сопровождения. Как-то отца не было дома, а мне куда-то надо было, не помню зачем-то уйти. Петуха не было видно, и я решилась пробежать через двор. Как только я показалась, откуда-то  появился петух и напал на меня, вскочил мне на голову, стал бить крыльями и победно орать,  два  раза он несильно клюнул, скорее для острастки. Мой рёв переполошил всех, даже соседей. С этого момента я  наотрез отказывалась выходить на улицу, отцу  это надоело, и главнокомандующему пришёл конец, из него сварили суп. Во дворе стало как-то тихо, скучно, не хватало его – главнокомандующего, нашего генерала петуха.

                Гуси.
Говорят, что гуси Рим спасли, а вот меня, где-то в возрасте лет шести, чуть не заморозили до смерти. У нас никогда кроме кур не было никакой другой птицы, и вот как-то родители решили завести гусей (и мясо, и яйца, и пух). На соседней улице располагался инкубатор, где выращивали для колхозов и индивидуальных хозяйств цыплят кур, гусей, уток. Купили десяток таких милых птенцов. Из десятка выжили только шесть штук. За лето они выросли и превратились в противных, вытягивающих свои длинные шеи, шипящих и норовящих ущипнуть подростков. Для гусей в сенях выгородили угол, где был их загон за закрытой дверцей. Отец был хорошим мастером по ремонту и реставрации швейных машинок. В начале зимы к отцу пришла женщина со своей, испортившейся машинкой. Пока отец занимался ремонтом машинки, она общалась с мамой. В разговоре эта женщина рассказала о своём хозяйстве и что держит и кур, и уток, и гусей. Она вызвалась посмотреть наших гусей, чтобы понять, когда занесутся. Женщина перещупала всех гусей, засовывала им палец в анальное отверстие, после чего авторитетно заявила: «Жопы просторые, скоро занясутся, не волнуйся, хозяйка, скоро с яйцами будешь». Зимой сестра уходила в школу во вторую смену, родителей дома не было. Я должна была побыть дома одна, пока вернётся с первой смены из школы старшая сестра. Я выбежала, как была в лёгкой кофточке и юбочке, без верхней одежды, чтобы пробежать по холодным сеням несколько шагов и набросить крючок, закрыть входную дверь. Только я успела закрыть дверь, как выскочили из своего загона гуси, видимо, кто-то не закрыл плотно дверцу. Они вытянули шеи и быстро, зашипев, кинулись на меня. Я успела только добежать до деревянной лестницы, ведущей на чердак, и, как кошка мгновенно забралась на неё. Гуси расположились под лестницей. Стоило мне спуститься на одну ступеньку вниз, как они начинали гоготать и вытягивать шеи. Они явно меня стерегли. Скоро мне стало холодно и страшно, я заревела во весь голос. Услышав детский плач, подошёл к двери сосед дядя Володя. Поняв, в чём дело уговаривал меня, слезь с лестницы и открыть дверь. Но ему не удалось меня уговорить, гуси не пускали. Через какое-то время он снова пришёл и уговаривал открыть дверь. Потом пришла соседка тётя Дуня и долго уговаривала не бояться гусей. Не помню, по какой причине: толи гусям надоело меня сторожить, толи соседке  удалось меня уговорить, но я спустилась с лестницы, откинула крючок  и открыла дверь. Тётя Дуня забрала меня к себе на русскую печку. Она меня спасла. Что было потом, не помню. Я от переохлаждения заболела, у меня было тяжёлое воспаление лёгких, долго болела. Когда вернулась домой, то гусей уже не было, их зарезали и съели. Но самое интересное в том, что все шесть гусей, оказались гусаками. Наверное, потому они были такими агрессивными. Вот тебе, и «жопы просторые, скоро занесутся». Через год я пошла в школу, но и здесь из-за гусей, пройдя половину пути, возвращалась домой со словами: «Там гуси, я боюсь!» На дороге, ведущей в школу, была огромная выбоина, заполненная водой, где любили плескаться гуси. С тех пор, в детстве у меня были ослабленные лёгкие. Чтобы поправить моё здоровье мама добивалась приобретения путёвок в санаторно-лесную школу в Красный  Бор под Смоленском. Я дважды в четвёртом и седьмом классах по полгода жила и училась в этом санатории. Хорошее пятиразовое питание, свежий воздух хвойного леса подлечили мои лёгкие. Вот такая история приключилась у меня с гусями.

                Ленкин  паж.
Кошки, как правило, из членов семьи выбирают того, кого любят, кому выражают своё особоё отношение. Мою среднюю сестру из всей семьи выделял наш кот Барсик. Это был кот породы «русский голубой» спокойного нрава, ласковый. Сестре было лет шестнадцать-семнадцать, и она с подружками по вечерам бегала на танцульки в городской сад, где под живую музыку, духовой оркестр на танцплощадке танцевала молодёжь конца пятидесятых годов. Кот по вечерам, осмотревшись и заметив, что среди домочадцев нет Лены, выходил на улицу, во двор, усаживался на столбик калитки и ждал возвращения сестры. Потом вместе с ней возвращался домой и спал до утра на её кровати. Её подружки и даже ближние соседи знали, если кот сидит на калитке, значит Ленка на танцах, а её верный паж ждёт её возращения.

                Сиамский воин.
А вот случай вообще необычной преданности и любви кота к своей хозяйке, дому. Моей коллеге по работе подарили сиамского котёнка (тогда они были особенно популярны, модны). Так вот, повзрослев и превратившись в красавца кота, он никому не позволял не только приближаться к своей хозяйке, но и даже заходить на двор. Кот не терпел, когда на него, и при нём повышали голос. Как-то мать Татьяны о чём-то заспорила с дочкой, повысила на неё голос. Сиам зашипел и набросился на обидчицу своей хозяйки. Он обидчице сильно поранил руку, пришлось обратиться в скорую помощь, где наложили швы. Этого кота, как злую собаку, боялись все. Почтальон боялась заходить, чтобы отдать почту, пенсию. Как-то к ним через незапертую калитку забрела чужая коза и стала, с грядок есть морковку, капусту. Кот, увидев в своих владениях нахалку-козу, набросился на неё с остервенением. Сиам, сидя верхом на козе, шипел, рычал, царапался, а коза, обезумев от страха, орала не своим голосом и пыталась сбросить кота. На шум прибежала Татьяна и еле разняла их. Этот кот, наверное, в прошлой жизни был воином. Он не подпускал к дому никого, гонял всех, посягавших на его территорию: ворон, залетавших на помойку, чужих кошек, дрался с собаками. Собаки один на один терпели от него поражения и не рисковали с ним связываться. Погиб кот, когда сражался сразу с несколькими собаками. Они разорвали его так, что хозяйка, чтобы похоронить его собирала по кускам. Татьяна говорила, что никто и никогда не любил её так, как  этот сиамский кот. Она даже нашла где-то кошачий гороскоп (тогда и в помине ещё не было интернета), где указывалось, что этот Сиам по рождению – воин.

                Барсик?
Поздней осенью я возвращалась домой с работы. По дороге со мной шло довольно много людей, так как все мы сошли с одного автобуса, прибывшего на конечную остановку. Неожиданно возле себя я заметила кошку очень красивую, похожую на сиамскую, по-видемому домашнюю, потому что она была ухоженная и хорошо выглядела. Кошка же пробежит немного вперёд и остановится, поджидая, пока я подойду, снова пробежит вперёд и снова ждёт, пока подойду. Странно, но кошка выбрала именно меня и шла со мной. Видимо она потерялась. Так мы с ней дошли до моего дома. У меня в этом году в мае умер отец, со мной жила мама с выраженной деменцией. Покормив маму, и поделав кое-какие домашние дела, я вышла на улицу вынести пакет с мусором к контейнерам для отходов. Вдруг вижу ту самую кошку, она меня поджидала и вместе со мной побежала к мусорке. Также пробежит вперёд и ждёт, пока подойду. Мы вместе вернулись домой. Я впустила её в подъезд и в квартиру, чтобы покормить и оставила переночевать. В квартиру она вошла  как будто всегда здесь жила. Дома я увидела, что это не кошка, а кот. Кот был довольно крупный, вероятно, метис сиамской породы, красоты необыкновенной. Окрас полностью соответствовал сиаму, а  вот мордочка белого цвета с розовым носиком. Глаза большие голубые с очень выразительным не кошачьим взглядом. Лапки, как у сиамских котов, но сзади с чётким белым швом. После того, как он поел, устроился подле меня и ни на шаг не отходил. Утром я его покормила, и он со мной вышел из квартиры. Я попросила Катю соседскую девочку взять кота на руки и поискать с ним его дом, походив в ближайшей округе, может он вспомнит, где жил. Вечером, войдя в свой подъезд, я увидела кота, сидящего на тёплой батарее отопления. Кот, увидев меня, подбежал ко мне, потёрся о мои ноги и вместе со мной зашёл в квартиру. Потом я спросила у Кати, как кот снова оказался  в подъезде. Она рассказала мне, что кот почти сразу вырвался у неё из рук и убежал, а как он оказался в моём подъезде она не знает. Что мне оставалось делать, не выгонять же мне его на холод? Октябрь месяц, уже холодно, особенно по ночам. Я у кота спросила: что с тобой делать, будешь жить у меня? Как тебя зовут, и перечислила разные кошачьи клички. На все мои старания ноль эмоций. Как только  дошла  до клички неподходящей для такого красавца – Барсик, как он насторожил ушки и потёрся о мои ноги. Так он стал Барсиком.   Все кто его видел, восхищались его красотой, а почтальонша, приносившая матери пенсию: «Вы берегите его, а то такого красавца у вас кто-нибудь украдёт». Больше, чем его красота, меня поражала с какой кошачьей любовью, он относился ко мне. Чем бы я ни занималась, он всегда  был рядом, тёрся о ноги, ласкался. Спал он у меня в ногах, если я садилась смотреть телевизор, то он обязательно забирался ко мне на колени, откуда такая привязанность? Если я выражала своё недовольство им по какой-либо причине, он совсем на меня не обижался, хотя кошки обыкновенно очень обидчивы. По вечерам я водила его гулять. Бегал он  недалеко от меня, играл с веточками, старыми листьями. Если я отвлекалась и теряла его из вида, то стоила позвать, как он тут, как тут. Был обычный декабрьский вечер, я как всегда вывела его на прогулку. В тот вечер была последняя передача перед закрытием популярного тогда «Взгляда», потому мне очень хотелось посмотреть её. Оставив кота на улице, я собиралась скоро вернуться за ним, но увлеклась, спохватилась через довольно продолжительное время. Выбежала на улицу, кота нигде не было. Я обегала всю округу с возгласами: Барсик! Барсик! Его нигде не было. С горечью подумала: ну, вот напророчила почтальон, украли его. В течение ночи несколько раз выбегала и искала его. Рано утром в очередной раз выбежала его искать.  И вдруг увидела Барсика, под нашей лоджией, он лежал и не двигался. Я схватила его, в надежде, что он живой, но он оказался  мёртвым. Я осмотрела его, но видимых повреждений не было. В голове одна мысль: как такое могло случиться, кто его убил? Рыдая, я позвонила подруге, та сразу: «Что случилось, мама…?», - она не договорила своего предположения, поняв причину моего рыдания, отругала меня. Она же помогла мне похоронить кота. Неподалёку, в частном доме, жил её брат с родителями, он выдолбил в мёрзлой декабрьской земле ямку. Я завернула его в свой халат  и со слезами похоронила Барсика, который так меня любил. Прошло уже много  лет, а я не могу забыть Барсика и того, как он из многих людей выбрал меня своей хозяйкой, и того, как печально закончилась та история. Больше котов у меня не было. Вскоре после смерти мамы я переехала в  другой город, в другую жизнь.
                Карпуша.
Домашние животные, которые живут рядом с человеком, одной с ним жизнью чаще всего это кошки и собаки. Они дарят людям свою привязанность и в ответ получают заботу и любовь. Но не только кошки с собаками отдают и получают любовь своих хозяев. Ларисе к 8Марта ее поклонник подарил попугая корелла еще птенца, по-другому эту породу еще называют нимфа. Они выходцы из Австралии, семейства какаду, серого цвета разных оттенков, имеют красивый жёлто-оранжевый хохолок, жёлтые с оранжевыми пятнышками щёчки. Звали его Карпуша, никакого отношения к рыбе кличка не имела, а просто она была производной от фамилии дарителя.  Мы люди часто наделяем своих домашних питомцев человеческими качествами. Собаки, кошки, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет, понятно, вынуждены были приспособиться, «очеловечиться», а вот птицы? Карпуша был интересной, с позволения сказать, личностью. Животные в силу своих индивидуальных способностей, характера бывают разными. Карпуша же был талантливым, без всякой дрессуры говорил, причём вставлял свою речь к месту, по ситуации, как будто осмысленно. Домашние питомцы часто из семьи выбирают того, кого они больше других любят. Так вот он больше всех любил меня и всячески это выказывал. Садился на плечо, подставлял головку, шейку, чтобы почесала. Если я что-то ела, аккуратно трогал меня за мочку уха и говорил: «Карпуша кушать хочет!» Угощение брал только из моих губ. В руки его взять никто не мог, даже я, вольного обращения не терпел ни от кого. Как-то Ларисин знакомый, не зная о том, взял его в руки, за что был, сильно клюнут до крови. Карпуша любил свободу, а на свободе иногда безобразничал. Как-то, увидев щелку в шкафу для одежды, забрался туда, и, расположившись на плечиках с моей любимой блузкой, склевал цветочки, остались дырочки. Если ему удавалось попасть в книжный шкаф, то обложки и страницы приобретали по краям вид почтовых марок с ровненькими зубчиками. Книги, тетради, любая бумага, оставленные на столе, постигала та же участь. Любимыми игрушками были игральные карты, которые он по одной сбрасывал и наблюдал как они плавно падают, ручки, карандаши и любые другие мелкие предметы,которые ему легко можно было сбросить с высоты.  Любимое место Карпуши, где он мог вздремнуть или сверху наблюдать за происходящим, это люстра. Мы её так и называли «Карпушино дерево». Что интересно, он прекрасно понимал, что эти слова обозначают. Так, после слов: «Лети на своё дерево!», он летел и садился на люстру. А на мои слова: «Пойдем, Карпуша, купаться!» летел за мной в ванную, садился на длинный носик слива смесителя, «гусак». Приподнимал по очереди крылышки, а я ему туда брызгала, затем наклонял головку, чтобы побрызгала и на неё, отряхивался и летел сушиться на люстру. Осенью, когда дома было прохладно, я его на приличном расстоянии от люстры, досушивала феном. Он всему учился сам, без всякой дрессуры, то есть я его не поощряла  угощением. Но я с ним много разговаривала иногда, повторяя, одно, и то же,  понятие, действие несколько раз. Как-то я заметила, что он, сидя на своём дереве, наблюдает за мной и летает следом. Мы с ним стали играть в прятки. Он сидит на «дереве», я ухожу, прячусь, на мой голос: «Карпуша, ищи!»  он прилетает, находит, садится на плечо. Затем я тряхну плечом, говоря при этом: «Лети на дерево», он улетает, я прячусь в другое место, и  всё повторяется снова. Иногда у него не хватает терпения, и он садится на плечо раньше времени, пока я ещё не спряталась, и так мы с ним играем пока ему не надоест. Если я днём прилягу отдохнуть, то он обязательно находил меня и, побегав по мне, садился на плечо и перебирал мои волосы клювом, тихонько пощипывал мочку уха, не видя реакции, устраивался удобней и дремал. Как все птицы, любил блестящие предметы, особенно зеркальца. Для игры я дала ему старую пудреницу, так он таскал её, открывал и ставил открытую, чтобы удобно стояла, и разговаривал с отражением. Для него у трюмо я поставила букет из веток. Вижу, он сидит на ветке, смотрится в зеркало и говорит своему отражению: «Ты птичка, я тоже птичка! Карпушу любишь?» Карпуша часто употреблял слова, выражения к месту. Моя родственница приехала из Белоруссии поступать в университет, готовилась к экзаменам, была одна дома. Попугай сидел в своей клетке с открытой дверцей, потом перелетел на люстру, видя, что на него никто не обращает внимания, не общается с ним, стал садиться ей на голову и слегка поклёвывать. Она его сгонит, он снова сядет на неё и мешает ей сосредоточиться. Таскал у неё ручки, карандаши и сбрасывал их со стола. Ей это надоело. Она пошла в ванную, попугай полетел за ней, она там его и закрыла. Села заниматься, вдруг из ванной комнаты доносится: «Я пошутил, я пошутил!» Она рассмеялась и выпустила шалуна оттуда. Он уселся на своём дереве и больше к ней не приставал. Эту фразу Карпуша перенял от внука, который иногда дразнил попугая, а я на него за это ругалась. Оправдываясь, Влад говорил, что пошутил. По утрам я напоминала внуку, чтобы убирал свою постель. Так вот попугай по утрам часто кричал: «Убери, убери! Карпуша хороший мальчик! Дай поцелую! Отстань, отстань!» Иногда, если я что-то ела, садился ко мне на плечо, заглядывал мне в рот и произносил: «Кушать хочешь? Карпуша кушать хочешь?» Я любила этого шалуна и прощала ему попорченные вещи. Карпуша любил слушать музыку. Когда звучал голос Эллы Фицджеральд, он взлетал на своё дерево и начинал ей подражать «подпевать», расставив крылышки, вытянув шейку. Лариса с Владом переехали на другую квартиру, а свой подарок, попугая, видя нашу обоюдную любовь, оставила мне. Если я уезжала надолго, то отвозила его к ним, а если надо было отлучиться на день-два, то оставляла его дома. Без меня он очень скучал. Бывало, ещё только поворачиваю ключ, открываю дверь, а он уже кричит: «Карпушу любишь? Дай поцелую!» Попугаи стайные птицы, они плохо переносят одиночество, особенно, если сильно привязаны к хозяевам, они воспринимают их членами своей стаи. Однажды я оставила его одного на три дня. Возвращаюсь и не слышу привычного: Карпушу любишь…, подбегаю к клетке, а он лежит мёртвый. Мне было трудно пережить эту потерю. Я до сих пор корю себя за то, что оставила его одного. Лариса, чтобы меня утешить предлагала купить другого попугая, но я отказалась, такого другого не может быть. Умер он не от старости, кореллы живут в неволе до тридцати лет, а он прожил только десять.
Любить животных, которые с тобой рядом – это радость, положительные эмоции. Правда, мне встречались люди, которые любили животных, но не любили людей и не отдельных, а почти всех. Почему такое происходит? Наверное, потому, что любить людей труднее, это требует больших энергетических затрат, самоотдачи. Для этого надо быть самому человеком. А это значит прощать, понимать, любить просто так, ничего не требуя взамен, как нас любят наши животные.