Последнее выступление

Максим Глушаков
Красный седан выехал с просёлочной на автостраду и понёсся вперед. Виктор сидел на заднем сидении, он ещё толком не проснулся - воскресенье, 7 утра, в это время его организм должен был спать, тем более, что каникулы ещё не закончились. Отец в темных очках был за рулём, мама сидела рядом с ним на переднем сиденье. Дорога была обильно полита солнечным светом - день был ясным и все ещё летним. Трасса была почти пуста и лишь единичные встречные легковушки хоть как-то оживляли сонное утро выходного дня.

Они проехали около пятнадцати километров, как впереди завиднелось что-то странное. Что-то темное и большое. Приблизившись, они увидели большой армейский трёхосный грузовик, крытый тентом. За ним ещё несколько. Отец было пошел на обгон, думая, что военные как обычно переезжают с одного места дислокации на другое. Но колонна не кончалась. Дальше шла другая техника - длинный ряд БМП с короткоствольными пушками, колесные БТР и во главе - огромные танки. В момент, колонна дернулась, заскрежетала, завизжали гусеницами и взревела моторами. Обогнать ее было невозможно - она сама словно огромная гусеница двигалась куда-то вперёд, туда, в сторону Столицы.

- Господи, Миша, случилось чего? - с опаской спросила мама Виктора.

- Подожди, может просто технику перегоняют. Витька, глянь – танки! - крикнул его отец и Витька разомкнул глаза.

Такого он никогда не видел. Столько танков и военной техники было на этой дороге, конца и края не видно. Витька как заворожённый смотрел на эту кавалькаду, медленно ехавшую вперёд. Отец резким движением ткнул передачу вверх, мотор взревел еще сильнее и они свернули на кольцевую.

- Миша, нам же прямо, ты куда? - вновь спросила мама Витьки своего мужа.

- Да успокойся, сейчас проведем немного и свернем домой - тихим голосом успокаивал отец. Он работал журналистом и, как позже понял Витька, его профессиональное любопытство тянуло их дальше, чтобы попытаться понять – что вообще происходит?

Та, первая колонна уже закончилась. Но проехав пару километров они наткнулись на ещё одну - такую же. Машин было много. Солдаты сидели сверху, кто-то также как и Витька ещё не проснулся и беспечно дремал, пока техника стояла на развилке, кто-то - оживлённо разговаривал и разглядывал летящую мимо них яркую, красную легковушку.

- Куда они все едут? Что случилось? - спокойным голосом вопрошала мама Виктора.
- Не волнуйся Надя. Это походные колонны. Если идут по кольцевой - может и передислокация. Хотя - вряд ли - отец словно говорил сам с собой, ведя машину он напряжённо вглядывался вперед, Витька видел в зеркале как он бесшумно шевелил губами, вероятно считая все эти машины, БТРы, БМП и танки. Пятнадцать лет он отдал армии и уволился в звании капитана, перейдя на должность спецкора газеты "Новый взгляд", где работал его однокурсник. Как ни странно, но бывший военный быстро освоился и стал успешным на новой работе.

Отец гнал машину дальше, вдоль выстроившиеся на обочине техники. Ещё совсем недавно, каких-то пару лет назад он сам также перегонял свои танки из части на полигон и обратно. Потом начались реформации, армию стали сокращать. Отец Витьки быстро понял, что дальше ему служить не дадут - были кандидаты на его место и на места повыше - и решил сменить деятельность, благо был выбор да и он сам недолго переживал из-за увольнения в запас.

Казалось, танки никогда не кончатся, они стояли друг за другом вдоль дороги ждали команды к движению. Машина все ехала мимо них и в какой-то момент стрелка на спидометре перевалила за 70 км/ч.

- Миша, куда ты так гонишь?! - с раздражением спросила мама Витьки.

- Да когда же они кончатся - словно не замечая её вопроса выдавил отец.

Они бы и дальше ехали мимо техники, как вдруг на дорогу выполз грузовик и перегородил её поперек. Витькин отец еле успел ударить по тормозам, из-под колес повалил синий, едкий дым от резины. Из машины вышел военный в белом шлеме и с жезлом. Он быстрыми шагами подбежал к их машине.

- Вы куда так гоните, гражданин? Не видите что ли - техника стоит? - с укором бодро отчеканил военный.

- Да, да, сейчас мы уедем. Нам на проспект как раз надо - отдышавшись ответил отец.

- Хорошо, езжайте. Только быстрее. Тем более, что дальше по кольцевой проезд будет закрыт - ответил военный и отошёл к грузовику. Он бодро вскинул руки и словно дирижёр начал махать своим жезлом. Взревела стоявшая чуть позади колонна.

Они свернули на проспект и немного отъехав, остановились возле следующего перекрестка. Танки, словно шествуя на парад, медленно курсировали мимо них в сторону центра. С минуту все трое молчали, пока Надя неопределенно спросила:

- Что происходит?

- Переворот. Государственный – мрачно ответил отец.

- Куда они все едут?

- Как куда? В центр. Блокировать ключевые объекты по штатному расписанию - мрачно продолжил он.

Витька сидел на заднем сиденье и смотрел вслед уезжающим танкам. Казалось, он даже не дышал, лишь изредка моргая он подавал какие-то признаки жизни. Такой силы он не видел никогда. В том смысле, что танки-то он как раз видел - отец пару раз брал с собой в часть, даже сажал внутрь боевой машины. Но то было давно, воспоминания затерлись как старая пленка, как дорожки на пластинке, лишь контурами обозначая важные события в ещё совсем короткой жизни. И вот, он видит перед собой что-то большое, что-то важное, что заставляет лишь завороженно смотреть немигающим взглядом. Важное для него и для многих других.

- Какой переворот, разве такое возможно вообще? - не успокаивалась его мать.

- Да, Надя, возможно - отец завел мотор, воткнул передачу и они неспеша поехали. - У каждого крупного подразделения на случай войны есть свое предписание - что делать, куда двигаться, что занимать. Лежат они чаще в запечатанных конвертах и вскрываются только в случае войны. Я не знаю - по ним эти войска действуют или нет, но я чувствую, что это не просто так. Парадов вроде никаких не намечалось, а просто так гнать технику в центр никто не будет. Видать зачесались серые люди в серых костюмах. Они не хотят упускать уходящую из их рук власть.

Они молча проехали пару кварталов и уже подъезжая к дому, отец сказал: - Я вас сейчас у дома выскажу, а сам на работу поеду. Узнаю кое-что.

- Может не надо?

- Да я ненадолго! Позвоню Кочетову, может он чего знает. Завтра наверняка срочный номер выпускать будем. И я прошу - отец снял очки. - Сидите дома, на улицу не высовывайтесь, хорошо? Витька, это тебя в первую очередь касается!

- Понял - буркнул Витька.

- Будем надеяться, что ничего серьезного не случится.

Витька и его мама вышли из машины возле дома и отец уехал. Вечером он позвонил из редакции и сказал: "Надя, ты не обижайся, но я сегодня домой не приду. Сдаём номер в печать. Не ждите меня, ложитесь спать".