Мы разные, Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
В кабинете тишина. Ученик, мальчик 5 лет, старательно чертит геометрические фигуры. Я зашла на минутку, стою чуть в стороне, наблюдаю за его работой. Он переходит на следующее   упражнение. Взгляд на страничку, отвел глаза, чертит. Без единой ошибки! Как только закончил работу, положил карандаши, я задала вопрос:

- Ты можешь мне объяснить, как это у тебя получается, один взгляд  - и готово!

- Ничего сложного. Вот смотрите: это (он показывает на трапецию) стол, это (он показывает на круг) яйцо, это (он показывает на овал) яйцо падает, а это (он показывает на треугольник) желток, который разливается по полу.

Ну, нет, скорее всего он это упражнение уже видел! Попрошу в таком же режиме сделать очередной номер. Посмотрела на преподавателя. Она мой недоверчивый взгляд поняла, улыбнулась и кивнула головой в знак согласия. Я открыла упражнение №14. Секунда. Закрыла. Мальчишка склонил голову. 10 секунд.  Всё воспроизвел безукоризненно.

- Ну, молодой человек, объясните, как вы это удержали.

- Смотрите, это весы (он показывает на прямоугольник со стрелкой), это апельсин (он показывает на круг), а эта стрелка показывает, куда склонилась чаша весов.

Я знала в теории, что такое первая сигнальная система, какую ошибку мы совершаем, насильно переводя малышей на вторую, обучая их рассуждением брать информацию. Почему ошибку? Дети до 4-5 лет строят свой мир с опорой на образы. У них благодаря этому и скорость мыслительных процессов другая, и скорость реакций, и скорость действий.

На этом уроке я увидела пример того, как маленький ребенок работает с образной информацией, что он видит за набором геометрических фигур, которые надо запомнить. Вывод не в нашу пользу: у них доминирует образная память, а мы берем информацию рассуждением. Они, если и отстают, только в плане знаний.

Прошло немало лет, но каждой новой группе я рассказываю об этом своем опыте, опыте, которым поделился со мной ученик.