Зло. Глава 4

Ильхом
Зло. Глава 4.
  Меня не видели и не слышали. Все мои старания, отозваться, представиться и дать понять, что в доме есть я, пропадали безнадежно. И я понял, что случай тот же, как с женщиной. Не успев очнуться от встречи с ночной гостей, я снова встретился с не понятным и вызывающим смятение состоянием, когда понимаешь или не понимаешь, того  как такое возможно. Как сейчас помню, до мелочей, что не мог привлечь внимание, даже дотронуться до кого ни будь. Я снова и снова в этой ночной суматохе, то пытался встать перед взором того мужчины, которого счел главным в этой компании гостей, то махал руками прямо перед ним. Ничего не помогало, пока с лестничного марша, ведущего вверх,  в холл не проник свет.  Я и вся компания в холле, затихнув,  обратили взор на марш, откуда не спеша по ступенькам спускались двое, мужчина с подсвечником в руках, а за ним спускался другой мужчина в военной форме с ружьем , наставленным в спину впереди идущего. 
 - Товарищ комиссар, вот… - обратился  военный к главному.
 При свете нескольких свечей от подсвечника я рассмотрел все окружающее меня.  В холле кроме меня и заглавного,  стояло еще около десятка человек в военном обмундировании с винтовками  с нанизанными на них штыками.  Двое военных в матросской форме, двое в солдатских гимнастерках  и тоже вооруженные и еще несколько человек безоружных.  В сквозь распахнутые, воротники  матросской формы  на людях,   выглядывала грязная пестрота тельняшек на груди. Надписи на бескозырках  я разобрать не смог. Все лица, едва освещавшиеся слабым светом со стороны марша,  выглядели гневными и нервными. Эти  нахмуренные  чисто мужицкие лица, будто искали виновного в чем-то,  сосредоточились на главном мужчине,  их предводителе.   Главный мужчина, лет сорока,  был одет в кожаную куртку и военные брюки галифе. На ремне на пояснице висела кобура. Его сапоги в сравнении с запачканными грязью грубыми сапогами других, блестели своей ухоженностью. На голове тоже кожаная фуражка. Его лицо на фоне его сотоварищей, выглядело и суровым и в тоже время более учтивым. Мне запомнилась его бородка. Кого- то он мне напоминал в те минуты. 
 - Чем могу быть полезен, господа? – услышали все.   
 Только тогда я рассмотрел  человека с подсвечником в руке, которого вел мужчина в солдатской форме  и с винтовкой.  Мужчина, лет за пятьдесят, стоял на высоте нескольких ступенек и щурясь осматривал  не званных гостей. Одет он был в длинный черный домашний халат.  Свет от свеч озарял его интеллигентное и чистое лицо, на котором держалась  уверенность в  себе. Его густая черная шевелюра, чист выбритое аристократическое лицо, бакенбарды и  густые брови выдавали его за  мужчину  высокого статуса.  А мощные скулы,  стать и могучий голос  говорили, что это никто иной, а хозяин дома. 
 -  Если не ошибаюсь, Михаил Илларионович? – произнес мужчина в фуражке, сделав три шага навстречу.   
 - Он самый. Князь Михаил Илларионович. – последовал ответ.   
 « Михаил Илларионович». Промелькнуло в моей голове. Я быстрыми шагами приблизился к маршу, на котором стоял хозяин и громким голосом начал: - Вы Михаил? Вы хозяин этого дома? Ваша жена…
 - И так, господа, чем обязан столь поздним гостям? – прозвучал  все тот же уверенный голос хозяина, перебив мои слова.   
 - Я Тишман. Слыхали о таком? – прервал мои рассуждения главный. 
 - Не имел чести. Но, полагаю, господа, Вы большевики. – ответил хозяин.   
 И тут я твердо убедился в том, что  меня якобы здесь нет. Все происходящее вокруг меня просто  игнорировало. Никто меня не замечал и мне оставалось только отойти в стороночку,  тихо наблюдать и смотреть этот поздний полуночный спектакль. 
 - Михаил Илларионович, кто еще в доме есть?
 - Кроме меня есть еще мой старый и больной отец.
 - И… 
 - И моя супруга. Прислугу я давно распустил.
 Вскоре к присутствующим в холле присоединились еще несколько человек с винтовками в таких же военных гимнастерках, висевших на них мешком. Один с факелом в руке выбирался откуда-то снизу. Видимо обошел подвальные помещения. Еще двое вошли в главную дверь. 
 - Снаружи никого, товарищ комиссар. 
 - Мазаев, что в низу?
 - Никого, товарищ комиссар.    
 - Почему в доме нет света, Михаил Илларионович? – продолжал вопросы мужчина в фуражке, расхаживая не спеша по сторонам. 
 -  Мне бы тоже интересно было бы узнать, кто низверг нас и всю страну в мрак, господин Тишман, если не ослышался.   
 - Оружие в доме имеется?   
 - Я человек мирный. Оружия в доме держу. И извольте потрудиться ответить на мой вопрос – «зачем Вы в моем доме»?   
 - Бузыкин, обыщите дом еще раз: - приказал Тишман, после чего вновь насколько человек с факелами устремились по разным углам дома. Хозяин дома не осторожным движением  хотел было преградить путь  на верх по лестнице одному из  большевиков, на что услышал из-за спины:
 - «не дергайся, ваше высокородие».   
 - Михаил Илларионович, Вы получали наше предписания явиться в наш окружной комиссариат?   
 - Получал.
 - Почему же не явились?
 - Не считаю себя обязанным подчиняться приказам этой незаконной власти.  Только государю императору подчиняюсь.    
 В те минуты мне в голову приходили мысли, что все это какой-то розыгрыш или фарс. Но, для чего? В чью голову могло прийти такое? Если это плод моих фантазий, то почему все таким образом? Ведь я ни в коем разе не мог, ни то что  такое придумать, но и подумать. Что побудило мое сознание так разворошить, что я оказался в круговороте странных событий? Меня поражала вся правдоподобность происходящего, облик, лица участников сцен и я не видел никакого выхода, кроме как дождаться утра, когда или я проснусь наконец или...   
 Этот  не лицеприятный диалог  длился,  пока его не прервали голоса со второго этажа. Это был  возмущенный дамский голос  и бурчание матроса, который в руке нес подсвечник, а другой,  не церемонясь,  подталкивал руками женщину, которая с осторожностью спускалась по ступенькам под натиском своего сопровождающего с наганом.  Женщина лет сорока, в ночном одеянии, пытаясь поправлять волосы и одежду на груди, стала рядом с хозяином , прижимаясь к нему и вопросительно смотрела на него и на людей внизу испуганными глазами.
 - Мишенька,.. - взволнованно обратилась женщина к мужчине.   
 - Оленька, не бойся. Эти господа скоро уйдут: - тихо произнес муж, обняв женщину за плечи.   
 Оленька? Я узнал ее. Это была та самая гостья из ночи, которая и взбудоражила мое сознание. Я невольно я сделал шаги в их сторону и сразу же остепенился, поскольку вспомнил, что я тут только зритель. Немой зритель, которого для всех нет.  Теперь она выглядела намного лучше. Не смотря на не приглядный вид, она при свете от свечей я не увидел на ее лице следов истязаний кроме испуга и тревоги. 
 Тут же с лестницы спустился еще один из военных и подойдя к своему начальнику что-то прошептал ему в ухо.   
 – Не тревожьте его, а комнату обыскать: - приказал Тишман, после чего, военный поманил за собой еще двоих и они втроем спешно  стали подниматься  по лестнице.   
 - Господин Тишман, или как к Вам обращаться? Товарищ … 
 - Я Вам не товарищ, князь Андроников. Я комиссар ВЧК Тишман.
 - Как бы к Вам не обращаться, прошу забрать все, что вас устроит в моем доме и покинуть нас.         
 - Михаил Илларионович, Вам следует проследовать с нами. Собирайтесь: - отрезал
 Тишман.
 - Мишенька, что хотят от тебя эти люди? – вцепилась женщина в мужа.
 - Оля, иди к себе. Я скоро буду. Не переживай, дорогая.  - сказал мужчина и в обнимку с женой стал подниматься по лестнице в верх.
 Часы пробили пять раз. Близился рассвет. Поэтому в доме стало немного светлее и можно было разглядеть уже совсем другое убранство. Это были не тот пол  и не те стены, к невзрачному виду которых я привык. В красиво обрамленных больших зеркалах  заиграли слабые блики и отражения. Лестница в верхний этаж, двери и окна  выглядели  роскошными творениями. Можно было рассмотреть изысканную мебель  в холле и резной потолок с богатой  люстрой. Искусная драпировка на дверях и окнах, ковры и дорожки на полу отличались новизной.  Я безучастно стоял в стороне и смотрел, как все с факелами сновали по этажам и комнатам в поисках чего-то, разбрасывая на ходу какие-то предметы.  После долгой суеты все участники события вновь собрались в холле и встретили  готового в поездку хозяина дома на лестнице. Он одетый в парадный костюм встал на том же месте, на третьей ступеньке. 
 - Пономаренко, Бузыкин, Мазаев и вы трое, остаетесь здесь.  Остальные, едем. – приказал Тишман и направился к выходу. 
 - Господин Тишман,- окликнул его хозяин, не сделав еще ни шагу с места.   
 - Да, Михаил Илларионович. 
 - Я могу быть уверенным, что за время моего отсутствия мою жену и старого отца не будут обижать? - проговорил растерянный хозяин.   
 - Князь, вы о нас плохого мнения. К Вашему сведению мы не грабители и не убийцы. 
 - И все же…
 - Можете. Никто из них не пострадает. Едем. Едем. – приказал Тишман, направляясь к выходу и поправляя фуражку на голове.  Михаил Илларионович сделал два шага и остановившись, посмотрел наверх, где на последней ступеньке стояла его жена.   
 -  Миша. Мишенька: - не успела сказать женщина, как один из матросов грубо толкнул ее мужа к выходу и пробурчал: - «шагай, шагай же».  Хозяин  помахал жене и неуверенными шагами последовал за другими. 
 Часы пробили шесть раз. Светлело. Топот от сапог и лязгания винтовками затихли. Холл опустел. Я стоял один в проеме в свою комнату и по прежнему и не знал, что делать. Теперь меня удивила такая перемена преображение в обстановке дома и естественное и достоверное поведение всех персонажей произошедшего. Я знал, что лечь и уснуть не получится и думал о том же, что это за видения или обстоятельства, пока мое внимание не привлек шум с верхнего этажа. 
 - Отпирай: - приказывал один из не званых гостей.   
 - Здесь никого нет: -отвечала женщина. 
 - Я кому сказал? Отпирай: - настаивал мужской грубый голос. 
 Решив, что любопытно узнать какое продолжение, я поспешил по ступенькам на верх и увидел, как хозяйка дома, преградив путь к одной из дверей,  всячески, мольбами и просьбами просила не входить в комнату. 
 - Бузыка, что ты с ней возишься?- с таким криком, к ним подскочил другой,  в матросской форме и в грубо оттолкнул хозяйку от двери. Женщина не выдержав напора, упала на пол. Матрос вцепившись в ручку двери, начал усердно крутить ее.
 - Кто там? Кого там прячешь? – с грозным видом наклонился над женщиной матрос.
 - Там мой ребенок. Спит.   
 - Отпирай. 
 - Умоляю. Вам нужны деньги, драгоценности? Я вам все отдам. Только не ходите туда. Я Вас умоляю: - просила женщина, бросившись  под ноги и обняв сапог взломщика.   
 Убедившись, что дверь заперта изнутри и не обращая внимание на вопли женщины на полу, военные стали стучать прикладами по двери.  Я опять забылся и устремился в эту суматоху, в надежде пресечь произвол. Но, снова мои усилия ни к чему не привели. Я не мог заставить услышать себя, тем более, не мог воспрепятствовать стараниям  вооруженных людей, поскольку все мои попытки встать на пути, оттолкнуть или удержать проваливались в пустоту.
 - Погоди: - обратился один матрос бившемуся в дверь другому. 
 - Покаж: - рявкнул тот же, лежащей на полу женщине.   
 Хозяйка, сидя на полу,  второпях, со словами-« вот, сейчас, вот» и с дрожащими руками  стала стягивать с пальчиков перстни и кольца. Сняла с себя золотую цепочку. Потом, стала возиться с сережками на ушах. Положив драгоценности в руки матроса, она с надеждой посмотрела в жадные глаза военного, которые с довольной ухмылкой бегали по камушкам. Тут рядом встали другие погромщики и толкаясь стали рассматривать добычу. 
 - У меня еще есть: - с такими словами хозяйка, не дожидаясь ответа, вскочила на ноги и устремилась в открытую спальню. Один из военных последовал за ней, неся  в руке подсвечник. Через минуту он вышел из комнаты  со шкатулкой и его тут же обступили остальные.   
 - Пожалуйста, господа: - взмолилась хозяйка снова.   
 - Отпирай. Ключ давай!: - последовал приказ снова. И снова начался штурм. Женщину никто не слушал. Меня никто не слышал.
 Это безумие продолжалось, пока все участники не услышали позади : - «Что здесь происходит?» и не повернули головы.
 На пороге распахнутой двери  напротив, стоял  пожилой мужчина в ночной пижаме.  Его худоба, его сгорбившаяся плоть и с трудом дающиеся старания твердо держаться на ногах,  выдавала его за больного старца.  Тряся седой головой и бакенбардами, кашляя и хрипя, он повторил:- Что происходит? Вы кто? 
 - Папа, Папенька: - с такими словами женщина бросилась к старику. - Идите к себе, Папа. Идите в постель.
 - Оля, кто эти люди? Что им нужно в моем доме? – кричал старик.   
 Тот,  который бился в запертую дверь, крикнул третьему: -  «Мазай, уйми старика», и снова взялся колотить в запертую дверь. Тот, который Мазай, вместе с еще одним  не смотря на сопротивления, затолкнули больного старика обратно в комнату.   
 - Умоляю Вас, господа: - в сквозь рыдания женщина преградила  дверь.   
 - Держите эту стерву: - прозвучал тот же голос, после чего солдаты, захлопнув за стариком дверь, принялись  оттаскивать в сторону женщину. 
 Женщина вопила, выкручиваясь из цепких лап.   Стук прикладами в дверь, крики женщины и брань. Все перемешалось. Я же бегал вокруг с замешательстве и не знал, что делать. Борьба не слабой женщины с солдатами  привела к тому, что они сорвали  с нее ночной халат и обнажив женщину до полугола, ехидным  и мерзким смехом стали лапать  в железных своих объятиях.   
 - Хороша. Хороша же, а, Пономарь, гляди: - поговаривая, матрос  по фамилии Бузыкин продолжал  тискать обнаженную женскую грудь. 
 - Изверги, негодяи. Отпусти: - отбивалась и кусалась хозяйка.   
 Один бил в дверь прикладом, двое били со всей силы  сапогами. 
 Тут внимание всех опять привлек на себя старик, который вновь появился в дверях и уже с саблей в руке. 
 - Прекратить: - прокричал он, шатаясь на слабых ногах и содрогаясь в гневе. - « Вон из моего дома. Вон. Не медля»- прокричал старик и замахнулся саблей на того, кто держал женщину.  Удар саблей пришелся выше головы матроса. Увернувшись  и отбросив от себя женщину, он с криком:       - «Ах, твоя буржуйская морда», и одним ударом в челюсть, уложил пожилого заступника на пол.
 Перед моими глазами драматизм начал зашкаливать.  Я в недоумении и дрожа, метался из стороны в сторону, не зная, что предпринять.   
 - Убийца, негодяй: - с такими криками, бросившаяся к лежащему без чувств на полу старику женщина , вновь оказалась в похотливых объятиях, но успела расцарапать лицо матроса. 
 - А ты ссссука: - завопил матрос и стал избивать  женщину. Тут трое у запертой двери вдруг замерли и все услышали, как ключ со скрежетом повернулся и дверь распахнулась.  Из темной комнаты неожиданно выбежала хрупкая девчушка в лет четырнадцати, босая и в ночной рубашке. Отыскав испуганными глазами в суматохе хозяйку, она  с криками: -« Мама. Мама» - кинулась к женщине.   
 - Доченька, Настя: - завопила женщина. -«Мама. Мамочка»: - кричала девушка, вцепившись в мать.   
 В открывшуюся дверь проникли трое и стали рыскать в полутьме.   А двое продолжали бороться теперь уже с двумя женщинами, разнимая их. Солдат, который Мазаев,  присел над телом старика и подержав руку на его  груди,  встал и принялся тащить бездыханное тело в комнату. 
 - Пономарь, Пономарь, глянь какие: - крепко  держа в руках  женщин за волосы, проговорил из матросов. 
 Другой матрос, только что вышедший из комнаты на зов сотоварища, склонился к двум забившимся в угол женщинам и освещая их светом от подсвечника, похотливым голосом проговорил: - Хороши. Беленькие.   
 - А говорила ребенок: - с укором в голосе пробурчал один из них, задирая подол ночного платья  и оголив бедра девушки.   
 - Мне сначала вот эту.  А ты бери мамзельку: - сказал первый и отбросив девушку в руки второго матроса, поволок старшую  женщину в комнату со словами: - «ну что, покусаемся»?   
 - Настенька: - закричала женщина, не отпуская из рук запястье дочки.
 - Мамочка: - закричала девушка, одной рукой отбиваясь  в объятиях матроса.    
 Тут третий, Мазаев выбежал из комнаты старика  и крикнул им : - «Вы что творите»?    
 - Мазай, ты ступай вниз и поглядывай там. Потом позовем: - сказал матрос, затаскивая девушку в дверь.   
 - Старик не дышит. Что Тишман скажет?  - недовольно произнес Мазаев.
 - Ступай,  я сказал: - грозно процедил матрос, сверля глазами солдата. 
 Этого я не мог выдержать.  Стоять и смотреть на это,  у меня больше не было сил.  Ничего не помогало. Я снова и снова промахивался, кричал, что есть мочи.  Мазаев уступив грозному взгляду одного из матросов и насупившись, с понурой головой  направился вниз. Остальные трое военных, подхватив подсвечник,  ринулись в комнату старика.   
 Когда перед моими глазами руки обессиленных женщин расцепились, я пустился бегом по лестнице в низ, выбежал во двор и стал кричать во весь голос: -« Помогите-еееее!». «Егоровна-ааааааа!». Василий-иииииий!». 
 Увидев одного  Мазаева, стоявшего с папиросой в зубах на террасе, я стал кричать перед его ухом, прося его вмешаться.  А он стоял, уткнувшись глазами в рассвет и тяжело дышал,  выдыхая из себя клубы едкого дыма. Приняв бесполезность, я снова побежал в дом. Я бегал из комнаты в комнату. На моих глазах разворачивалась ужасающая сцена насилия и унижения.  В двух разных по соседству комнатах могучие, потные  солдатские руки выкручивали, били, ломали хрупкие женские тела, рвали на них последнюю одежду, а небритые рожи впивались в беспомощную плоть нагих женщин. В третьей комнате трое солдат,  перепрыгивая через бездыханное тело старика, рыскали по ящикам комодов и шкафов, рассовывали по карманам  мелкую добычу,  а ценности покрупнее,  бросали на распростертую  на полу широкую простыню, где лежала гора  еще каких-то тряпок и предметов.   
 Я метался из комнаты в комнату, бросался на обезумевших людей кулаками, кричал. Попытался взять в руки  саблю  старика хозяина, лежавшую тоже на простыне. Не  получалось. Этого  не было под рукой, хотя, я видел. Вопли и смех, плачь и стоны, крики и ругань выводили меня из себя. Вконец, измученный и отчаявшийся, я схватил голову руками и рыдая побежал в низ по ступенькам в свою комнату и бросился в кровать. А в ушах,  все звенело   - «Изверги!», «Мама!», «Доченьку, пожалейте», «Тихо, ссссука!», «Христом богом прошу», « Ах, какие тут перины», «Миша!», «Мама, Мамочка!», « Пролетария не любишь?»…