Дороги, которые нас выбирают. Ч. 2

Элла Лякишева
                Часть 2.  АРКАИМ

- Говорят,  заповедные территории имеют магический статус и называются «местами силы», - расширяю я диапазон темы. -  Что это значит, по-вашему! Верите ли вы в эту особенность?
- Верю! – в голосе Татьяны неколебимая  твёрдость. –  Но первым таким местом были не Соловки и даже не Кузова. Аркаим! Юг Челябинской области, Южный Урал. 2009-й год. Я нашла Аркаим  тоже ночью, в интернете, случайно… Но, думаю, то была неслучайная случайность.

     Она улыбается, вспоминая:
 – Ехали с крестником до Челябинска  поездом четверо суток. А потом ещё десять часов тряслись в маленьком автобусике по степи. Ночь. Хилый вагончик с фонарём. Водитель объявляет: «Вот ваш Аркаим».

- Там, что, и гостиницы нет?! – ужасаюсь я.
- Есть палаточный городок, есть деревянный городок и одно большое каменное здание.
- Так это всё-таки город или посёлок?
- Это древнее городище, и археологи ещё продолжают там свои раскопки…
   
    Конечно, я уже слышала об Аркаиме.  Древнейший памятник исчезнувшей цивилизации обнаружен в 1987 году.
   При строительстве  водохранилища в раскопках увидели остатки поселения… Археологи и учёные вступили в борьбу с чиновниками из Министерства мелиорации. Отстояли. В мае 1992 года создан Заповедник «Аркаим».

     Поблизости найдено еще семнадцать поселений. Представьте, они – ровесники египетских пирамид!  Аркаим называют «Дедушкой Трои». Это огромная,  деревянная крепость круглой формы, окружённая рвами и защитными стенами. В окрестностях - рудники для добычи меди.

     Жители европеоидной расы (это установлено по найденным черепам) были астрономами, металлургами, скотоводами, земледельцами, гончарами  и воинами, умели обрабатывать шкуры, кость, металл, изготавливать глиняную посуду и ткать. 
 
     Исследователи считают: здесь прародина древних ариев, родина великого пророка Заратустры, за два тысячелетия до нашей эры предсказавшего рождение Христа.
 
    Вокруг Аркаима - невысокие горы со своими легендами и названиями: гора Разума, Любви, Счастья, Видений, Покаяния… Почти на каждой вершине – магические лабиринты, выложенные из камней. Эзотерики, последователи зороастризма спешат сюда  для получения энергий и того, что обычный человек понять не в состоянии.

     Ну а теперь рассказ Татьяны.

- Поразительно даже не то, что люди здесь жили более трёх тысячелетий назад, но сам факт такой древней жизни в этих местах. Жили в гармонии с Природой!  Осталась память о них в сказках, легендах, былинах. Помните былину о богатыре Святогоре, черпавшем силу от матушки Земли? Или о речке Смородине, разделявшей мир живых и мёртвых? Может, здесь истоки этих легенд?

- Может быть, да, - невольно соглашаюсь я. - Мне даже и представить трудно такую толщу лет! Таня, а как там организованы экскурсии?
   
- Группы туристов обычно приезжают на автобусах, ходят по своим маршрутам, вечером уезжают. Мы с крестником к ним  присоединялись.  Вначале была группа огнепоклонников-зороастрийцев из Казани. Поднялись на гору Чека, где, по легенде, прятался Стенька Разин, когда уходил от погони. На горе нельзя ночевать – иначе погибнешь. Они танцевали танцы силы, заряжаясь энергией.

- Движения  красивые?
- Скорее всего, это род пантомимы, наполненной чувствами. Потом каждый искал своё место...

- Интересно! – восклицаю  невольно. - И как же можно найти его?
 - Мне пояснила руководительница: «Оно само притягивает. А если не притянет – значит,  нет его». Я долго ходила и уже спускалась с горы, как вдруг поняла: «Это моё!». Вижу почти квадратную каменную плиту. Села в середине и – время словно остановилось для меня. Ничего не помню, не смогу описать состояние… но на душе так было хорошо, легко… Возможно, это было прикосновение к иным - тонким мирам… Не знаю. Словами этого не объяснить, ярлычок не приклеить…

- Как же так?! - удивляюсь я, не в силах поверить. – Понять невозможно… Объяснить  невозможно… Может, ничего и не было?
- Было! – категорично заключает Татьяна. – Зачем вам объяснения, как в школе? Не надо стремиться  всё объяснить, не надо! Надо просто принять…

     И такое убеждение было в голосе моей собеседницы, что все мои контрдоводы испарились. Остался интерес:

- Вы сказали, что у каждого есть своё место. А вернуться туда, остаться там вам не хотелось?
- Нет! – ответ твёрдый, безапелляционный. – Вернуться – да,  остаться – нет!

- Почему?!!
- Потому что есть дорога, а она лучше, чем статичность!

    С этим не могу не согласиться, однако по-прежнему терзает  желание докопаться до корней:
- Таня! Меня всегда удивляла проблема необычной энергетики  этих загадочных мест. Какую всё-таки силу они дают людям?

     Мой оппонент терпеливо вздыхает:
-  Вспомните фильм «Сталкер». Вы пытаетесь всё происходящее привести в нашу общепринятую  систему координат. А это в некоторых случаях  нерационально и бесполезно. В «местах силы» СВОЯ система координат!

       Смиряюсь. Задаю более конкретный вопрос:
- Археологи вас допускали к себе?
- Да, каждый день я приходила на раскопки…

- А для чего? Увидеть найденные вещи?
- Нет, не для этого. Но… испытать ощущение… ощущение… трудно даже слова подобрать, чтобы объяснить!

   Подыскивая слова, Татьяна умолкает. Подсказываю:
- Чтобы прикоснуться к древности, к вечности?
- Опять вы навешиваете ярлычок, - смеясь, укоряет собеседница. - Я вовсе не прикасалась к вечности и не хотела этого.

- А что же вело вас туда?
- Желание понять мир.  В обычной жизни мы очень мало видим и понимаем. Мир… он гораздо глубже, шире, многограннее!  Иногда хочется найти смысл всего происходящего.

- А есть ли вообще этот сакральный смысл?  Человека даже не спрашивают, хочет ли он появляться: родители без него решают.

    Таня словно не мне, а самой себе задаёт вопрос, размышляя:
- Я иногда думаю, зачем надо было Высшим силам создавать такую сложную систему мозга, как у человека, с его переживаниями и тонкими ощущениями. Зачем?

- Таня! – невольно восклицаю я. – Создаётся впечатление, что вы иногда внутренне чувствуете  и видите то, чего не видят другие.
- Вспомните Лиса, его слова: « Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».  В Аркаиме  во время празднования  Ивана Купала я присоединилась к русскому заговорному хороводу. Девушки, приехавшие на праздник,   пригласили меня в хоровод. Я повторяла за ними движения  и начинала понимать, что каждое имеет свой смысл, – и это  потрясающе!

- Все ли могут ощутить такое преображение души?

    Татьяна грустно вздыхает:
- И в самом намоленном храме кто-то может остаться равнодушным, ибо  всё зависит от человека.
      Соглашаюсь и слушаю продолжение:

 - С ещё одной группой из Волгограда я попала на гору Разума. Они шли босиком. Удивительное там место: идёшь – холодная почва, а рядом ступишь – словно жар пышет из-под земли. У них была своя программа, я не расспрашивала…

   Мы обе молчим какое-то время.  Потом начинает Таня:

- Директриса заповедника поделилась со мной: «Я столько лет работаю здесь и до сих пор не понимаю, ЧТО тянет сюда людей. Есть у меня подруга – банкирша, жёсткая, прагматичная. Работа у неё нервная. Устанет – приезжает на несколько дней, запирается в маленьком домике… Уезжает преображённая! А я сама ничего не чувствую. Ну почему?» Что ей ответить?  В мире ещё так много удивительного! И есть вопросы – без ответов!  Этот - один из них. Смотреть и видеть – разные вещи!

     В голосе Татьяны чувствуется усталость. Она могла бы ещё рассказать о том, что видела в английском Стоунхендже,  и в деревеньке Эйвбери, и в Лондоне, в театре «Глобус», или рассказать об  одной из самых мистически красивых  церквей под Эдинбургом, капелле Рослин, прославленной в романе “Код да Винчи”.

    Но вечер плавно переходил в ночь. Пора расставаться. Прощаясь, Таня пообещала продолжить рассказ.

- Когда? – спрашиваю я.
- Позже договоримся! – звучит в ответ.

     Поверим ей! И пожелаем удачи и новых впечатлений на той дороге, которая, наверное, уже выбрала Татьяну для следующего путешествия.

       На иллюстрации: аэрофотоснимок раскопок Аркаима.