Дороги, которые нас выбирают. Ч. 1

Элла Лякишева
      Интервью из серии ЖЗС – жизнь
                замечательных современников.
             
                Часть 1.  КУЗОВА
   
   Дороги, дороги…  Сколько их в жизни каждого человека!  Больших и маленьких, прямых и широких, как столичный проспект, или извилистых, узеньких,  как лесная тропа…  Оживлённых, словно вечерняя набережная в пик курортного сезона, или безлюдных, будто песчаные дюны самой пустынной  пустыни  Деште-Лут в Иране. 

   А недавно на одной из моих  собственных дорог встретила я  замечательную женщину,  мне повезло не только познакомиться с ней, но и взять интервью.

   Размышляя над заголовком,  вспомнила название рассказа О.Генри «Дороги, которые мы выбираем», ставшее крылатым выражением. 
- Долой всяческие клише! – дерзко решила я и афоризм переделала.
 Получилось:
                «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ».

       Потому что именно такой вариант точнее и выразительнее  отражает способ жизни  моей героини, её отношения  с дорогами.   И вы, надеюсь,  это поймёте, прочитав интервью.

     Итак, Татьяна М.    
     Невысокая. Улыбчивая. Спокойная и в то же время быстрая в движениях. С короткой русой стрижкой и морщинками у глаз.  В светлом взгляде – цепкий ум  и мягкая ирония. Однако, когда требуется, Татьяна  может быть  категорично жёсткой и принципиально упрямой.      

     Человек неоднозначный и неординарный.   Не любит шаблоны и штампы. Имеет на всё собственное мнение. Неохотно пускает чужих в собственную душу.  Даже друзьям приоткрывает её на чуть-чуть.  Полагаю, именно профессия научила быть осторожной в общении и сдержанной в чувствах.
 
   Окончила филологический факультет Ростовского университета, отделение журналистики. Работать начала в Крыму ещё с 3-го курса. Почти весь Крым объездила, чтобы получить нужную информацию для Симферопольской областной газеты.

     …Вышла замуж.  В  80-е годы приехала к маме,  в Адлер.  Вся её жизнь - в котле журналистики,  а это – нелёгкая и даже, я бы сказала,  опасная неожиданными результатами и непредсказуемыми последствиями  работа – для  не боящихся трудностей, трудолюбивых, отзывчивых.
 
       Ведь это встречи с самыми разными людьми, то есть в полной мере  и с их радостью или горем, триумфом и поражением, очарованием или разочарованием…  И каждому она отдавала частичку своей души. Но как верно  сказано у Шекспира:

Моя любовь без дна, а доброта –
Как ширь морская.  Чем я больше трачу,
Тем становлюсь  безбрежней и богаче!

                Это – и о Татьяне тоже.

Мой первый врпрос:
- Таня, несмотря на пенсионный возраст,  вы так энергичны и мобильны! Может, у вас есть в жизни какой-либо девиз, помогающий активно жить и продолжать творчески работать?

- Жизнь меняется, а с возрастом меняется  и наше отношение к ней. Вообще-то не люблю я лозунги, но в юности, да! в юности был: «Свобода дорогого стоит, но она этого стоит!»  Позже привлекли слова из кодекса самураев: «Живи так, как будто ты уже умер и  тебе нечего бояться и нечего терять!»

    Первая половина последней фразы мне не совсем по душе.  Однако, вдумавшись, понимаю её глубинный смысл.

- Мужественные слова!  Хочется верить, Таня, что профессиональная деятельность не отнимала  вашего драгоценного времени полностью. Знаю,  вы любите путешествовать. Можно ли сказать, что это – ваше хобби?
- Нет и нет! – протестует моя собеседница. –  Дорога – это способ жить!

- Добавим  эпитет: способ интересно жить.
- Абсолютно нет! – слышу явное возмущение. – Вы упрощаете.  Любое путешествие – глоток свежего воздуха! Вдохнул – и можно вернуться к прежним обязанностям, к суете. Дорога даёт возможность расправить крылья.

- Если они у человека есть… А если их нет?
- Уверена, у каждого есть крылья. Но некоторые за всю жизнь так и не могут их расправить. Это как любовь: она есть, но у всех разная.

- Дорога – это способ жить… - повторяю я, чтобы осмыслить, - жить в дороге…  Да, согласна: жизнь – это дорога.
      Таня вновь сердится:
- Вовсе нет! Вы переставили слова – изменился смысл. Филолог должен  это понимать!

- Понимаю, но… и без дороги мы ведь тоже живём. Сидит человек – и тоже вроде бы живёт…  Ага! Ну тогда дорога - это особый способ жить, не так ли?
- Возможно. Когда накапливается усталость, давят мысли, надо выдернуть себя за волосы из этой тяжести и рвануть… в даль!

-  Таня, - закидываю новую удочку, - а куда вели вас ваши дороги, в какую даль? Когда возникали замыслы?
- Они складывались сами по себе. Я никогда не планировала. Всё возникало неожиданно.

   Обратите внимание на эту формулировку.  Выходит, что не сама героиня выбирала, но это её, именно её!  выбирали самые неожиданные дороги!
 
        Однако вернёмся к рассказу.

- Вот, например, Соловки, - вспоминает Татьяна. -   Сидела я ночью, читала о Николае Гумилёве.  Необычная, удивительная  личность: офицер, поэт, путешественник, романтик! Если бы его не расстреляли, он превзошёл бы и Анну Ахматову, и других поэтов того времени. Прочитала я, что он в Белом море посетил Кузова.
 
- Они относятся к Соловецким островам?
- Ни в коей мере!  Отдельный архипелаг:  сферической формы острова  как огромные каменные черепашки.  Древнейшие, ещё доледникового периода, они   овеяны тайной, считаются у саамов священными. Люди там не живут.  Живут загадочные камни-сейды!
      Так вот, на одном из островов Гумилёв, по преданию, нашёл  пещеру, а в ней – древний золотой гребень, который он по возвращении подарил Николаю Второму,  потом гребень оказался у Кшесинской, а потом где-то потерялся в Европе… Задела меня эта история  . Но на Кузова можно попасть только с Соловков. К тому же, моя знакомая вышила бисером Икону Божьей матери и очень просила передать её в Соловецкий монастырь. У неё во время теракта погибли мама и сын… 

- Что  запомнилось  вам на Соловках?
- Как отдавала в монастырь эту икону.  Затаив дыхание, я шла вместе с другими паломниками крестным ходом, держа в руках дар подруги... Видела, как плачут священники…  Шли долго… Просто так нельзя что-либо подарить монастырю. Есть специальный человек, который принимает дары прихожан. Икону взяли. А мне  передали подарки для мастерицы.

- Ну, а Кузова чем впечатлили?
-  Об этом мои стихи. 
        Таня читает  негромко, раздумчиво:

В Белом море  острова Кузова.
Скалы древние, по пояс трава.
Что века им да людская молва?
Свои тайны берегут острова.
В лабиринте двадцати островов
Затерялась – не найти! – связь веков.
В безымянной бухте белый песок
Укрывает день за днём следы ног.
Тот песок в Часы Вселенной – не вру! –
Сыплет кто-то не спеша поутру,
Чтобы к ночи вновь вернуть островам:
Пусть отмоют боль и гнев, стыд и срам…

      Мы молчим. Да и что ещё можно добавить к этим родившимся в глубине сердца строкам?  Только новый вопрос.

                Продолжение на  http://proza.ru/2021/08/24/1310