Капсула времени

Николай Бершицкий
Моложаво выглядящий мужчина с седыми волнистыми волосами, облачённый в белую тогу, спустился по ступеням на дно раскопа. Вереница детишек лет восьми в таких же беленьких одеждах и с блеском в любопытных глазах осторожно сошли за ним, глядя под ноги. Несколько летающих сфер бороздили квадратную яму, наводя синие лучи на отдельные её участки, от чего земля сама начинала расползаться по сторонам, открывая фрагмент разрушенного здания или артефакт времён до прихода Сынов Звёзд.
- Нам разрешили поработать тут пару часов, - мягко обратился к ученикам мужчина. – Вот тут вы можете взять звуковые «лопаты», - он указал на ящик, полный палочек с тарелочками на концах. – Все интересные вещицы несите в центр раскопа, мы вместе их изучим. Будьте осторожны и внимательны.
- Конечно, Учитель! – дружно отозвались дети, тут же рассыпавшись по котловану, весело, но спокойно обсуждая увлекательную работу.
Синие лучики засверкали то тут, то там, иногда слышались удивлённые и восторженные возгласы юных археологов, нашедших что-то интересное. Учитель сел на выступающий из земли бетонный блок, какие давно уже не использовались при строительстве, и с доброй улыбкой следил за оживлённым процессом. Некогда на этом месте стоял город старого человечества, в своём тупиковом пути почти полностью погибшего, и оно вымерло бы окончательно, не прибудь Сыны Звёзд и не спаси тех немногих, кого ещё можно было. Учитель много изучал историю прошлого, теперь в его задачу входило знакомство подрастающих поколений с теми временами.
Прошло около получаса, найдено было много вещичек из минувшей жизни, назначения которых малыши не знали. Наконец, один мальчик вскрикнул и понёс к центру ямы, где сидел Учитель, устройство размером с ладонь, запакованное в прозрачный футляр, за ним устремилась вся группа.
- Смотрите, Учитель! – с горящими от возбуждения глазами воскликнул мальчик, протягивая пластиковую коробку с плоским устройством внутри. – Что это?
- Похоже на диск, Ень, - заинтересовано ответил Учитель.
- Но он не круглый, - словно обидевшись, заметила девочка с длинной косичкой.
- Верно. Это устройство так называли в честь его предшественника, который был круглым. Это носитель информации, как наши кристаллы-накопители. Интересно, что на нём. Хорошо бы, чтоб он работал.
Легко раскрыв сильными пальцами почти сросшуюся упаковку, Учитель извлёк съёмный диск, который хорошо сохранился для вещицы, пролежавшей в земле сотни три лет.
- Похоже, его намеренно законсервировали для потомков, - сказал Учитель, доставая кристаллическую пластинку из складки тоги. – На этом месте располагалась крупная библиотека, и, хотя в конце эпохи Пятого человечества ими мало кто пользовался, были те, кто хранил знания. Нам редко попадаются рабочие диски, я вообще не видел ни одного. Похоже, нам сегодня крупно повезло! Давайте же взглянем, как выглядел мир прошлого.
Из кристалла вытянулся призрачный «шнур», подключившийся к разъёму диска и над пластинкой появился экран. Носитель содержал массу сведений обо всех аспектах жизни, детишки встали плотным кольцом вокруг Учителя, а тот приступил к изучению. Первым его заинтересовал раздел искусство. Открыв его, он начал открывать файлы. Увидев книги, наставник нахмурился. Одни из них были чересчур напыщенными и претенциозными, пытаясь взять скорее пафосом, а не содержанием, другие же – насмешкой над литературой.
- Почему на обложках столько много рисованных полуголых женщин? – борясь с неловкостью, спросил один мальчик. – Они про устройство тела?
- Нет… кажется они о молодых людях, которые своим незрелым поведением привлекают к себе толпы девушек. Давайте лучше глянем скульптуру и живопись.
Но скульптуры выглядели как странные уродливые существа, пожирающие друг друга, вырастающие одно из другого, с лишними конечностями и вывернутые в странные позы. Учитель невольно вздрогнул, а в группе зазвучали испуганные голоса: «Что это? Мне страшно? А где же совершенные пропорции Природы?». Среди картин дела оказались не лучше. Первым на глаза попались изображения непонятной мазни и человека, испражняющегося на холст разноцветными струями. Это само уже отбило желание смотреть дальше.
- Зачем этот мужчина… какает на холст? – покраснев спросила девочка с золотистыми волосами, спускающимися ниже пояса. – Это ведь надо делать в туалете?
Учителю нечего было на это ответить. Он решил послушать представленную музыку. Сперва какой-то бесполый тип в ярком наряде заголосил так, что все позатыкали уши, тогда Учитель нажал на изображение покрытого рисунками парня, обвешанного золотыми побрякушками, уже не ожидая ничего хорошего. И он угадал. Под какие-то бурчание и стук дикарских барабанов, парень начал ухать что-то настолько непристойное и грязное, что пришлось моментально это отключить.
- А что это такое? – вытаращив глаза, спросила девочка с длинной косой. – Разве такое можно хотя бы слушать… или наслаждаться?
- Ох, Зорушка, - только и вздохнул седой, - я вот как скажу: то человечество погибло по причинам. И одна из важнейших, когда вместо настоящего искусства появляется такое. Давайте-ка ещё что-нибудь глянем, может не везде так.
В разделе с историческими хрониками попадались в основном описания войн и конфликтов во всех частях света, что шли почти без продыху, видео с танками, палящими по сёлам, и рвущимися бомбами. Дети недоумевали, зачем люди убивают друг друга, но и Учитель не знал, что тут ответить.
- Было время, когда войну пытались оправдать естественными причинами, - развёл он руками. – Это считалось нормальным и даже почётным, хотя в основном нужно было, чтобы наладить расшатанную экономику.
- А что это такое? – спросил маленький Ень.
- Эх, как вам объяснить-то? Раньше, до вымирания и возрождения, люди пользовались деньгами. Дескать, так удобнее обмениваться продуктами труда. Но в итоге лишь подменили ценности. Делали не как сейчас – ради блага других, а ради выгоды. Ресурсы покупали и продавали.
- А кому за них деньги платили, Матушке Земле они ведь не нужны? – удавилась одна из девочек.
- Конечно, не нужны. И людям были не нужны, но так проще. Чтобы для других работать, надо Человеком стать, а это ох как сложно. А так всем заменитель дали, чтоб можно было себя считать важным, просто имея деньги, а не таланты и мораль. Ну да ладно, не стоит вам в это вдаваться. Глянем-ка лучше на жизнь в их городах, так всё же должно остаться нечто достойное.
В хрониках предстали перед удивлёнными зрителями громадные мегаполисы, залитые светом рекламных щитов и вывесок, с редкими чахлыми деревцами, которые продолжали резать и резать, с искусственной травой, уймой машин, люди, катящиеся на самокатах и велосипедах с бездумными лицами, компании, сидящие в парках с бутылками пива и сигаретами, заглушая громкими криками и смехом пение птиц. Посыпались тут на Учителя вопросы: «Зачем все на колёсах, разве они не знали, что ходить куда полезнее, особенно малышам?», да «почему эти люди намеренно вдыхают смертельный дым и других травят, хотя известно, что это и к чему приводит?». А что ту ответить? Всегда можно себя оправдать.
Много нашлось причин, почему погибло прошлое пятое Человечество. Но вдруг попалась группе запись, где маленькие мальчик с девочкой подошли к бездомному котёнку и насыпали ему корма в пластиковую крышечку, затем, как крепкий парень в тельняшке и военных штанах помог бабуле спуститься с лестницы, как мужчина вытаскивал из воды упавшую туда собаку. Тут Учитель улыбнулся и сказал:
- А вот почему мы всё ещё существуем.
Дети обрадовались даже этой маленькой искорке и весело побежали дальше копаться в земле, надеясь найти что-нибудь столь же приятное и светлое, ведь времени оставалось не так много, а седой Учитель встал и спрятал диск у себя за пазухой, подумав:
«Хорошо. Но лучше убрать это подальше, а то вдруг кому-то снова станет интересно, до каких глубин может провалиться человек-бог. А добру мы и сами научим».