Философские вопросы. Часть 38

Татьяна Химич
1. Откуда появляется душевная пустота? Чем её наполнять?

• Пустота – отсутствие Бога в сердце.

Подобно тому, как опустеет Вселенная без галактик, звёзд, планет и частиц, так становится пустым сердце и душа, когда их покидает благодать Божия, а с ней и мир душевный, и добродетели. Что же остаётся? Пустая чёрная дыра, быстро заполняющаяся унынием, страстями и терзаниями. Ведь зло – отсутствие добра. Либо Бог присутствует в сердце Своей благодатью, либо там царит мрак. По-другому не бывает, между добром и злом нет компромиссов, промежуточных состояний.

Откуда взялось зло, а с ним и пустота? В мире его не существовало, но ангел, согрешив, потерял благодать и превратился в сатану (противника) –  источник всякого беззакония, нестроения и лжи. Безбожную пустоту ничем мирским не заполнить; ни удовольствия, ни богатство, ни психологические тренинги, ни разврат не восполнят её, они, наоборот, только увеличивают эту дыру, ведь зло плодит большее зло.

Как же обрести снова душевный мир, покой и радость? Нужно привлечь в сердце потерянную благодать – обратиться к Богу, источнику и подателю всякой радости и блага. Но Бог не воцаряется в нечистом сердце. Подобно тому, как хозяюшка создаёт уют в своём доме перед приходом любимых, долгожданных гостей, так и грешник должен вычистить своё сердце от нечистот-страстей покаянием, чтобы Господь, войдя в него, освятил Своей радостью и миром.

«Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота – дар благодати Божией» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд).
«Пред утешением, доставляемым Божественной благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира» (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд).


2. Одинок ли Бог?

• Бог ни в чём не имеет нужды. Но пребывает в «непрерывном общении любви».

«Бог от века есть Любовь, Истина и Жизнь. Писание возвещает об Отце, Который любит Сына (Ин. 5:20), о Сыне, любящем Отца (Ин. 14:31), и Святом Духе как Духе любви (Рим. 5:5). ... неизреченное общение в любви Трёх Божественных Ипостасей, Их взаимопроникновение, существование Друг в Друге» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 156).

«Бог не нуждается в мире как некоем объекте, на который Ему требовалось бы излить Свою любовь. До творения мира Бог не страдал от недостатка взаимообщения. Он всегда был Троицей, в Которой Три Ипостаси пребывают в непрерывном общении любви и созерцания Друг Друга» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 170).


3.  Каким путём идти к Богу?

• «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:6).

Сказал Христос-Сын Божий: «Я и Отец — одно» (Библия. Евангелие от Иоанна 10:30).

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Библия. Евангелие от Иоанна 10:27-28).

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Библия. Евангелие от Иоанна 11:25).

«Я есмь хлеб жизни. Я хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Библия. Евангелие от Иоанна 6:48,51).

Единственный путь к Богу – следование за Христом. Всевышний Сам воплотился, избавил человечество от смерти и рабства злу Своими страданиями, смертью на кресте и Воскресением, научил все народы, как ПРАВИЛЬНО угождать Богу и спасаться.

Есть множество лживых путей и учителей, которые под видом спасения и освобождения ведут в погибель. Разумеется, человекоубийцы-диаволы, ненавидящие род людской и желающие нам максимально возможных мук и смерти, делают всё, чтобы большее число людей никогда не нашли единственный верный путь в Жизнь и вечное счастье. Оттого ложные мессии и плодятся здесь и там, и будут плодиться. «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперёд сказал вам». (Библия. Евангелие от Матфея 24:4,5,24,25).

Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:15).

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Библия. Евангелие от Марка 8: 34).
Святитель Василий Великий объясняет это так: «Ибо прежде всего отрицаемся диавола и плотских страстей,... телесного сродства, человеческой дружбы и навыков жизни, противоборствующих строгости евангельского спасения. И, что ещё необходимее, отрицается самого себя совлекшийся ветхаго человека с деяньми его (Кол. 3:9), тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4:22); отрицается и от всех пристрастий к миру, которые могут препятствовать цели благочестия. … Совершенное отречение состоит в том, чтобы преуспеть в беспристрастии даже и к самой жизни и иметь себе осуждение смерти, да не на ся надеющеся будем (2 Кор. 1:9). Начинается же оно отчуждением внешнего, как то: имения суетной славы, привычек жизни, пристрастия к неполезному» («Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах» №8).
 
«Какое утешение может иметь человек, когда, отвергаясь себя, лишается многих естественных удовольствий? Утешение благодатное, Божественное, которого и сами страдания нарушить не могут. «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше [2Кор.1:5]» (Святитель Филарет. Пространный христианский катихизис Православной  кафолической восточной Церкви, М., 2013 г., стр. 132).

«Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Чтобы начать свой путь за Христом (стать христианином), сначала нужно родиться в жизнь вечную, духовную – необходимо креститься «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19) в Православной Церкви и стать её членом. Православная Церковь – единственная Церковь, Глава которой Христос, только она сохранила неискажённым учение Христа через апостолов и благодать Святого Духа. Ушедшие в раскол католическая Церковь, Армянская, протестанты и прочие – не имеют благодати Божией, так как исказили Церковные догматы. Такие учения не спасительны.
Религии, не исповедующие Христа Богом, ложны, поскольку, не поклоняясь истинному Богу, они поклоняются ложным богам или бесам. Это путь в погибель.

«Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-Российскую: она во всей славе и силе Божией. Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие её – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские», – взывает к нам святой преподобный Серафим Саровский.

Ученик Христа должен соблюдать заповеди Любви, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:16).

Заповеди Любви Нового Завета таковы: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Библия. Евангелие от Марка 12:30-31).

«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его», в переводе: «Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Библия. Псалтирь, псалом 25:10).


4.  Какой источник информации о Боге самый достоверный?

• «Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра;1:25)

Что может быть достовернее и истинней, чем слово Самого Бога Творца и Вседержителя? Господь сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Библия. Евангелие от Марка 13:31).

«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Библия. Книга пророка Исаии 55:10–11).

Где же мы можем прочитать слова Самого Бога неизменными, неискажёнными? В Священном Писании (Ветхом и Новом Завете), написанными Богом-Духом Святым через пророков и апостолов. Евангелие называется Словом Божиим, и в нём точно переданы Слова воплотившегося на земле Господа, Его проповеди, заповеди, притчи, учение. Евангелие составлено апостолами – ближайшими учениками Христа Бога, свидетелями описываемых событий, руководимыми Духом Святым. Всё написанное в Евангелии – свято, это Слово Божие, обращённое ко всякому человеку. Сам Бог говорит таинственно с читающими Евангелие.

Для толкования и понимания Священного Писания и наставления в правильной духовной жизни великие святые Православной Церкви (святые отцы), знающие не понаслышке тайны и трудности духовной жизни, написали свои боговдохновенные труды для нас. Через эти труды, называемыми Священным Преданием, Бог также назидает нас в правильной жизни и спасении. Истинность написанного и единодушие множества святых отцов, живших в разные времена по всему миру, никогда не знавших друг друга, не имевших Интернета, подтверждает, что Дух Святой Сам руководил ими.

«Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра;1:25)

«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Библия. Евангелие от Иоанна 6:63).

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». (Библия. Евангелие от Иоанна 5:24).


5. Кому принадлежит жизнь: нам или Богу?

• «Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который дал её» (Святитель Филарет. Пространный христианский катихизис Православной кафолической восточной Церкви, М., 2013 г., стр. 148).

Господу принадлежит всё в мире, Он Вседержитель. Как человеку может принадлежать жизнь, если он не может сам продлить её существенно и тем более создать? Человек не способен подарить жизнь даже клетке (сотворить живую клетку из неживой материи), а ведь наука сделала столько открытий, и многие уповают на неё. Люди научились искусственному оплодотворению клетки человека, а бактерию создать не могут. И не сможем. Жизнью и смертью распоряжается один только Бог. Жизнь человек может отобрать, совершая смертный грех, но даже воскресить мёртвого без благодати Божией не в силах.


6. Что такое «ничего»?

• Ничего – это отсутствие, несуществование, небытие чего бы то ни было, кроме вечного Бога.

Это значит, что существует один только Бог и больше нет ничего, ни малейшего атома, ни энергии, ни времени, нет даже пространства и пустоты.

«Мир сотворён Богом «из ничего». Это означает, что вне Бога не существовало никакого «исходного материала» при творении мира. Бог Сам Собой, Своей собственной силой, создал мир, создал всецело и по форме, и по веществу. Святитель Василий Великий об этом пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не-сущее, а вместе с тем Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвёл материю, соответственную форме мира» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 161).

Бог всегда бесконечен и неизменяем, а сотворённый мир – конечен. Поэтому бытие Творца не изменилось с сотворения мира. Бытие Бога и Его бесконечность, где нет ничего, кроме Него, для нас непостижимы.


7. Что лучше: просить у Бога или благодарить Бога?

• Господь знает всё, что нам нужно, ещё до нашего прошения и даёт это и даже с избытком.

Христос свидетельствует: «Знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Библия. Евангелие от Матфея 6:8).

«Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам», – учит нас Христос (Библия. Евангелие от Матфея 6:31-33).

Благодарить Бога за всё заповедано Самим Богом: «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (Библия. Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла 5:18).

Благодарность важнее прошения.
«Прежде всего на хартии моления нашего поместим искреннее благодарение; во-вторых – исповедание (грехов) с душевным в чувстве сокрушением; после сего поведаем Всецарю и прошение наше. Такой чин молитвы есть самый хороший, как показано одному из братии Ангелом Господним» (преподобный Иоанн Лествичник. Лествица).

«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Библия. Псалтирь, псалом;33:2).

«Если кто хочет хвалить Бога в вечной жизни, тот да не прекращает хвалить и славить Его здесь» (святитель Тихон Задонский).

«Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за всё дарованное, чтобы за это дать нам ещё большее воздаяние», – учит вселенский учитель Православия святитель Иоанн Златоуст.


8. Как понять, что живёшь неправильно?

• Если исполняешь всё, что заповедано в Евангелии, живёшь Богоугодно.

Как правильно? Как советует Бог. Норма для каждого – святость. Правильная жизнь (праведная, прямая) – по воле Божией, в любви к Богу и ближним.

«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
(Библия. Евангелие от Матфея 22:36-40).

Нужно сопоставить себя со Христом, свои дела, мысли, чувства, стремления. Заповедь Евангелия – быть как Христос. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Библия. Евангелие от Матфея 5:48).

И познать себя...

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской» (преподобный Петр Дамаскин).
Видение грехов – только лишь начало здравия души и правильной, Богоугодной, жизни.

«Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нём царство греха, водворяет Царство Божие» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).


9.  Где рождается красота? Где она живёт и где умирает?

• Бог – Совершенная Красота.

«Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты: ни слово не может выразить, ни слух вместить» (святитель Василий Великий).

«Бог есть наивысшая красота» (преподобный Макарий Египетский).

Бог есть Совершенная Красота, Он один вместилище и источник всех добродетелей и совершенств. Всё меркнет рядом с Богом.

Раз Господь – источник и податель всяких благ, в том числе красоты, то красота всегда рождается от Него и через Него посредством действия Его благодати: так Он Сам сотворил все существующие прекрасные формы живой и неживой природы, вселенной, человека, Ангелов. Только при помощи благодати и благословения Божиего созидает прекрасное творец-человек.

Где живёт красота? Красота живёт там, где действует благодать Божия, где Бог изливает Свои благословения и дары.
 
Где красота умирает? Красота умирает в скверне греха и нечистоты. Где нечистота и грех, там уже нет живительного, благотворного действия благодати, она покидает скверну духа и сердца. Потому картины, книги, постановки, песни грешников заполнены мерзкими, отравляющими умы и сердца, грязными образами. Их души, предвкушая преисподнюю, «полюбив» её, транслируют в своих образах. Через образы, создаваемые грешниками, ад приходит на Землю, растлевая чистые души.


10. Что является искусством, а что не является?

• Что такое «искусство»? «Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах» (Толковый словарь).

Подлинное искусство непременно должно содержать смыслы и назидать.
Если плод творческого вдохновения не изменил реальность творца и реальность человека, постигающего акт творчества, он не имеет смысла – он мёртв. Суть искусства заключается в трансформации реальности. Художник открывает смыслы, глубины, замыслы Творца о мире и человеке. Искусство должно насыщать души, умы и сердца добрыми чувствами и помыслами, подавать примеры и новые взгляды на окружающий мир.

Высшее творчество открывает людям Бытие, Красоту и Премудрость Божию. Это своего рода богословие в образах. Действительно, в иконе нет ни одной случайной линии, икона – богословие в образах, окно в Горний мир. Икона приоткрывает сакральное, таинственное, вечное, а потому исцеление приходит от Бога через сакральные образы, а не через художественные полотна. Господь дал Моисею чёткие указания, каким должен быть Ковчег Завета, и как должно, в том числе, изображать ангелов Господних – Херувимов: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Библия, Исход;25:40).

Высшее искусство: иконопись, духовная поэзия, литература, музыка – приводит к Богу, постигающий его непременно уходит обновлённым, потому что его посещает Сам Бог, подавая Свою живительную благодать.

«Если видимое так прекрасно, то каково невидимое? Если величие неба превосходит меру человеческого разумения, то какой ум возможет исследовать природу Присносущего?» (святитель Василий Великий).

«Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари — Отчее Слово, Которое Своим о всём промышлением всем даёт познавать и Отца» (святитель Афанасий Великий).

«Мы отчасти познаём Бога, во-первых, через размышление о себе, во-вторых, через размышление о мире... По произведению угадывается художник, но всегда художник совершеннее своего дела. Итак, поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно понять, что Бог, Творец его, премудр и благ. Поскольку в мире есть красота, то можно понять, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая. Поскольку Бог сотворил всё, то можно узнать, что Он всемогущ. … Видимый мир, если рассматривать его не только сам по себе, но и смотреть сквозь него, становится окном в невидимое» (святитель Филарет, митрополит Московский).



«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)