1-я железнодорожная бригада. Начало

Владимир Петропавловский
Воспоминания ветерана Железнодорожных войск
Пашигорева Бориса Федоровича.

Частично отредактировано.

Вместо предисловия.

     К тебе молодой друг, солдат, сержант, офицер нашей любимой Советской Армии, обращаюсь я, с этим небольшим воспоминанием о создании 1-й Кенигсбергской ордена Александра Невского железнодорожной бригады, работающей на стройке № 1 Десятой пятилетки – Байкало-Амурской магистрали….
     Шел 1932 год. Наша страна выполняла первый пятилетний план. Трудное это было время. В деревне шла коллективизация, создавались колхозы и опытные совхозы. Не утихала классовая борьба. Создавалась новая промышленность, строились заводы и фабрики, железные дороги.
     В эти годы надо было укреплять оборонную мощь страны. На Дальнем Востоке Японией было создано марионеточное правительство Манчжоу-Го, где расположилась Квантунская армия. План японцев предусматривал захват Монголии и нашей территории вплоть до Урала. Участились на границе военные провокации и конфликты.
     Наш народ после Гражданской войны переживал трудные времена. Продовольствия не хватало, была введена карточная система распределения на промтовары, одежду, обувь. Все это выдавалось в виде поощрения за труд по карточкам в очень ограниченном количестве. Подписка на займы составляла как правило не менее месячного заработка.
     В этих условиях правительство приняло решение о резком увеличении численного состава Красной Армии. Она увеличивалась за счет не только уменьшения призывного возраста, а призывались тогда граждане, достигшие 22-х летнего возраста, но и за счет лиц, зачисленных в прошлые годы во вневойсковое-территориальное обучение. Командно-политические кадры призывались из запаса в основном окончивших средние и высшие учебные заведения. Встал вопрос о реконструкции промышленного потенциала Дальнего Востока и железных дорог, без которых выполнение задач обороноспособности было просто невозможно.

Учебный пункт.

     Март 1932 года. На учебные пункты военкоматов Западной Сибири и Урала на ряду с другими, были призваны граждане в железнодорожные части, в том числе в будущую 1-ю железнодорожную бригаду (1-я отдельная железнодорожная бригада Особого корпуса железнодорожных войск была сформирована 01.05.1932 г. в г. Хабаровске в составе Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. Прим. ИМЗ).
     У воинской платформы станции Тюмень стояло одноэтажное кирпичное здание военной казармы, построенной в 1-ю Мировую войну 1914-1918 г, находящееся в постоянной готовности принять людей. За казармой красное кирпичное одноэтажное здание канцелярии и комнат для командного состава.
     - Прибыл в ваше распоряжение, - доложил я начальнику учебного пункта товарищу Иноземцеву и предъявил направление военкомата.
     За столом в канцелярии кроме начальника, командира запаса, одетого в новое обмундирование с новым ремнем через плечо и кобурой с «Наганом», сидел так же, как и он с тремя квадратами на красных петлицах политрук, кадровый политработник.
     -Политрук товарищ Косяков, знакомьтесь, - беря мое направление сказал начальник учебного пункта.
      После предложения сесть на стоявшую табуретку, и устного знакомства со мной, политрук сказал:
       - Вы член партии, и я вам поручаю, наряду с приемом людей во взвод (я был назначен на должность командира 1-го взвода), выявить и составить список прибывающих коммунистов и комсомольцев.
     В этот, и на другой день прибыли командиры запаса на должности командиров взводов и помкомвзводов, а через два дня стали прибывать и красноармейцы, вневойсковики 1908 и 1909 годов рождения, которые служили в армии.
     Люди были разбиты по взводам и отделениям, прошли санобработку, получили полностью новое обмундирование, котелки, фляги, вещевые мешки. В казарме расставили лежавшие там деревянные топчаны, набили матрасы привезенной соломой, застелили новой постельной принадлежностью. Задымили все трубы казармы, заработала кухня, загорелось электричество, осветив казармы. Говор и песни заполнили мертво стоящие до этого стены в ожидании обитателей.
     Началась ежедневная напряженная учеба. Политзанятия, строевая подготовка, материальная часть оружия, позднее стрельбы и тактические занятия за городом, в березовой роще, утопающей в белом чистом снегу.
     Шли дни. Наступил апрель, солнце в середине дня особенно хорошо пригревало, но ночи были прохладные и крыши казармы одевались в большие и маленькие сосульки. Наступившая весна как-то радовала каждого из нас, несмотря на слезы родственников, приходивших к казарме в определенные дни, красноармейцы чувствовали себя бодро, и песни подходящих к казарме взводов, были особенно звонки, перемешиваясь с гудками маневровых паровозов и проходящих через станцию поездов.
     В один из дней апреля в казарме появились большие начальники, двое на черных петлицах имели ромбы, знаки различия высшего командного состава. Командование учебного пункта провело начальство по всей казарме, на кухню, где ими была снята проба обеда, осмотрена заправка коек и шинелей, проверен порядок в тумбочках, чистота окон и обеденных столов. Начальник учебного пункта доложил о порядке прохождения занятий, выполнения программ обучения.
     Спустя около двух месяцев я в своем полку увидел на совещании командного состава обоих начальников, посетивших Тюменский учебный пункт в апреле 1932 года, это были командир 1-й железнодорожной бригады Особого корпуса желдорвойск товарищ Чернозатонский и начальник политотдела бригады товарищ Гойдз (Чернозатонский Леонид Николаевич командир 1-й бригады с 1932 г. по 1933 г., бригадный комиссар Гойдз Иван Маркович с 1932 г. по 1936 г. Прим. ИМЗ).
     В один из дней второй половины апреля к воинской платформе подошел железнодорожный состав, состоящий из товарных, в большинстве двухосных вагонов, посредине находился один классный вагон. Часть вагонов уже была занята красноармейцами, как позднее я узнал с учебных пунктов Свердловска и Челябинска. Из числа пустых вагонов, оборудованных двойными нарами по обе стороны, с железной печкой посередине и фонарем со свечкой, висевшим над широко раздвинутыми дверями, были предназначены для нашего учебного пункта.
     - Становись! – раздалась команда начальника учебного пункта. Личный состав был выстроен у казармы с вещевыми мешками, в которых были уложены спальные принадлежности, пара белья, личные вещи были разбиты по вагонам и заняли свои места.
     В ходе обучения подготовленные красноармейцы были назначены на временное замещение должностей командиров отделений и помкомвзводов, приняли людей, освободив призванных на время обучения командиров из запаса.
     Начальник эшелона, кадровый командир принял от учебного пункта людей и документы.
     Через несколько минут подошел паровоз, опробовал тормоза, поездная бригада заняла свои места, раздался продолжительный гудок и поезд медленно тронулся от платформы, оставляя на ней командиров пункта и нескольких родственников, стоящих против тех вагонов, где были их близкие.
     В Омске красноармейцы учебного пункта дополнили эшелон, заняв места в оставленных для них вагонах.

Поезд идет на Восток.

     Поезд довольно быстро по тем временам шел на Восток. Останавливались на больших станциях для пополнения эшелона продуктами, водой и топливом. Две походные кухни были установлены в четырехосном вагоне. На больших стоянках пища выдавалась в котелки по списку старшего по вагону и дежурного по кухне, под наблюдением дежурного по эшелону.
     Не очень большой классный вагон, которых теперь нет и в помине, был занят командным составом, в большинстве Свердловчанами и Челябинцами. Отдельное купе со спущенными полками занимал начальник эшелона. Отопление было печное, две чугунные печки, стоявшие у тамбуров отопляли вагон. Три фонаря со свечами над средней и входными дверями с наступлением темноты слабо освещали вагон. Два дневальных красноармейца топили печи, следили за чистотой, освещением, приносили пищу с кухни в двух ведрах. С наступлением темноты большинство командиров лежало на полках, спали и предавались думам о неизвестном завтра. Только в купе начальника эшелона горела свеча, да у заядлых игроков в преферанс.
     Эшелон иногда долго простаивал на небольших станциях и разъездах, пропуская встречные поезда на однопутных участках, и попутные эшелоны груженые боевой техникой. На платформах и крытых вагонах везли боеприпасы, разобранные самолеты, орудия, танки, секции подводных лодок и катера. Вся эта боевая техника была на скорую руку забита в ящики с надписями: «колхозцентр», «посевная», «сельхозтехника» и прочими, далеко не военными названиями. На остановках с тормозных площадок соскакивали красноармейцы или краснофлотцы, ходили вдоль своих составов, охраняя военную технику и имущество, притом чаще всего были без оружия.
     В Ачинске простояли несколько часов. Был назначен банный день. Но совсем небольшая баня, не могла быстро пропустить эшелон.
     В дороге некоторые дни были погожими, солнце дружно пригревала землю, малые и большие ручьи и речки с шумом несли талую воду под мостами и в трубах под насыпью железной дороги. Двери вагонов с правой стороны были открыты, (в движении запрещалось открывать левые двери по технике безопасности. Прим. ИМЗ) часть бойцов сидели на доске у открытых дверей, смотрели на лес, степи, на небольшие станции и разъезды, разговаривали о прошлом, делали предположения на будущее, иногда читали газету, в большинстве старую, эшелон газетами обеспечивался плохо. Иногда запевала затягивал песню, её подхватывали другие голоса, и она неслась то бодрая солдатская, то грустная и заунывная народная. Иногда песня обрывалась из-за крика одного сидящего у дверей:
- Смотри ребята! – все подбегали к дверям и смотрели на пролетавшее стадо гусей или уток. Прохладный ветер бил в лицо, спинам было тепло от горевшей печурки.
     Переходя из вагона в вагон на остановках, в которых ехали бойцы Тюменского учебного пункта, я слышал один и тот же вопрос:
- Товарищ командир взвода, а куда нас везут, и скоро ли мы приедем?
 Что я мог им ответить? Меня и самого очень интересовал этот вопрос, ответ на который знал только начальник эшелона.
     Чем дальше шел поезд, тем медленнее было его продвижение, двухпутная колея в те годы была не везде. Когда отъехали от Иркутска и стали огибать озеро Байкал, то профиль пути стал еще сложнее. В голове состава прицепили второй паровоз, а толкач помогал составу сзади на крутых подъемах.
     В Чите простояли несколько часов, пополняя запасы топлива, воды и хлеба. Большие города кончились. Станции Дальне-Восточной железной дороги в основном имели деревянные станционные здания, выкрашенные в желтый цвет, как и многие остальные железнодорожные дома. К одноэтажным железнодорожным домам примыкали небольшие поселки.

Полк формируется.

3-го мая 1932 года утром, принятый на второй путь эшелон остановился. На небольшом деревянном здании станции была надпись «Свободный». Из вагона вышел начальник эшелона и направился в сторону станции, оттуда на встречу ему шел военный в шинели с тремя прямоугольниками на черных петлицах и гражданский человек одетый в пальто. Через несколько минут последовала команда на выгрузку командного состава. Личные вещи мы погрузили на подводу, и пожилой возчик поехал вперед, а мы пошли за подводой. Дорога в город шла по пологой горе, поднимаясь вверх, мы видели небольшие дома, стоящие вдоль дороги. Эшелон, спустя некоторое время подали на ближайшею, довольно большую станцию Михайло-Чесноковскую в 4-5 километрах от станции Свободный.
     Город Свободный совсем небольшой, преимущественно состоящий из одноэтажных деревянных домов, носивший прежнее название Алексеевск, названный в честь наследника последнего царя, основан в 1913 году, при строительстве Дальневосточной железной дороги. Город, в который в прошлые времена съезжались с золотых приисков старатели, чтобы оставить в нем заработанное тяжелым трудом золото. Много домов имели кроме парадных дверей «черные» входы со двора, в этих домах были лавки, кабаки, широко открытые для старателей.
     Нас разместили в двух деревянных, двухэтажных домах недалеко от станции Свободный, только что построенных у городской площади. В этих домах жили ранее нас прибывшие командиры запаса, все они еще были в гражданской одежде. Расположились по два-три человека в комнате, в которых кроме деревянных топчанов, одной- двух табуреток и стола на крестообразных ножках ничего не было. В коридоре был прибит умывальник, таз и ведро с водой. Матрасный чехол, набитый соломой и закрытый серым одеялом – составляли нашу постель.
     Командир полка товарищ Красильников (позже полковник Красильников Николай Михайлович командовал 5 отдельным строительным ж.д. полком с 1932 г. по 1937 г. Прим. ИМЗ), при встречи нашего эшелона, отдал приказание явится в штаб, расположенный в одном из пустых домов на главной улице города.
     На входных дверях большого, одноэтажного, деревянного дома висела надписанная на куске фанеры черным карандашом жирными буквами: «Штаб 5-го строительного отряда». В штабе было несколько человек в штатской одежде, командный состав сидели за столом, ходили по комнатам, разговаривали между собой и обращались к нам. Пройдя регистрацию, мы получили талоны на питание, столовая командного состава размещалась от штаба через несколько домов, она была оборудована в одном из пустующих домов.
     Из столовой мы пошли на территорию полка по главной улице в конец города. Перед нами открылся прекрасный вид. Военный городок, еще полностью не законченный, находился на горе, как и весь город. С одной стороны его закрывали сопки, а в трех-четырех километрах по низине был виден небольшой поселок и железнодорожная станция Михаило-Чесноковская, названная в честь расстрелянного японцами большевика и похороненного пред станцией – участника Гражданской войны.
    Военный городок в окружении еще не одетых листвой березок и кустов дубняка с не опавшими листьями, это несмотря на большие морозы зимой, как бы разделялся на две части главной дорогой, идущей из города к спуску с горы, и уходящей по направлению станции Михаило-Чесноковская. По одну сторону на расстоянии триста-четыреста метров от дороги были казармы и служебные помещения, по другую шесть двухэтажных, деревянных домов для командного состава. Три дома примыкали к главной дороге, идущей из города, а три дома уходили к окончанию горы, за которой была выемка и железнодорожный путь. От станции Свободный на территорию городка была уложена тупиковая железнодорожная ветка, подходящая к складам военного городка. Два кирпичных одноэтажных дома примыкали к территории городка.
     Кроме нашего эшелона через день прибыл еще один с личным составом будущего полка. Казармы и служебные помещения полностью еще не были готовы, поэтому часть красноармейцев было выделено на их окончание, а с оставшимися проводились занятия. Кроме командного состава, прибывшего с эшелонами, приезжали и с пассажирскими поездами, никто из них не был обмундирован, были случаи, когда дневальные не пускали в казарму своего командира, одетого в демисезонное пальто.
     Прибыли выпускники Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и железнодорожного техникума, за несколько дней до отправления прошедших краткосрочные курсы обучения, все обмундированные, со знаками различия на черных петлицах по занимаемой должности. Прибыл и политический состав из числа бывших партийных работников, также обученных на краткосрочных курсах.
     Кадровыми были командир полка товарищ Красильников, обаятельный человек, быстро завоевавший авторитет и уважение среди личного состава, участник Гражданской войны, и его помощник по материально-техническому обеспечению товарищ Брылев (Брылев Георгий Михайлович с 1932 г. по 1933 г. Прим. ИМЗ), также участник Гражданской войны и конфликта на КВЖД в 1929 году, бывший кавалерист, пользующийся большим уважением среди всех нас. Мы молодые, уважительно в шутку называли его «Дедушка Брылев». Спустя некоторое время прибыли еще два-три кадровых командира.
     Нашей части было присвоено наименование 5-й строительный железнодорожный полк 1-й железнодорожной бригады Особого корпуса железнодорожных войск. Штаб корпуса в то время находился в Москве, а штаб бригады в Хабаровске.
     Полк готовился к принятию присяги. В то время она проходила в Красной Армии 1-го мая, но в виду того, что полк только формировался в майские праздники, день присяги был назначен на один из первых дней мая.
     И вот полк, построенный на плацу под звуки местного небольшого оркестра, двинулся по городу на городскую площадь. На площади, где была братская могила погибших партизан в Гражданскую войну, была установлена трибуна. Выстроенный перед трибуной полк повторял слова присяги за представителем Райисполкома:
- Я, сын трудового народа,
Гражданин Союза Советских Социалистических Республик,
Принимая высокое звание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии,
Клянусь и обязуюсь………………………
     Далее шло небольшое обращение к нам комиссара полка товарища Белкина, потом команда начальника штаба:
- Повзводно! Дистанция на одного линейного, равнение на право!
     И полк прошел мимо трибуны, где находились руководители района, командование полка и бывшие партизаны Гражданской войны.
     Шли дни, полк получил техническое оснащение и вооружение. Обмундировался весь личный состав, совершенствовались умения по строевой и физической подготовке. Был получен конский состав, около ста лошадей, правда кони за время перевозки из центральных областей Советского Союза по железной дороге были настолько истощены, что многие не могли стоять на ногах и их подвешивали на веревках, усилен был режим их питания.
     Шло комплектование полковой школы для подготовки младшего командного состава. Начальником школы был назначен командир запаса, участник Гражданской войны и подавления Кронштадтского мятежа товарищ Немыгин, политруком школы товарищ Сафронов, а помощниками товарищ Консон, по политической части товарищ Тищенко. 
     Полк был укомплектован по штатам военного времени. Личного состава полка было свыше двух с половиной тысяч человек. Полк состоял из трех батальонов, первый и второй строительные, имели в своем составе по две путевых и две мостовые роты, во главе каждого батальона был штаб, в который входили инженер батальона начальник штаба и его помощник. В каждой роте кроме политрука был помкомроты. Третий батальон был технический и состоял из трех рот: технической, эксплуатационной и водоснабжения, при батальоне были подвижные мастерские с электростанцией, оборудованные в вагонах.
     Командирами батальонов были товарищи Смирнов, Малыгин и Медведев. Кроме батальонов по штату имелись отдельный зенитно-пулеметный взвод командир товарищ Гусельников (Гусельников Антон Анисимович в июле 1941 г. был пом. по МТО 79 оспждб, командуя пулеметами батальона погиб при попытке прорыва у ст. Гусятин Западная Украина. Прим. ИМЗ), взвод связи командир товарищ Игнатов, комендантский взвод командир товарищ Соснин, хозвзвод с обозом командиры товарищи Карасов, Коробейников. Позднее был создан музыкальный взвод, в котором было свыше сорока человек. Санитарную часть возглавлял врач Канин, кроме него было еще три врача, три фельдшера, санинструкторы в ротах, санитары и заваптекой в санчасти. В штабе полка были несколько отделов и служб. В политчасти были помощник комиссара, ответственные секретари партбюро и комсомола. В клубе был начальник клуба со своим штатом.
     Полк быстро становился крепко спаянной боевой единицей, и это не могло интересовать наших врагов. В первые дни прибытия полка, над городом появлялся самолет из Манчжоу-Го, до нас в городе воинских частей не было. Вблизи территории полка были задержаны подозрительные лица.
     Другие полки 1-й бригады располагались: 4-й полк в Хабаровске, 6-й в Сковородино и эксплуатационный батальон в Бочкарево.
      Вскоре полк получил приказ, за лето реконструировать железную дорогу от Свободного до Хабаровска, в 502 км, для пропуска тяжеловесных составов. Мы приступили к работам. В реконструкцию входило: местами полная замена рельс с легкого на тяжелый тип, замена старых шпал и увеличение их количества на километр пути и другие работы.
     Еще до выезда полка на работы, к нам прибыл командир бригады товарищ Чернозатонский и начальник политотдела товарищ Гойдз. Все командиры были собраны на совещание в комнате командирской учебы. После вступительного слова командира полка Красильникова, ознакомившего нас с задачами, стоящими перед полком и поздравившего нас с зачислением в кадры Красной Армии, выступил командир бригады.
      Лицо этого человека, участника 1-й Мировой и Гражданской войны, старше по возрасту практически всех присутствующих, произвело большое впечатление. У меня до сих пор в памяти остался его образ и сказанные им слова.
     - Товарищи командиры! Я вас называю так, и буду называть постоянно. Запомните, что вы призваны в Красную Армию по решению партии и правительства не временно, как думают некоторые, а на многие годы. Поэтому отбросьте от себя мысли, если кто их имеет, что вы здесь находитесь временно. Настраивайте себя на добросовестную службу, вызывайте семьи у кого они есть. Нас партия призвала превратить Дальний Восток в неприступную крепость для Японского империализма. На нашу бригаду возложена задача не только реконструировать Дальневосточную железную дорогу, но и построить много новых железных дорог, необходимых для развития экономики Дальнего Востока и укрепления его обороноспособности. Конечно, Дальний Восток — это не Москва, Ленинград или другие большие города, откуда вы прибыли, но долг перед Родиной обязывает нас быть там, куда направила нас страна и решать задачи, которые стоят перед отчизной.
     Выступили начальник политотдела тов. Гойдз, комиссар полка тов. Белкин. Было задано много вопросов, особенно бытовых, так как быт у всех нас был далеко не устроен. На все вопросы командование дало ответы. Расходились с совещания, бурно обсуждая все выступления, вопросы, высказывая свои мысли и предположения. Нужно признаться, что были среди командиров люди, правда единичные случаи, высказывающие нежелание служить на Дальнем Востоке. Молодежь быстро адаптировалась с новым положением и новыми должностями, чему командование только радовалось.
     Спустя некоторое время к командирам начали пребывать семьи. Территория домов комсостава оживилась криками детей, веревками с висевшим бельем у дровяных сараев. Жены командиров шли с посудой в столовую за пищей, и к вновь построенному одноэтажному магазину Военторга. Жизнь на новом месте входила в обычное русло.
     Правительство начало принимать меры по укреплению Дальневосточных границ. Кроме Особого корпуса железнодорожных войск, был создан Колхозный корпус – из стрелковых частей, занятых на развитии сельского хозяйства на пустующих землях, они занимались хлебопашеством, разведением скотоводства, огородными культурами. Были созданы корпуса Наркомтяжпрома для строительства заводов и Ушосдора по строительству шоссейных и грунтовых дорог. Создавался Тихоокеанский флот, новые танковые и авиационные части, увеличивался личный состав пограничных частей. Строились новые военные городки и аэродромы.
     Увеличение численности воинских частей на Дальнем Востоке потребовало создание продовольственной базы, и прежде всего овощной. Завозимые овощи и картофель из центральных частей Союза на Дальний Восток пребывал мороженными, так как эшелоны с овощами проходили Забайкалье глубокой осенью, когда наступали холода. Полк из-за этого в течении двух зим получал овощи мороженными. Приходилось их засыпать в пустующие помещения, и прежде, чем их обрабатывать для приготовления пищи, их заливали холодной водой.
      Летом 1932 года, когда полк работал на реконструкции железной дороги, мы почти не получали жиров и свежих овощей. Питались соленой рыбой- горбушей, кетой и пшеном. Отсутствие витаминов отрицательно сказывалось на здоровье, появилась цинга. С наступлением темноты многие перестали видеть, страдая «куриной слепотой». Обувь на работе изнашивалась быстро, и не смотря на старание ротных сапожников, быстро приходила в негодность, а новой не давали. Для работы были выданы веревочные чуни, которые как на огне «горели» на щебеночном балласте. Обмундирование изнашивалось, выцветало на солнце и от пота. Работали по 10-12 часов, обедали из котелков прямо на трассе.
      И несмотря на все эти трудности энтузиазм был огромный. Широко было организовано соревнование на скорейшее окончание работ. По готовым участкам поезда шли без ограничения скорости, и это нас радовало, мы гордились своими делами. Труд наш был очень нелегкий, все делалось вручную, механизмов практически не было.
     22-23 июля 1932 г. в Хабаровске прошла 1-я партийная конференция 1-й железнодорожной бригады.
     1-я железнодорожная бригада уже была крепко сколоченное воинское соединение, способное выполнять любые задачи правительства, в любых условиях. Впереди еще будут победы на стройках первых пятилеток и тяжелые фронтовые годы Великой Отечественной Войны.

29 ноября 1976 г. Пашигорев Борис Федорович
На фото бывшие казармы на станции в г. Тюмень.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ август 2021 г. В. Петропавловский