Г. Семирадский 1843-1902

Койфман Валерий
Генрих Семирадский - один из крупнейших представителей позднего академизма.
Генрих Семирадский, Занавес «Парнас» львовской Оперы, 1900
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Сначала немного о художнике.
Генрих Семирадский (при рождении Генрик Гектор Семирадский) родился в октябре 1843 года в семье драгунского офицера польского происхождения Ипполита Семирадского, в слободе Ново-Белгород недалеко от Харькова.
Первые уроки рисования Генрих получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии – его учителем стал Дмитрий Безперчий (ученик Карла Брюллова). Отец поощрял занятия сына живописью, но не относился к этим занятиям серьезно, поскольку не считал живопись серьезным занятием, которому можно посвятить свою жизнь.
В 1860 году, по требованию отца, Генрих поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет и изучал естественные науки. Четыре года Семирадский учился в университете и посещал уроки рисования. В 1864 году успешно защитив выпускную работу в университете, с богатой коллекцией бабочек (бабочек художник собирал всю жизнь), будущий художник отправился в Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.
По пути в Петербург Генрих Ипполитович заехал в Москву, увлекся театром и балетом, публичной жизнью старой столицы, но вовремя вспомнил, что ехал в Петербург с некоей целью.
В 1864 году Генрих Семирадский стал вольнослушателем Академии, поскольку на общих основаниях в Академии могли учиться молодые люди, которые не достигли возраста 20 лет. Статус вольнослушателя предполагал платное обучение (25 рублей в год) и позволял вольнослушателю участвовать в конкурсе на Малую золотую медаль. А Малая золотая медаль давала право своему обладателю на шестилетнюю пенсионную поездку в Европу за государственный счет.
Генрих успешно занимался живописью, получал награды и премии, постоянно посещал концерты и музыкальные представления – он так и не приобрел друзей. Можно говорить о небывалом интеллекте, которому трудно было соответствовать (так пишут некоторые биографы), а можно – о ярко выраженной гордыне. В одном из своих писем он называет Академию «фабрикой», а Совет Академии – «кольцом старых идиотов».
В 1870 году вольнослушатель Семирадский получил Большую золотую медаль и отправился в заграничное турне. Сначала был Мюнхен, а потом художник перебрался в Рим. В Риме Семирадский обосновался на долгие годы и в России бывал только наездами. Пока он жил в Риме Академия присваивала живописцу очередные звания. Из России же художник получал и заказы на картины, в том числе и заказы официальные.
Нужно сказать, что круг «излюбленных» сюжетов Семирадского был достаточно узок — картины из жизни Древней Греции и Древнего Рима, библейские сюжеты, картины из истории Древней Руси и портреты.
Нужно сказать, что критики и художники часто критиковали Семирадского за сумбурность композиции, скученность и холодность, неестественность и т.д. Однако, публике работы художника нравились – разноцветный мрамор, множество мелких и хорошо прописанных аксессуаров, душевные трепетные сюжеты.
Пользовались большим успехом и другие работы художника – росписи в храмах, картины для Исторического музея.
Умер художник в 1902 году и был похоронен в Варшаве, однако в 1903 году прах художника был перевезен в Краков и захоронен в костеле.
Действительно невероятно интересная легенда связана с великолепным занавесом «Парнас» львовской Оперы, которая исправно служит театру уже более ста лет. Когда строительство театра шло к завершению, учредители Оперы решили, что занавес в ней должен быть таким же помпезным и торжественным, как и само здание. И послали знатоков-специалистов в театры Европы, чтобы те подобрали занавес, который бы лучше подходил во Львов. Больше посланцам понравились занавесы в Миланском театре и в театре Кракова. Как потом выяснилось, их автором был известный художник Генрик Семирадский, кстати, поляк, родился в Украине. Ему и сделали заказ на театральный занавес.
Почти четыре года, пока шло строительство театра, художник работал над своим шедевром, но, к большому сожалению, когда работа была закончена и надо было открывать театр, оказалось, что денег на выкуп занавеса учредители не имеют. Театр строился в основном на пожертвования меценатов, но они все заявили, что больше денег не дадут.
Заказчики, потупившись, отправились в Италию и сообщили Семирадскому, что денег, чтобы заплатить за его работу, нет. Художник оказался человеком удивительно добрым, не разгневался на неудачников, а повел их в свою мастерскую и показал занавес. Львовяне потеряли дар речи и целый день простояли, любуясь шедевром, о котором они столько мечтали. Когда был уже поздний вечер, гостей попросили покинуть мастерскую. Всю ночь львовские любители искусства спорили о художественных нюансах величественной картины, а утром, они уже были у дверей мастерской и просили Семирадского еще раз показать им занавес, чтобы решить художественный спор. Художник сам заинтересовался спором и вместе с гостями провел у занавеса несколько часов. На следующий день львовянам нужно было уже уезжать домой и они снова просили мастера показать им свой шедевр.
И тогда Генрих Семирадский понял, что никто так не оценит и не полюбит его картину, как эти люди и нигде в мире она не будет так хорошо выглядеть, как в том месте, для которого была предназначена. Художник сделал прекрасный поступок - подарил плод своего вдохновения львовской Опере. Это было как раз накануне открытия театра в 1900 году. Только Оперный театр Ла-Скала и Оперный в Кракове удостоились такого рода занавесей, исполненных тем же Семирадским, а уже в 1902 году художник умер, но его замечательная работа и доныне радует изысканный художественный вкус львовян.
Картины художника можно посмотреть на сайтах                https://gallerix.ru/album/Semiradsky;
https://www.wikiart.org/ru/genrikh-semiradskiy;            
https://arthive.com/de/henryksiemiradzki