Ползти ли к Богу на коленках?

Сергий Пономарь
                Рассуждения о фильме «Очарованный странник» (1996) реж.В.Орехов
                (https://www.youtube.com/watch?v=dY2i5NSwmjA)

       Фильм рассказывает о духовном подвиге Александра Сергеевича Канышева , который в возрасте 51 год по обету Пресвятой Богородице прошел на коленях путь от Дивеевского монастыря до Троице-Сергиевой Лавры (400 км) за 9,5 месяцев, чтобы напомнить людям о Боге и призвать их к духовному обновлению.

      
       ВОПРОС:
       «Сергий, честно признаться, я не поняла, вот в этом должна заключаться наша вера православная? На коленках ползти? Или это он за нас? Объясни». Светлана С.

       ОТВЕТ:
       Вера в Бога, любовь к Богу, надежда на Бога и подвиг покаяния являются неразрывными составляющими Православной Веры. Именно в поступке этого человека они слились ярко и воедино. Речь идет прежде всего не о внешнем, а о внутреннем состоянии и горении сердца и души человека.
       «На коленках ползти» – это не о внешнем, а о внутреннем. На коленках можно ползать и атеисту в своем огороде, но это ради себя и своего урожая. А вот к Богу «ползти на коленках» каждому на своем жизненном пути – это  необходимо всякому христианину, чтобы иметь горение сердца в вере, пожигающее терние страстей, малодушие и привязанность к земной суете.

       Подвиг покаяния, веры, любви и надежды показан еще в самом Евангелии на примере благоразумного разбойника, висящего на кресте справа от распятого Христа, СИМВОЛИЗИРУЮЩЕГО духовный путь спасения для каждого верующего в Бога.
       Бывший преступник, воочию увидев и почувствовав силу Божественной Любви в рядом с собой распятом Христе, молящемся о спасении своих мучителей, что невозможно было обычному человеку, уверовал в воплотившегося Бога вопреки мнению всей толпы, глумящейся на Голгофе своими криками: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста!». Это был его подвиг веры.
       Умирая в страданиях, мучимый сам нестерпимой болью, бывший разбойник оказался способным проявить сострадание к Иисусу, и когда распятый слева от Христа злодей злословил Его, он, защищая Иисуса, прервал эти поношения: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!».  (Лк. 23:40 - 41). И это отражает его внутренний подвиг любви и личного покаяния.
       Несмотря на свое мрачное прошлое, бывший вор и разбойник не отчаялся во спасении и из глубины сердца, горящего этим покаянием и любовью к Богу,  попросил Иисуса: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»(Лк. 23:42)  И в этом был его подвиг надежды.

       И вот такой спасительный духовный подвиг преображения души происходил и происходит на протяжении всей истории христианства с тысячами и тысячами обычных грешных людей, которые при этом становились, прежде всего, внутренними подвижниками веры, «на коленках ползя» к Богу, каждый по своей стези.
       Это и преподобный Сергий Радонежский, ушедший из мира в глухой пустынный лес, это и преп. Серафим Саровский, тысячу дней простоявший в молитве на коленях на камне, и преп. Серафим Вырицкий, повторивший его подвиг в 20-м веке и оставивший в миру всё свое богатство и бизнес, это и блаженная Ксения Петербургская, и другие блаженные и юродивые.
       Это и образованнейший и умнейший человек, бывший управляющий знаменитыми в Российской империи заводами Терещенко, заработавший себе большое состояние и достигший уважения и славы в обществе  Илья Аминский, который вдруг решил бросить все и стать монахом, тайно от мира 30 лет нес свой молитвенный подвиг, живя, как зверь, в пещере Афона. И многие, многие другие святые, о житиях которых написаны сотни томов.

       Но и простые обычные люди, христиане, несут свой жизненный спасительный крест порой «ползком на коленках», преодолевая все скорби, напасти и беды на своем жизненном пути, оставаясь верным Богу.
       Мой духовный наставник отец Алексий Коловершин рассказывал, что он каждую неделю 5 лет ездил причащать на дому больную раком лежачую женщину, которой врачи сказали, что она не проживет и полгода.
       И поделился тем, что более радостного и счастливого человека не видел среди своих прихожан, - так она относилась к тому, что с ней происходит, смиряясь и с внутреннем терпением «ползя на коленках» к Богу.
       «Как же Бог меня любит!» - говорила она и лицо ее при этом освещалось радостной улыбкой.

       Так и сам отец Алексий, когда ему поставили диагноз, – рак поджелудочной железы, – не унывал и не роптал, благодушествовал в мирном духе. За полгода до своей кончины он говорил мне, что полностью предался в руки Божии, не беспокоится ни о своей болезни, ни о своем будущем, – у него твердая уверенность, что Кто-то о нем уже позаботился и всё, что нужно для него, уже приготовил, – ему остается просто терпеть свое положение и ждать то, что будет. Так и сказал, – что Богу теперь угодно, то Он и будет с ним делать ко спасению.
       А метастазы были уже и в печени… Но, что удивительно, – с ним, можно сказать, смертельно больным, рядом было так спокойно и радостно на душе, и так не хотелось расставаться!, – что эта благодать мира Духа Святаго наполняла не только всего его самого, но и приходящих к нему людей.
       Однако Крест этой болезни был для него настоящей Голгофой, на которую он восходил «ползя на коленках» со всеми муками химиотерапий, физических и душевных болей, но отец Алексий претерпел всё до конца. Как и сказано в Евангелии – "Претерпевший же до конца спасется" (Мф.24:13).

       В наше время, когда в качестве  идолослужения значатся комфорт, выгода, богатство, стремясь к которым массы людей готовы променять свои бессмертные души на временные земные блага (См. - "Монолог сатаны": https://www.youtube.com/watch?v=HfVunIJJ_Zo), пример поступков того или иного подвижника порой вызывающе и шокирующе  смотрится на фоне идеалов человеческого земного благополучия. Но этот пример – не от мира сего, и он призывает людей задуматься о горнем мире, о цене и цели того, ради чего мы живем и ради чего умираем.
       И если человек захочет, – нет, – возжелает всей своей душой почувствовать и приблизиться к Богу, то Господь может открыться ему так, что он ни во что вменит все богатства мира сего – ради того, чтобы быть всегда с Богом, навечно. И  будет готов для этого "ползти" к Богу даже "на коленках".

       Если бы люди увидели Бога, –
       Они бы оставили всё на Земле.
       Им было б не важно – «Какая погода?»,
       Им было б не важно – «Что будет в стране?».
       И было б не важно, во что им одеться,
       Что есть и что пить – в наступившей зиме,
       А только бы… – Взглядом Его им согреться,
       И быть не отвергнутыми – на Суде...