Нести свой крест без всякого пафоса, совершая повс

Лариса Рябова
Во все времена православные монастыри являются неотъемлемой частью социокультурной жизни Беларуси. Монастыри  это не только носители высокой духовности, книжности, но хранители и воспитатели в народе традиций христианской культуры и бережного и внимательного отношения к духовно-нравственным ценностям белорусского народа. История монастырей и монашества  тесно переплетаются с историей нашего Отечества и их  возрождение воспринимается многими  как свидетельство  нравственного оздоровления общества,  противопоставление бездуховности и погоне за одними материальными  благами. Значение монастырей сегодня велико и  выходит за рамки «удовлетворения религиозных потребностей верующих людей». Испокон веков в монастыри устремляются православные паломники и светские люди.  Миру нужны монахи. Потому что монахи – свет миру. А свет монахам - ангелы. Так говорили святые отцы.
У каждого монастыря свой характер, направление, дух, особенности расположения, служебные и уставные традиции. Но сама жизнь монастыря подразумевает единство с братьями, что жили  здесь ранее и что придут после. А объединяет всех   молитва и благодать Божия. Есть некий  Монастырь  Духовный, Небесный, но путь в Него начинается на земле.
Поэтому велика миссия православных монастырей «...есть молитва неусыпная о Церкви, Отечестве, живых и мертвых». По словам Митрополита Московского Филарета (Дроздова) не так много людей в обществе, которые призваны к монашескому подвигу. Могилевчанам повезло: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний принадлежит к числу людей о которых   патриарх Алексий II говорил, что это духовные светила, свет которых ярко сиял на всю тогдашнюю вселенную и своим отблеском озарял всю последующую жизнь Церкви.
Практически  нет  на родной земле  монастырей, служение которых не прерывалось в советский период. В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют всего лишь 35 монастырей.  В возрождении двух из них принимал участие владыка Софроний, и сейчас неустанно трудится над восстановлением Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря.
Восстановить из руин монастырь – тяжелый крест, понести который – подвиг. Думал ли мальчик из простой рабочей семьи,  проживающей в  селе Котельня- Боярская,    Бресткой области, что ему уготована такая судьба?
Его одноклассники, выпускники четвертой Бресткой школы и сегодня взирают на владыку с фотографии, которая висит в кабинете просторного деревянного дома архиепископа в могилевском переулке Крупской.  На снимке выпускник Степан Петрович Ющук еще даже не догадывается, что слова матери, которая в детстве водила сына в церковь, уже отзываются в юном сердце. Но впереди была еще служба в танковых войсках, с высоким уровнем   политического и воинского воспитания личного состава.  И конечно, о религии во время службы не говорили.  По завершении службы у юноши были определенные мечты,   но  и у Бога были Свои планы в отношении его. И Петр поступает в 1979г. в Ленинградскую духовную семинарию, а после ее окончания в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1986г. Так без передышки и отдыха сразу после одной армии  молодой человек угодил в другую. С куда более строим режимом.
  По завершению академии владыка был зачислен в число братии Свято-Успенского Жировичского монастыря. Вскоре он решил оставить мир и  9 апреля 1987 года  принял монашеский постриг с именем в честь святителя Софрония Иркутского. Но мир не отпустил его. 4 марта 1990 года владыка был возведен в сан игумена и назначен благочинным обители.
Трудное это было время, смутное. Распадается государство, великая держава под названием Советский Союз. И не просто так в народе говорят: «Не дай Бог, жить в эпоху перемен!» Легко ли было в это время верующему человеку? С одной стороны легко, потому что это соответствовало внутреннему миру, природе владыки Софрония. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного начала, против Божиего образа, вложенного в каждого человека. Но одновременно было и очень трудно, потому что в этот период времени как никогда в людях проявлялась жажда наживы, стремление обеспечить себе жизнь «здесь и сейчас». Многие люди жили  в соответствии с другими законами бытия, перед ними стояли совсем другие цели, другие нравственные критерии. Грех глубоко ранил нравственную природу человека, помрачил разум и кардинально исказил жизненные ориентиры. Радовало и вселяло надежды то, что в октябре 1989г.  в соответствии с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившем 9–11 октября 1989 года, был образован Белорусский Экзархат (Белорусская Православная Церковь) Московского Патриархата. И в  это  сложное время владыка Софроний       возводится в сан архимандрита и 19 июля  1994 года назначается наместником Ляданского Благовещенского монастыря, что в  45 км от Минска.
«Петр - ты камень. И на сем камне возведу я Церковь свою» – сказал Иисус одному из своих 12 учеников. Библейский апостол Петр    был живой человек, со своими слабостями и недостатками. И, тем не менее, Иисус Христос назвал его камнем. Так и сегодня православная церковь держится на   таких подвижниках,  как  владыка Софроний. Вроде бы на обычных людях. Не суровых, не обличающих. Скорее даже наоборот – мягких и терпеливых. Но именно эти качества переплавляются в силу духа, позволяющую стойко преодолевать трудности и лишения, разбивать все препятствия и возводить на голом месте новые храмы, возрождать разрушенные. Потому что твердым как камень человека делает вера.
Трагична судьба этого монастыря. Возник он  в первой половине XVIII века, когда селянину по имени Кирик явилась Богородица и указала место возведения православного храма, который был построен из дерева ляданским и окрестным населением. Много чудес произошло с того времени, но  в начале 1920-х годов Ляденский монастырь был закрыт.   В первые годы Великой Отечественной войны храм был вновь открыт оккупационными германскими властями. А в 1960 году храм был опять  закрыт, главная его святыня — Жировицкая икона Божией Матери — исчезла. С храма сорвали купол, а здание превратили в зернохранилище. Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища, пришел в совершенное запустение: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
В 1994г.   решением Синода Белорусской Православной Церкви Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь был возобновлен. И вот в эту разруху приезжает служить владыка Софроний. Его трудами был отремонтирован и восстановлен Благовещенский храм монастыря. Свято-Благовещенский Ляденский  монастырь явился в жизни  владыки Софрония тем прочным фундаментом, на котором духовно возрастала  его личность.
 И опять новое назначение: 3 февраля 2001 года он становится епископом Брестским и Кобринским.
Трудами владыки Софрония  был открыт Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, который находится на Госпитальном острове Брестской крепости. Свою историю монастырь ведет с 1480 г. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря и Бреста является преподобномученик Афанасий (Филиппович). В храме Рождества Пречистой Девы Богородицы 1 июля 1648 года игумен совершил свою последнюю литургию. После чего был закован в колодки и отправлен в тюрьму Берестейского замка. Здесь игумена Афанасия принуждали к отречению от Православия, но он не отрекся от веры и завершил свою жизнь мученической кончиной 18 (5 по старому стилю) сентября 1648 года. Воин Христов, духовный покровитель храмов и верующих, он словом свидетельствовал о вере православной, заплатив за это кровью и страданиями. Но даже и после смерти преподобномученика не было ему покоя! Только через 8 месяцев монахи узнали о смерти своего наставника. И под покровам ночи братия Рождественского монастыря забрали тело и похоронили его в Симеоновском монастыре. После его закрытия, мощи вывезли во Францию, в один из русских женских православных монастырей.
Но годы богоборчества сделали  свое разрушительное дело.  В 2001г. городские власти выделили для возрождения монастыря бывший «казематированный редут» – двухэтажное здание Брестской крепости в котором раньше размещалась полковая школа 84 стрелкового полка. Монастырю также было представлено 88 соток земли.  И возрождал обитель  епископ Брестский и Кобринский Софроний. Владыка лично следил за ходом работ по восстановлению переданного монастырю здания заброшенной казармы. И уже   4 декабря 2001 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был отслужен первый молебен, а ровно через год был освящен одноименный домовый храм, расположенный на втором этаже сестринского корпуса.
Это сегодня обитель не узнать: почти разрушенное здание восстановлено, построены небольшая колокольня и летний храм. Есть в обители свой,  пчелиная пасека, птичник, библиотека, пошивочные и золотошвейная мастерские, заложен сад. Благоустроена и монастырская территория, монастырский ландшафтный дизайн территории сделан по всем правилам.
Даже трудно поверить, что совсем недавно здесь было  пустынная и заброшенная территория. И свершилось великое чудо – на родину, в Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, возвращены   частицы мощей  преподобномученика Афанасия (Филипповича). И поныне монастырь остается непререкаемым свидетельством несокрушимости древнего Православия на белорусской земле.
Решением Святого Синода Белорусского Экзархата от 4 июня 2002 года епископ Софроний  возведен на Могилевскую кафедру.  И здесь  Господь   сподвиг  владыку Софрония взять крест потяжелее –возрождать Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь под Мстиславлем, терпя при этом скорби  из-за катастрофической разрухи обители. Монастырь основан в 1380 году во времена Великого княжества Литовского родоначальником князей Мстиславских Лугвением-Симеоном. Предание гласит, что в возрасте 30 лет Лугвен серьезно заболел, почти ослеп. Во сне старец сказал ему: «Если хочешь прозреть, иди в пустынь. Найди там криницу и омой глаза». Князь так и сделал. А когда зрение чудесным образом вернулось к нему, то первое, что он увидел, согласно легенде, была Чудодейственная икона Богородицы, явившаяся в листьях липы, которая росла над источником. На этом месте князь Лугвен велел основать монастырь, а над криницей поставил часовню. Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.  XX веке храмы разрушили. В другие монастырские здания заселили школу и детский дом. Когда их закрыли, Пустынки пришли в запустение, полностью оправдывая свое название. Чудотворная икона исчезла.

 Владыка Софроний   несет свой крест, без всякого религиозного пафоса совершает повседневный незаметный подвиг. Владыка верит, что  монастырь продолжит свою жизнь, а если есть вера, то обязательно будет и результат. Отстроенную заново церковь Рождества Пресвятой Богородицы и построенную купель осветил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Уже открыта и освящена Покровская церковь  монастыря.
Монастырь  стал центром духовного притяжения и окормления для верующих и ищущих людей.  Иногда человек приезжает сюда просто отдохнуть, преклониться Нерукотворному Лику Иисуса Христа, и чувствует вдруг что-то необычное, соприкасается с внутренней красотой и гармонией Православия. И в следующий раз приезжает с более серьезными намерениями  и начинает  духовно возрастать, здесь душа находит укрепление.
1 февраля 2018 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом владыка возведён в сан архиепископа.
Я часто задумываюсь: «Откуда силы у этого хрупкого человека?» И ответ нахожу только  в  словах   святителя Феофана Затворника: «Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».  И мне, порой, кажется, что я  чувствую, как благодать Божия, называемая святыми отцами «лучами Божества», «Божественной славой», сходит на  владыку Софрония. И я  чувствую, что она касается и наших сердец.
Известно, что Господь хочет взять к Себе сверкающую душу, очищенную от коросты страстей. И чтобы это произошло, темные силы должны выйти на открытую брань, и мы должны вступить с ними в борьбу. Владыка Софроний  отвечает не только за очищение своей души от греховных помыслов, но и за души вверенных  ему духовных чад, помня слова святителя Иоанна Златоуста: «Великое дело одолеть самому собственные страсти, но гораздо важнее убедить и других принять тот же образ мыслей».
 Архиепископ  Софроний во всех обстоятельствах своей жизни великий молитвенник и подвижник.  И не случайно, 23 августа 2009 года перед началом литургии в Трехсвятительском соборе мужчина напал на владыку и ножом  ранил  его. Потом стало известно, что  37 –летний мужчина состоял  на учёте в Могилёвской областной психиатрической больнице. Софроний не  просто закрылся от нападающего руками, он хотел остановить его. И не было злости и страха в глазах владыки, только безмерная жалость к преступившему закон и человеческие нормы человеку.  Но одержимый  не знал пощады – резал руки владыки, повредил ему вены. Известие об этом трагическом событии с быстротой молнии облетело  г. Могилев, все прихожане молились о здравии владыки, а он молился о нападающем.

Владыка, с детства приученный к труду,  не гнушается физически работать. «Молитва и труд – два весла, – говорил один старец, будешь нажимать равномерно, и лодка поплывет прямо. А если нажимать сильнее на одно весло, лодка станет крутиться на месте» Лодка под управлением арихиепископа Могилевского и Мстиславского  Софрония идет правильным курсом.

.



Восстановленная Покровская церковь – составная часть комплекса, который был основан в 1380 году мстиславским князем Симеоном Ольгердовичем. Монастырь расположен в 12 км от Мстиславля и всего в полукилометре от границы с Россией. Существует легенда, что князь Симеон после тяжелой болезни стал плохо видеть, и зрение его все ухудшалось. Однажды во сне ему явился старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Князь нашел пустынь и источник в живописном месте неподалеку от Мстиславля. Зрение к нему вернулось, и он в благодарность построил рядом с источником монастырь, а к исцеляющему роднику потянулись верующие со всей округи.
 
В XVI веке Пустынский монастырь был одним из крупнейших на восточно-белорусских землях. Строения его были деревянными. В 1601 году он стал униатским. В 1801 началось строительство на месте прежних каменные строения. В 1839 монастырь вновь вернули в лоно православной церкви. В 1865 году была построена Покровская церковь.
 
В 1925-м новые власти выселили монахов из обители, а все имущество, в том числе иконы, было конфисковано. В кельях разместили детей-сирот – объект стал детским домом, благодаря чему постройки монастыря сохранились еще на несколько десятилетий. В конце двадцатого века монастырь опустел совсем.
 
Работы по его восстановлению были начаты в 2003 году: здесь снова поселились монахи. В одной из древних построек на стене появилось изображение Христа. Лик, проступивший через несколько слоев облупившейся штукатурки и напоминающий отпечаток знаменитой Туринской плащаницы, называют нерукотворным. Славится далеко за пределами Беларуси целебными свойствами и вода из местного источника, что также дополняет интерес паломников и туристов к объекту – в летний период их количество превышает тысячу человек. Руководство Мстиславского района надеется, что с восстановлением Покровской церкви поток их возрастет. А сам комплекс станет местом проведения духовно-образовательных мероприятий. «В настоящее время обсуждается возможность участия монастыря в Пустынках в духовном фесте, который планируем провести на площадке Мстиславля в текущем году уже второй раз», – рассказал заместитель председателя Мстиславского райисполкома Игорь Мельников. Главное - что люди не учатся на своих ошибках. Человечество ничему не научилось. Мы постоянно повторяем те же самые ошибки. Любимая фраза Василия Ключевского: "История - фонарь будущего, который светит человеку из прошлого". Не наступайте на одни и те же грабли. Никакое общество не застраховано от ошибок, от нового прихода диктатуры, мы можем ждать ее с одной стороны, а придет она с другой. Мы должны учиться из истории и развивать духовность.