Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -4

Кузьмена-Яновская
"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

****************************

Кому-то может показаться, что этим заявлением Иисус Христос противоречит Отцу
Своему Небесному, не соглашаясь с Ним.
Но как же так? Нет, такое попросту невозможно, ибо тогда Он противоречил бы
не только Ему, но и Самому Себе:
"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдёт в Царствие Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного". (Мф.7-21)

Так в чём же тут дело?

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб"...

"Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что
он сделал. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение
на теле человека, так и ему должно сделать,
Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё; а кто убьёт человека, того должно
предать смерти. Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для
туземца; ибо Я Господь, Бог ваш." (Левит. 24:17-22)

Разве не то же самое утверждает и Сам Христос:

"Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними, ибо в этом закон и пророки". (Мф.7-12)

Нет, Сын нигде не противоречит Отцу и не опровергает Его, но дополняет, продолжая начатое.

"Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу
благоразумному, который построил дом свой на камне;
И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот;
и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобляются человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегали на дом тот; и он
упал, и было падение его великое;
И когда Иисус окончил слова сии, народ удивился учению Его,
Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. (Мф.7:24-28)

Изначально человек - это животное, конечное звено в эволюционной цепочке
преобразований животного мира. И как бы там ни было, животное живёт в каждом человеке. Животное же любое, находясь во власти инстинктов, цепляется за свою
жизнь, совершенно не ценя жизнь другого. Ибо испокон веков оно использовало в
пищу слабого и спасало свою шкуру от посягательств сильного, чтобы самому
не сделаться пищей. Это у животного в природе.

Однако человек в то же время имеет душу, подаренную ему Творцом. То есть он
является, в отличие от всех остальных животных, существом духовным, способным
думать и чувствовать, и ему присуще чувство собственного достоинства.
Осознавая себя человеком, он ценит свою жизнь - дар Бога - так же как и жизнь
себе подобного, потому что так велит Его Отец Небесный, Творец и Создатель.

Это закон Божий - вечный и неизменный.
И человек, осознающий себя человеком, а не животным, должен жить в соответствии
с этим законом, усмиряя в себе животные инстинкты, выработанные за миллиарды лет эволюционного становления, то и дело стремящиеся вырваться наружу в желании
поглотить в человеке всё человеческое.

Но по закону Божьему, в соответствии с Его заповедями, человек как существо
духовное не должен унижать себя, свою душу, до уровня животного, но должен
стремиться приблизиться к Богу, стать выше - духовно выше.

И потому для людей существуют заповеди - закон Божий. А для тех, кто не осознаёт
себя человеком, руководствуясь животными инстинктами, закон не писан. Однако
люди-то должны знать, как вести себя по отношению к ним, несознательным,
не нарушая закона Божьего: то есть по справедливости - "око за око и зуб за зуб".

Или, говоря словами Иисуса Христа:
"Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они
не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." (Мф.7-6)

И Отец и Сын, не противореча друг другу, опираясь на основоположение Закона
Божьего, возводили дом человеческого существования на каменном фундаменте
принципа справедливости.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Ожегов) - 1. См.справедливый.
2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастное.
СПРАВЕДЛИВЫЙ - 1. Действующий беспристрастно, соответствующий истине.
2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. 3. Истинный, правильный.

"Око за око и зуб за зуб" - в этом наставлении был заложен изначальный принцип справедливости, понятие справедливого суда, когда никому не дозволено безнаказанно лишать жизни человека - любого человека: ни бедного ни богатого, ни умного ни
глупого, ни больного ни здорового, ни пришельца ни туземца... Никому
не дозволено творить зло безнаказанно. Нельзя. Без каких бы то ни было
рассуждений и оправданий - нельзя.
Ибо главный принцип Божьей справедливости тот, что жизнь любого и каждого
человека ценна, бесценна. И равноценна - будь то царь или раб.

Но в эпоху Адама и Евы среди людей не было никакого осознания ценности
человеческой жизни, не было никакого понятия права и справедливости.
И своим напутствием "око за око и зуб за зуб" Господь призывал Своих чад
неразумных соблюдать заповеди закона Божьего во имя дальнейшего существования Божественного миропорядка на земле.
Ибо справедливость должна вершить любые распри людские.

Иисус со Своей стороны дополнил, продолжая заложенные Отцом основы закона справедливого суда Божьего, понятиями тщательного расследования всякого преступного деяния человеческого, начиная от выявления мотива, хода следствия и вплоть до
выяснения окончательного решения; основы, позволяющие выяснить истину для
установления справедливости без унижения и попрания человеческого достоинства.

"... Но кто ударит тебя в ПРАВУЮ щеку твою, обрати к нему и ДРУГУЮ; кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя РУБАШКУ, отдай ему и верхнюю одежду..."

РУБАШКА (Ожегов)- 1. Одежда из лёгкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская)./Своя рубашка ближе к телу (посл.)
2. Цвет шерсти, масть (спец.)/ Пятнистая рубашка.
3. Обратная сторона игральной карты.
4. Верхний, покрывающий слой, оболочка (спец.) /Рубашка плода, зерна, кокона, луковицы.
РУБАХА - То же, что рубашка (в 1 знач.). Рубаха-парень (разг.) - открытый,
простой в обращении человек.
РУБИЩЕ - ветхая, рваная, изношенная одежда. Ходить в рубище. Жалкое рубище
РУБИТЬ - 1. кого-то. Ударяя чем-н.острым, разделять на части, отсекать,
размельчать,
2.что. То же, что строить (из бревен)./Рубить, избу. Рубить колодец.
3.что. Со словами "уголь", "руда": то же , что добывать.
4.что. Действовать прямо, говорить прямо, резко (разг.) /Рубить правду-матку
в глаза,

Вряд ли какой бы то ни был сыр-бор затевался бы из-за твоей поношеной рубашки.
Ясное дело, здесь скрывается другой смысл.
И что кроется за "ударом по правой щеке твоей"? Сразу ведь не поймёшь, тем более,
что всякого рода "пощечины" отвешиваются, как правило, неожиданно. Поэтому
с ответом сгоряча на чей бы то ни было "горячий привет" лучше бы не спешить.
Разумнее "подставить другую щеку", переводя назревающий конфликт в другую,
более спокойную плоскость, чтобы, сумев выдержать удар, остаться на высоте,
не уподобившись желающему унизить тебя - это одно.  И другое - необходимость
выиграть время для более полного понимания возникшей ситуации.

Ведь главное - понять мотив действий твоего противника. Основной мотив
по-настоящему важен, если желаешь постичь суть происходящего, понять, какие силы движут тем, кто явит зло в отношении тебя...под какою бы праведной и благородной личиной это зло ни было бы сокрыто.

Если же в самом деле твой обидчик жаждет справедливости, и ты уверен в своей
правоте, предоставь ему доводы, известные только тебе, и факты, известные всем.
Предоставь ему свободу действий до определённого предела, не противясь злому и не провоцируя очередное зло, но наблюдая до поры до времени за ним со стороны, ты сможешь правильно оценить истинное положение вещей для преодоления этого самого
зла без порождения нового зла со своей стороны.
Однако этот правильный ответ будет возможен лишь после того, как выявится
истинная правда, скрываемая противником под маской лукавого коварства или
показного, лицемерного благочестия.

Всему придёт своё время, если проявить выдержку и терпение.