Репортаж о космическом путешествии 12 ноября 2047

Рита Аксельруд
               
  Молодой учитель физики и астрономии быстрым шагом поднялся на третий этаж недавно отремонтированного  школьного здания и с улыбкой подошёл к двери кабинета физики. В руках у него была полупрозрачная папка. Ученики 12-го класса, стройные ребята и девушки, окружили его и радостно поздоровались:
- Здравствуйте, Владимир Павлович!
  Все вместе они вошли в кабинет, освещённый солнечными лучами, льющимися из больших окон. На горизонте голубой полосой сверкало море,но сейчас никто из школьников не смотрел в окно. Все взгляды были прикованы к папке в руках учителя.  Когда все расселись за столами, Владимир Павлович достал из папки маленькую красную флэшку, вставил её в компьютер  и многозначительно обвёл взглядом всех ребят, сгоравших от нетерпения.

   Наконец, на экране появился долгожданный текст. Учитель читал громким голосом, срывающимся от волнения:
« По решению Украинского космического агентства  первое место в конкурсе для старшеклассников «Луна зовёт» занял проект  учащихся  Одесского областного лицея «Строим дом на Луне». Международная ассоциация космических исследований награждает победителей   полётом на космическом корабле «Селена" по орбите «Земля-Луна-Земля».
   
 Ребята в едином порыве вскочили со своих мест и бросились обнимать учителя.  Все были неимоверно счастливы. Целый год они создавали этот замечательный проект, а потом три месяца ждали результатов конкурса.  И вот, наконец, победа.  В конкурсе принимали участие сотни школьников  по всей земле, во многих странах,  а в Украине  первое место заняли они! Руководил проектом их молодой учитель Владимир Павлович. 

  Они были обязаны победить, потому что все знали, что Владимир Павлович  - правнук первого учителя физики их школы Владимира Петровича Рудковского. Большой портрет этого замечательного учителя висит в вестибюле лицея напротив  главного входа. А эти ребята хорошо помнят, как торжественно отмечался  100-летний юбилей со дня его рождения. Пятьдесят лет проработал он в их приморском посёлке , и каждый год юные техники уверенно занимали первые места на районных, областных  выставках детского творчества и даже на республиканских конкурсах.

   И вот теперь уже его правнук Владимир Павлович после университета приехал  учителем в школу, где работал его прадед. Здесь учился и занимался техническим творчеством, делал модели космических аппаратов его отец  Павел.  И Володя с детства научился настраивать телескоп и смотреть в звёздное небо, давно решил, что станет учителем физики и астрономии, как его прадед.  Теперь он с ребятами осуществил давно задуманный проект дома на Луне. Они победили и полетят к Луне!
 
                Глава 2.
      Очень скоро все в лицее знали о победе в международном конкурсе. Ребят поздравляли, многие завидовали. Шёл 2047-й год. Лицей готовился торжественно отметить своё 60-летие. Здесь берегли традиции, украшением школы был созданный учителем физики ещё в 90-е годы двадцатого века музей космонавтики. Появилось много новых экспонатов, так как науки о Космосе не стоят на месте. Полёты на космических кораблях вокруг Земли давно стали доступными многим. Теперь, чтобы подняться в космическую ракету, побывать в невесомости  и посмотреть на нашу планету со стороны, уже не нужны   изнурительные тренировки. Летают в Космос и школьники.

   Человечество начинает осваивать Луну. Созданы сотни проектов, пытающихся решить множество задач. В первую очередь очень важно  научиться получать на Луне воздух и воду. Атмосферы у Луны нет, и даже если бы вокруг Луны появился воздух, молекулы водорода, кислорода, водяного пара не смогли бы удержаться около поверхности и улетели бы в открытый Космос.  А люди, прилетевшие с Земли на Луну, не могут ведь долго находиться в скафандрах. Значит, нужны специальные дома под надежной крышей,  способной уберечь от смертоносных космических излучений, от падения метеоритов, дома с  собственной атмосферой, пригодной для жизни.  Эту задачу попытались решить школьники своим успешным проектом «Строим дом на Луне».

   Теперь они занялись тренировками и подготовкой к полёту в Космос. Пусть пока они не смогут побывать на Луне, но им предстоит увидеть и сфотографировать  со стороны родную планету и её спутницу Луну. А может быть кто-то со временем и на Луне побывает.
 
    Быстро пролетели два месяца занятий и тренировок. И вот пятнадцать  украинских  школьников вместе с учителем Владимиром Павловичем  прибыли в центр подготовки к космическим полётам  в США. Все ребята прекрасно владеют английским, все здоровы, все охвачены нетерпением поскорее оказаться в космическом корабле. До полёта осталось десять дней. Их поселили на 20-м этаже высотного здания в отдельных номерах по два человека в каждом. Рядом в номерах были ребята из Новой Зеландии и Бразилии. Вместе они слушали лекции и посещали спортивный комплекс, вместе им предстояло совершить первый такой коллективный полёт к Луне на космическом корабле, похожем на большой аэробус.  А Владимир Павлович готовился к очень ответственному уроку – уроку из Космоса для школьников Земли.
                Глава 3.
   Наконец, наступил долгожданный день полёта. Все школьники в голубых скафандрах  сели в автобус, который повёз их на космодром. С ними ехали их руководители и инструкторы. Космодром поражал воображение своими огромными размерами. Автобус подъехал к стартовой площадке. Там всех ребят уже встречали.  По команде инструктора  космические путешественники  стали подниматься на лифте на самый верх вдоль ракеты и входить в космический корабль. Здесь им предстояло провести несколько суток в интереснейшем, небывалом путешествии к Луне, вокруг Луны и снова к Земле. Никто из них даже не предполагал, сколько волнений им предстоит, какие неожиданности впереди.

   Их встретил командир корабля Луи Джонсон и его помощница Натали. Девушка была в оранжевом скафандре и говорила по-английски. Но, услышав русскую речь, она и сама обратилась к девочкам из Украины:
- Вы из России?
-Нет, мы из Украины, из приморского посёлка  под Одессой, - ответила самая маленькая из девочек Оксана с весёлыми веснушками на щеках и с рыжеватой  чёлкой.
- Так вы мои земляки, - обрадовалась Натали, - я тоже из Одессы. Мы летим вместе! Садитесь в кресла, кто с кем хочет – один иллюминатор на двоих.
То же самое Натали повторила по-английски.  А ещё она сообщила о том, как будет протекать полёт. Ребята знали, что их ждут необычные ощущения – перегрузки при взлёте и невесомость в те моменты, когда корабль вылетит на околоземную орбиту, и двигатели будут отключены.   Во время тренировок на земле, в специальном самолёте все школьники не раз  подвергались и перегрузкам, и невесомости. Но всё-таки  все волновались, особенно девочки. Но вида никто не показывал. Пристегнулись, надели гермошлемы - шарообразные головные уборы, которые герметично соединялись с верхом скафандра -  и с любопытством ждали новых команд. 

  Наконец, в наушниках прозвучала команда «Пуск», ракета оторвалась от стартовой площадки и устремилась вверх. Начался полёт. А учитель Владимир Павлович начал свой урок из Космоса. Он говорил на английском, так как его слушали с огромным вниманием школьники в разных уголках планеты Земля:
 - Дорогие ребята, начинаем урок физики и астрономии  прямо из космического корабля «Селена". Только что наша ракета вылетела с космодрома  на мысе Канаверал, чтобы совершить интересное путешествие к нашему естественному спутнику - Луне. В космосе побывают пятьдесят школьников - победителей Всемирного космического конкурса. Это юноши и девушки из Украины, Бразилии и Новой Зеландии. В момент вылета все пассажиры космического корабля почувствовали, как их прижимает к креслам невидимая сила. Вес каждого значительно увеличился из за того, что ракета летит с ускорением. Но это не страшно. Все путешественники готовы к перегрузкам.      
    
  Вторая  ступень нашей трёхступенчатой ракеты придала ракете скорость 7.9 км/с. Это первая космическая скорость. Двигатели  вывели ракету на околоземную орбиту.  Теперь  двигатели отключены, ракета летит по инерции вокруг нашей планеты Земля. Теперь мы в невесомости.
 
  Всем пассажирам разрешили снять гермошлемы и отстегнуть ремни. Каждый ощутил это непередаваемое чувство невесомости и полной свободы. Многие ребята не решались отпустить поручни и оторваться от кресел, но все взоры были прикованы к иллюминаторам – они летели над Землёй и видели со стороны свою родную голубую планету.  А Владимир Павлович продолжал урок:
- Нашему кораблю предстоит совершить один оборот вокруг Земли в течение полутора
часов. Под нами Земля. Это прекрасное зрелище. Сквозь облака проглядывают океаны и континенты. Пока мы летим над той частью планеты, которая освещена Солнцем. Но скоро корабль окажется над неосвещённой частью Земли. Вот сейчас в Европе ночь. Мы пролетаем над большими городами. Это понятно по множеству огней под нами. Как только наш корабль снова окажется на солнечной стороне, мощные двигатели снова заработают со скоростью 11.2 км/с , и корабль направится к Луне.
                Глава 4.
   Пока учитель рассказывал, никто из ребят уже не сидел в креслах. Все хотели в полной мере испытать необычное чувство невесомости. Друзья обнимались,  плавали по кораблю, стараясь не столкнуться с другими. Натали заботливо наблюдала за всеми, хоть это было нелегко. Вдруг она увидела, что девочка Джесси из Бразилии  плачет, сидя в своём кресле и держась за поручни. Оказалось, что девочка не рассчитала сил и столкнулась с парнем из Новой Зеландии. Они стукнулись головами,  и это было довольно ощутимо.      Натали скомандовала всем вновь усесться в кресла и пристегнуться. Начинался новый этап полёта.
 
            Заработали двигатели космического корабля, невесомость исчезла, все снова ощутили свой вес. В корабле было светло, а за стёклами иллюминаторов  перед ними была чернота и яркими цветными точками сверкали звёзды. Оторваться от этой картины было почти невозможно, Но Натали дала команду: «Обед». Тут все сразу почувствовали голод. Над иллюминаторами были специальные камеры для продуктов. Каждому достался пластиковый пакет с надписью №1.  На откидных столиках появились тубы с яркими картинками и надписями: «Борщ», «суп с грибами», «суфле из курицы», «клюквенный кисель». Хлеб был упакован в специальные коробочки, где каждый кусочек можно было достать отдельно и положить в рот. Эта еда была знакома ребятам. Они знали, что в невесомости невозможно есть ложками из тарелок и пить из стаканов. Такая упаковка позволяла космонавтам питаться и в невесомости, когда отсутствует гравитация.

  О том, как обедают космические путешественники, сразу же сообщил на Землю учитель, сопровождая свои объяснения видеокадрами. Школьники и все желающие на Земле могли осмотреть устройство космического корабля. Салон был похож на салон пассажирского лайнера. Но в центральной части вдоль всего помещения  располагались различные спортивные тренажёры. Во время всего полёта путешественники имеют возможность заниматься спортом, тренировать мышцы, ведь невозможно несколько суток сидеть в креслах, надо двигаться.
  Учитель подошёл с микрофоном к двум юношам из Бразилии:
- Ребята, представьтесь и расскажите своим друзьям на Земле, что Вы сейчас чувствуете.
Один из парней, высокий, кареглазый, обрадовано кивнул и заговорил в микрофон:
- Меня зовут Пит, а это мой друг Саймон. Мы счастливы, что выиграли конкурс и теперь летим к Луне! Это с детства было моей мечтой.  Я обязательно стану космическим инженером и буду проектировать станцию на Луне. Всё это очень интересно. 
 
   Владимир Павлович подошёл к девушкам из Украины, своим ученицам:
- Скажите честно, было страшно, когда ракета взлетела, и Вас придавило к креслам?
- Вовсе не страшно, - заявила серьёзная отличница Людмила, - на тренировках бывало и хуже. Мы знали, что нас ждёт. Тех, кто боялся и не смог преодолеть свой страх, не допустили к этому путешествию. Поэтому нас только пятнадцать человек из класса.
   
   Полёт продолжался. Все ребята уже полностью освоились, общались друг с другом, многие вели записи в своих планшетах. Юноши оставили свои удобные кресла и занялись спортом на тренажёрах. Руководители всех трёх групп внимательно следили за этими спортивными занятиями.   После космического ужина из пакетов №2 был объявлен отдых.  Все удобно расположились в креслах и пристегнулись. Можно было поспать несколько часов, пока космический корабль преодолевал большую часть расстояния от Земли до Луны.  Все, кто в это время смотрел в иллюминатор, видели Землю в виде небольшого светло-голубого диска. Казалось, что в Космосе теперь две Луны. 
                Глава 5.
  Владимир Павлович внимательно оглядел своих питомцев, убедился, что все спят и решил тоже немного поспать. Вдруг он проснулся от внезапного чувства тревоги. Что случилось? В помещении было тихо, но он увидел, что мигает красная лампочка пожарной сигнализации. Учитель встал и медленно направился в сторону туалетов. По дороге он заметил два пустых кресла там, где сидели ребята из Новой Зеландии.Дверь в туалет бесшумно отъехала в стенку, и почувствовался запах дыма. Кто-то курит, хотя всех предупреждали, что курить в корабле строго запрещено. От дыма и сработала лампочка, предупреждая о пожаре. Как быть? Не хочется поднимать шум, но ситуация опасная. Учитель громко сказал по-английски:"Немедленно погасите сигареты водой и выходите!" Два парня вышли, опустив головы. Пожарная лампочка погасла. Юноши прошли на свои места. Они не знали, что такая же лампочка мигала и в кабине командира корабля. Помощник командира вошел в салон и разбудил стюардессу. Натали тут же разбудила руководителей ребят, чтобы выяснить, кто виноват в случившемся. Владимир Павлович не спал. От него узнали подробности.  Было решено, что нарушители, едва не приведшие к большой беде, обязательно будут наказаны, но пока пусть все ребята спят. Корабль "Селена" продолжал свой полет к Луне. За стеклами иллюминаторов была все та же чернота, в которой мерцали звезды.
           Глава 6.
  По звонку все проснулись. Вместо приветствия школьники услышали строгий голос командира корабля:
- Произошло грубое нарушение дисциплины и порядка, чуть не приведшее к пожару и гибели всех!Только подумайте, из за злостных нарушителей вы все могли погибнуть, и корабль мог превратиться в горстку космической пыли. Хорошо, что учитель из Украины вовремя остановил нарушителей. Взрыва не произошло. Виновники будут наказаны уже после возвращения на Землю. Такое мы приняли решение. Полет к Луне продолжается.

   Командир вернулся в кабину корабля, а учитель Владимир Павлович продолжал урок:
- Внимание, ребята, до Луны остаётся примерно шестая часть пути. В этой точке сила земного тяготения уравновешивается силой лунного тяготения.
Двигатель на короткое время будет  выключен. Вновь наступит невесомость. Хочу, чтобы вы не пропустили этот момент.
В корабле все зашевелились, стали отстёгивать ремни безопасности, приготовились хоть немного полетать. Как только наступила невесомость, почти все ребята стали выплывать из своих кресел. Некоторые делали кульбиты, кувыркались, взлетали к потолку корабля. Через полчаса все почувствовали, что невесомость исчезла. Это означало, что снова включены двигатели. Учитель объяснил, что теперь   лунное тяготение начинает преобладать над земным. Чтобы сохранить скорость постоянной,  включены тормозные двигатели.  Сила тяги должна быть равна силе притяжения Луны.
 
   Полёт к Луне, особо отметил Владимир Павлович, выполняется по так называемой «Трассе Кондратюка». Для тех, кто никогда не слышал этого имени, учитель рассказал:
- Больше ста лет назад, когда люди ещё только мечтали о полётах в Космос, был такой замечательный учёный- самоучка Юрий Кондратюк, самостоятельно разработавший основы космических полётов. Ещё в в двадцатые годы прошлого века он издал книгу под названием «Завоевание межпланетных пространств». В этой книге он подробно описал полёт к Луне, где предложил использовать силы притяжения Луны.  По его книге был произведён первый в мире успешный полёт на Луну американскими астронавтами ещё  в 1969 году. С тех пор все полёты к Луне выполняются по «Трассе Кондратюка». Запомните, ребята, это имя!
   
   По мере приближения к Луне будет увеличиваться сила притяжения к Луне,  и можно будет регулировать работу двигателей корабля с учётом этого  притяжения.  Вы чувствуете, что невесомость исчезает,  все тела в корабле снова постепенно  обретают вес. Но так как Луна гораздо меньше Земли, ускорение свободного падения здесь  меньше. Наша масса остаётся прежней, а вес уменьшается в шесть раз. Об этом знают уже давно, об этом писал в своём научно-фантастическом романе «Из пушки на Луну» знаменитый фантаст Жюль Верн ещё в девятнадцатом веке.  Тогда люди могли только мечтать о космических полётах. Но теперь мечты стали реальностью.
 Теперь мы с Вами приближаемся к Луне на замечательном космическом корабле.
                Глава 7.
   
  Луна притягивает наш корабль. Теперь внимание – мы начинаем облетать Луну с той стороны, которая не видна с Земли.
  Все путешественники снова приникли к иллюминаторам и стали рассматривать лунную поверхность. Ребята давно внимательно изучили поверхность Луны по картам и фотографиям. Конечно, все знали, что тёмные пятна на Луне – это кратеры, что на Луне нет воды, а «моря» - это только названия. Но карты – это одно, а увидеть всё своими глазами – это совсем другое. То и дело слышались возгласы ребят:
- Смотрите, какие высокие горы на Луне!
- А вот знаменитое море Дождей!
- Да, оно без воды!
- Зато где-то там стоит первый «Луноход».
 
  Корабль «Селена" летел  вокруг Луны  на высоте двухсот километров с выключенными двигателями, по инерции. Все снова ощутили уже ставшее привычным состояние невесомости. У кого-то из рук выпала камера и больно стукнула  хозяина по спине. Парень воскликнул:
- А я думал, что камера теперь ничего не весит, как пёрышко! Вот где надо изучать физику!
 Все, кто были рядом, дружно рассмеялись.
Корабль облетел Луну дважды и направился в обратный путь к Земле. 
- Прощай, Луна! До скорой встречи уже на твоей поверхности!