Дневник. Запись от 9 апреля 2021 г. Скульптура

Михаил Акиньшин 2
                Записи этого дневника я завещаю самой прелестной   
                девочке  на свете - Симе, чтобы прочитав их, она   
                могла узнать, какой она была в 7 лет.               
               
   Вспоминаю, как совсем недавно, Сима высказалась о изображении в искусстве человеческого тела в обнаженном виде. Мы никогда не обсуждали с ней эту тему, хотя расхождения в понимании этого феномена уходят в глубокую древность. У меня дома имеются разные фигурки, выполненные в том числе и мною, изображающие обнаженных женщин, и никогда никто, в том числе Сима, как мне казалось,  не обращали на них особого внимания. В этот раз она подошла к настольным часам, обрамление которых было выполнено в виде лежащей обнаженной женщины в стиле тициановской Венеры, и проведя ладошкой по ее выпуклым местам, заявила, что изображать не прикрытыми одеждой эти места не прилично. Ее ничем не обусловленное заявление явно требовало ответа. Мы с ее мамой объяснили  это тем, что так изображали человеческое тело древние греки и подражавшие им римляне и художники эпохи ренессанса, которые понимали природу вещей иначе, чем мы. Уже тогда я понял, что это объяснение не достаточно и требуется более доступное для понимания этого явления у современного человека, как я сделал это однажды в случае с картинами средневекового художника Босха, на которых люди изображены уродами, каковыми они в действительности не бывают. Дело в том, что обнаженными изображались не люди, а их древние языческие боги, похожие на людей, но имевшие совершенные и прекрасные тела, которых они не стыдились и не прикрывали одеждой. Уже значительно позже художники стали изображать людей, которые в отличие от богов имели массу недостатков в своих фигурах. Чтобы не показывать эти недостатки, их скрывали под одеждой. Открытыми оставались только лица и руки, по которым можно было многое узнать о их владельцах: возраст, профессию, положение в обществе, а часто и их взгляды на существующий мир. Иногда и сегодня художники, испытывая ностальгию  по прекрасному прошлому, изображают людей обнаженными, но этим они подчеркивают неполноценность  людей с недостатками: с нарушенными пропорциями тела, излишне толстых, изуродованных старостью и болезнями. Думаю, что Сима была права, она разглядела некое унижение человека подчеркиванием достоинств его физического тела и недооценкой его более важной внутренней сущности.